В исследовании массовых коммуникаций

 

Подготовка методического инструментария предполагает в первую очередь создание опросника – анкеты (кроме анкеты к методическому инструментарию исследования относятся разного рода иллюстративные, наглядные материалы, используемые в ходе опроса). Создание анкеты становится возможным в результате концептуализации и операционализации основных понятий.

Опросник (анкета) – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, раскрывающая содержание проблемы.

Опрос доставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания, мнения, отношения и поведенческие отчеты.

Факты – например, выписывает ли респондент газеты, есть ли у него телевизор и т.д.

Знания – это суждения респондентов о фактах окружающего мира, например, о наличии тех или иных телепередач в сетке вещания.

Мнения – это устойчивые ориентации респондентов, оценка вещей в их значимости для них, например, суждения о качестве телепрограмм, фильмах, книгах и т.д.

Отношения – это суждения респондентов о своих поведенческих предпочтениях, например, о том, какие телепрограммы они предпочитают смотреть, какие газеты читать. Причем, мнения и отношение могут не совпадать. Зритель может низко оценивать ту или иную тепередачу, ее художественный и нравственный уровень, но с удовольствием смотреть ее каждый вечер.

Отчеты – это утверждения респондентов как они поступают в том или ином случае, например, информация о том, какие телепередачи смотрит или какие газеты читает респондент.

Создание анкеты опирается на концепцию, согласно которой всякая операция измерения, в конечном счете, определяется как приписывание чисел вещам (свойствам, событиям). При этом отношения между числами отражают, представляют отношения между вещами. Таким образом, измерение представляет определенные свойства в виде чисел, поддающихся суммированию, сравнению и т.д.

Рассмотрим основные типы формулировок вопросов.

По уровням измерения выделяют: номинальные измерения, т.е., отнесение объектов в классы.Или ординальные измерения, т.е. упорядоченные по степени выраженности свойства или признака, выраженности меры.

Ординальное измерение позволяет формулировать ранжированные суждения (выражаемые, например, «в какой мере…?», «в какой степени…?» или в числовом выражении, например от 1 до 5).

Вопросы могут быть, также: открытые, закрытые, полузакрытые. «Закрытые» вопросы предполагают предложение в опроснике респонденту вариантов ответов. Открытые вопросы предполагают самостоятельные ответы респондента. Полузакрытые вопросы предполагают, наряду с вариантами ответов, одним из пунктов предоставление респонденту высказать мнение, не отраженное в этих вариантах.

Еще один тип вопросов: альтернативные (ответы взаимоисключающие), например: «Выписываете ли Вы газеты?», и неальтернативные, предполагающие несколько вариантов ответа Например: «Какие газеты Вы выписываете?».

В опроснике целесообразно предусматривать спасительный пункт – «затрудняюсь ответить».

К самой формулировке вопросов предъявляются определенные требования, например:

1. Формулировки должны быть ясными, понятными и в то же время достаточно краткими, лапидарными.

2. Следует, с одной стороны, избегать сленга, а с другой – избегать специальных терминов. Нельзя допускать смешение собственного исследовательского вопроса с вопросом к респонденту, не переведя свой вопрос на его язык.

3. Вопрос не должен быть многозначным. В нем не должно быть более двух логических оснований. (Например: «Читаете ли Вы местную прессу и смотрите ли передачи местного телевидения»?)

4. Следует избегать подталкивающих вопросов, избегать использовать оценочные суждения. (Например: «Читаете ли Вы газету «N», относящуюся к «желтой прессе»?)

5. Следует соблюдать необходимую детализацию (например, в вопросе: «Читаете ли Вы детективы?», необходимо уточнить, к какому периоду относится Ваш вопрос.

6. Ответ и вопрос должны составлять один смысловой ряд.

Опросник предполагает расположение вопросов в определенной композиционной последовательности, в анкете должна прослеживаться логика. Ажна также эстетическая сторона оформления. Обязательно в начало опросника следует поместить пояснительную записку, включающую объяснение кто и с какой целью проводит опрос, как заполнять анкету, является ли опрос анонимный и т.д.

Следует предусмотреть в опроснике смысловые блоки, а также, – фильтры.

Важная проблема – количество вопрос. В обычном опросе желательно, что это число не превышало 40–60, а в телефонном – 20–30.

Следующий вопрос, на который следует ответить в ходе создания программы исследования: «Кого опросить?». Для этого создается выборка.