Задание 3

В вышеприведенной гипотезе превратите политактивность из зависимой в независимую переменную.

 

Работа с переменными носит название концептуализации и операционализации. В первую очередь, этим процедурам подвергаются зависимые переменные. Именно они представляют собой исходные понятия – тощие абстракции, которые требуется наполнить конкретным содержанием, используя зависимые переменные.

Концептуализацией называют логический анализ основных понятий. Это определение смыслового, гносеологического объема исследуемого понятия.

Исследователь активно использует при осуществлении процедуры концептуализации научную литературу, монографическую, справочную, привлекает юридические акты.

Некоторые понятия достаточно однозначны. Например, понятие политические предпочтения.

Другие понятия имеют многозначные смысловые значения. Тогда возникают сложности концептуализации.

Первая причина этого – сложность самих исследуемых понятий. Например, при определении понятия политическая культура в исследовании путей ее формирования средствами массовой коммуникации исследователь сталкивается с ситуацией, когда одних только определений понятия культура – около двухсот. При изучении массовых коммуникаций в местном сообществе потребуется уточнить понятие сообщество. Причем таких определений также окажется множество (какой главный признак положить в основу определения сообщества: локальная область расселения, общие связи, основанные на экономическом взаимодействии, общие связи, основанные на психологическом чувстве идентичности?).

Вторая причина неоднозначности трактовок понятий – то, что в ряде случаев эта трактовка зависит не от сложности исследуемого явления, а от различной мировоззренческой базы, от различной идеологической концепции. Например, в исследовании понимания в обществе понятия свободы СМИ или социальной справедливости либеральная и социалистическая идеология, по-разному трактуют это понятие. Значит, исследователю, в этом случае, следует выбрать концепцию, описать ее в программе и затем – в отчете.

Различие в трактовках понятий может, также, определяться разными проблемами, целями исследования. Например, религиозность мы можем трактовать как понятие, характеризующее роль конфессий в политическом укладе национального государства. Но объектом исследования может быть индивидуальная религиозность, степень и направленность веры людей. В этом случае определение понятия будет иное.

Приведем примеры определения понятий, наиболее употребляемых в социологии массовых коммуникаций.

Информационные ориентации – устойчивые социо-психоло-гические установки, обеспечивающие интерес индивида к тем или иным источникам или видам информации.

Информирование населения о делах местного сообщества и муниципалитета, департамента, фирмы – сообщение сведений в виде определенным образом обработанных фактов, воспроизводящих образ объекта и его функции.

Доверие органам власти – уверенность в соответствии декларируемых этими органами намерений последующим действиям и результатам действий и субъекта деятельности.