Генезис языка
Происхождение и развитие сознания неотделимы от генезиса и развития языка. Предпосылкой, исходной базой человеческого языка были имевшиеся виды коммуникации животных: зрительно-двигательная, жестовая (позы, жесты, движения, выражающие страх, угрозу, подчинение и др.), обонятельная (запахи) и звуковая. Несомненно, что звуковая коммуникация имеет много преимуществ (дифференцированность, широкий спектр эмоций, не ограничивается дневным светом, воспринимается почти мгновенно). У первобытных людей, как и у человекообразных обезьян, имелось два типа языка - первичный и вторичный. Первичный язык, на основе жестовой коммуникация, выражал информацию об эмоциональном состоянии и поведенческих установках. Вторичный язык возник на базе звуковой коммуникации (эмоциональные крики обезьян и нейтральные шумы). Постепенно звуковая коммуникация приобрела характер вокально-эмоциональной системы. Если у человекообразных обезьян было 20-30 сигналов, то у австралопитеков - свыше сотни. Язык развивался вместе с развитием речи. В речи питекантропов и синантропов преобладала жестовая коммуникации, а речевые акты уподоблялись телеграфному стилю. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, постепенно формировалась простейшая грамматика, расширялась лексика, постепенно появились сложные формы высказываний, синтаксически сложные предложения.
Генезис сознания, становление языка и речи завершились при переходе к первобытнообщинному строю.
Упорядочение семейно-брачных отношений. Возникновение родовой общины
В процессе антропосоциогенеза произошла радикальная революция в сфере воспроизводства потомства, которая оказала большое влияние на человека как на субъекта предметно-практической деятельности. Эта революция состояла в переходе от эндогамии, присущей животному стаду, к экзогамии, которая отличает человека.
Первобытная община основывается на принципах агамии (исключении близкородственных брачных отношений) и экзогамии, то есть половых связях вне своей общины. Причиной перехода от эндогамии (близкородственных брачных отношений) к экзогамии, вероятно, было стремление обеспечить внутренний мир в общине, исключить конфликты самцов, которые заканчивались, как правило, гибелью сильных, и племя оказывалось без сильных добытчиков пищи и защитников от враждебных племен. Это и привело к запрету близкородственных половых отношений. Некоторые исследователи считают, что переход к экзогамии был вызван тотемизмом, в соответствии с которым тотем - родоначальник данной общины не мог быть сексуальным партнером в данной общине. Нарушение запрета каралось смертью. Переход к экзогамии обеспечивал мир в общине и более успешное решение хозяйственных проблем, и послужил основой налаживания мирных, деловых отношений с другими племенами.
Важную роль в становлении и развитии человеческого общества сыграли социально-нравственные запреты, которые носили абсолютный характер и их нарушение каралось смертью или изгнанием из общины. Во-первых, запрет на убийство сородича, соплеменника. Во-вторых, запрет на близкородственные половые отношения, и, в-третьих, запрет на оставление своего сородича, соплеменника без пищи и крова.
Эти социально-нравственные запреты послужили основой для последующих нравственных кодексов и сыграли огромную роль в сплочении родоплеменных коллективов и их дальнейшем социальном прогрессе.
Итак, антропосоциогенез завершился формированием человека разумного и человеческого общества. Вот главные черты человека разумного:
1) умение изготовлять орудия труда при помощи орудий труда и использовать их как средство производства материальных благ;
2) знание простейших нравственных запретов и безусловной противоположности добра и зла;
3) наличие чувственных восприятий, социальных потребностей, умственных навыков, развивающихся исторически;
4) человек не может ни сформироваться, ни существовать вне общества;
5) признаваемые людьми индивидуальные качества и достоинства обусловлены типом объективных общественных отношений;
6) жизнедеятельность людей имеет сознательно-волевой характер, они могут принуждать себя, обладают совестью и сознанием ответственности.
Таков всеобщий фундамент человечности, заложенный еще в первобытном обществе.
Литература
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.
2. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., Прогресс, 1993
3. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989
4. Тейяр де Шарден Г. Феномен человека. М., 1987.
5. Альберте Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки: В 3 т. - М., Мир, 1994.
6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., МГУ, 1999
7. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2001
8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 1999.
9. Концепции современного естествознания./Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. - М., 1997.
10.Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997
11.Рачинская Я.Я. Проблема антропогенеза. М., 1969