А ТАКЖЕ У ЧАСТНЫХ ЛИЦ

 

Наряду с Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями собственниками земельных участков могут быть граждане и юридические лица (за исключением государственных и муниципальных предприятий и учреждений) (ст. ст. 15, 17 - 19 ЗК РФ, п. 1 ст. 113, абз. 2 п. 1 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ).

Если вы приобрели земельный участок у государства до 1 января 2007 г. либо после 31 декабря 2011 г., а также у частных лиц, расходы на эту покупку вы учесть не сможете.

Дело в том, что земельные участки не относятся к амортизируемому имуществу, следовательно, учитывать расходы путем начисления амортизации нельзя (п. 2 ст. 256 НК РФ).

Неправомерно относить расходы на покупку земли к материальным или прочим расходам, поскольку земля в процессе использования не теряет потребительских свойств и ее стоимость не переносится на производимую продукцию (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 14231/05, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.08.2006 N А65-11934/2005-СА2-11).

Не применяется в данном случае и порядок признания расходов, установленный ст. 264.1 НК РФ, поскольку он касается только покупки земельных участков, которые находились в государственной или муниципальной собственности и договоры купли-продажи которых заключены с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. (Письма Минфина России от 10.09.2013 N 03-03-06/1/37214, от 18.03.2011 N 03-03-06/1/151, от 22.04.2010 N 03-03-06/1/282, от 25.05.2007 N 03-03-06/1/313).

В то же время, если вы впоследствии земельный участок продадите, вы сможете уменьшить доходы от его продажи на расходы по его приобретению в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее об учете расходов при реализации земельного участка вы можете узнать в разд. 26.5.2 "Земельные участки, приобретенные у государства до 1 января 2007 г. либо после 31 декабря 2011 г. или купленные у частных лиц".

 

Поскольку земельные участки относятся к недвижимому имуществу, переход права собственности на них подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 25 ЗК РФ, п. 1 ст. 551 ГК РФ). При такой регистрации вам придется заплатить государственную пошлину в размере 15 000 руб. (ст. 333.17, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Данная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ), следовательно, ее сумма включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ единовременно в момент начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Такую же точку зрения высказал Минфин России в Письме от 28.01.2013 N 03-03-06/1/33.

Кроме того, по мнению финансового ведомства, в текущие расходы можно включить иные затраты, непосредственно связанные с приобретением земельного участка. К ним, например, относятся расходы на оказание услуг по анализу земельного законодательства, определению правовой возможности приобретения в собственность земельного участка, подготовке и согласованию необходимых для покупки документов, представлению документов в регистрирующий орган.

Минфин России поясняет, что подобные консультационные и юридические услуги третьих лиц учитываются в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления документов, служащих основанием для осуществления расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (Письмо от 28.01.2013 N 03-03-06/1/33).

Однако арбитражные суды не разделяют подобную точку зрения. Так, ФАС Северо-Западного округа признал неправомерным включение налогоплательщиком в состав текущих расходов затрат по оказанию юридических услуг по представлению интересов общества и юридическому сопровождению сделки купли-продажи земли. Суд пояснил, что данные расходы должны быть учтены в составе стоимости приобретения участка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2012 N А05-9110/2011).

Как видно, вопрос о порядке отражения расходов на юридические и консультационные услуги, связанные с приобретением земельного участка, является спорным. Поэтому включение таких затрат в стоимость земельного участка поможет избежать претензий со стороны налоговых органов.