И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

 

Налогообложение операций с государственными и муниципальными ценными бумагами осуществляется в специальном порядке, который предусмотрен ст. 281 НК РФ.

Для целей налога на прибыль в понятие "государственные и муниципальные ценные бумаги" включаются:

1) государственные ценные бумаги государств - участников Союзного государства - ценные бумаги, выпуск которых осуществляется от имени Российской Федерации или Республики Беларусь.

Такое положение действует с 2010 г. (ч. 1 ст. 281, пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ, п. п. 7, 8 ст. 1, ч. 2, 5 ст. 5 Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ, Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства").

До 2010 г. положения ст. 281 НК РФ применялись только к российским государственным ценным бумагам;

2) государственные ценные бумаги субъектов РФ - ценные бумаги, выпуск которых осуществляется от имени субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг");

3) муниципальные ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования (ст. 2 Закона N 136-ФЗ).

Далее для простоты восприятия мы будем использовать единый термин "государственные и муниципальные ценные бумаги".

Государственными и муниципальными ценными бумагами, выпущенными в соответствии с российским законодательством, могут быть только эмиссионные ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента денежных средств (иного имущества или имущественных прав), а также процентов от их номинальной стоимости в установленные сроки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ).

У владельцев государственных и муниципальных ценных бумаг в течение периода их обращения возникают два вида доходов по ним, а именно (абз. 1 ст. 281, п. 2 ст. 280 НК РФ):

1) доход от реализации, иного выбытия (в том числе погашения) ценных бумаг.

Этот доход облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке по ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Поэтому убытки от реализации таких ценных бумаг могут уменьшать прибыль от операций с ценными бумагами других эмитентов, полученную в следующих налоговых периодах (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/2/31);

2) процентный доход по ценным бумагам, приходящийся на время владения.

Процентный доход облагается по иным налоговым ставкам, которые предусмотрены в п. 4 ст. 284 НК РФ и составляют 0%, 9% или 15% в зависимости от вида ценных бумаг.

Таким образом, налоговую базу по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам нужно формировать отдельно от налоговой базы по реализации (выбытию) ценных бумаг (п. 2 ст. 274 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.04.2009 N 03-03-06/2/76).

В заключение отметим, что процентный доход по государственным и муниципальным ценным бумагам не уменьшается на убыток от основной деятельности, поскольку такой доход облагается по специальной налоговой ставке без уменьшения на расходы. Следовательно, уменьшение суммы переносимого в соответствии со ст. 283 НК РФ убытка на такие доходы привело бы к их двойному налогообложению (Письма Минфина России от 16.07.2010 N 03-03-05/159, от 21.09.2009 N 03-03-06/2/177, УФНС России по г. Москве от 14.01.2010 N 16-12/001756, Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14955/08, ФАС Московского округа от 22.01.2009 N КА-А40/13134-08-П).