СИТУАЦИЯ: Формирует ли первоначальную стоимость основного средства сумма государственной пошлины, уплаченной за регистрацию права собственности на недвижимое имущество?
В соответствии с российским законодательством право собственности на недвижимые объекты основных средств подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). За регистрацию данного права организация обязана уплатить государственную пошлину (ст. 333.17, пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В связи с этим возникает вопрос о порядке налогового учета расходов по уплате государственной пошлины. Вправе ли организация списать данные расходы единовременно в момент их начисления либо сумма уплаченной государственной пошлины формирует первоначальную стоимость объекта недвижимости? В последнем случае учесть госпошлину в расходах организация сможет в течение определенного периода посредством амортизационных начислений.
Примечание
Некоторые объекты недвижимости, в частности земельные участки, не подлежат амортизации. Далее в настоящем разделе речь пойдет об амортизируемых объектах. О порядке учета суммы госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на земельные участки, вы можете узнать в разд. 26.1.1 "Учет расходов на приобретение земельных участков по договорам купли-продажи, заключенным в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г." и разд. 26.2 "Покупка земельных участков у государства до 1 января 2007 г. либо после 31 декабря 2011 г., а также у частных лиц".
Отметим, что, по мнению Минфина России, затраты на уплату госпошлины за регистрацию права на недвижимое имущество должны быть включены в первоначальную стоимость данного имущества (Письма от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295 (п. 3), от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113 (п. 2)).
В то же время, если основное средство введено в эксплуатацию, но права на него зарегистрированы позже, уплата пошлины не является основанием для изменения первоначальной стоимости объекта, сформированной при вводе в эксплуатацию (п. 2 ст. 257 НК РФ). В такой ситуации, с точки зрения финансового ведомства, сумма уплаченной госпошлины относится к прочим расходам в силу пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 04.06.2013 N 03-03-06/1/20327, от 11.02.2011 N 03-03-06/1/89).
Примечание
Напомним, что с 1 января 2013 г. начало амортизации объектов недвижимости не зависит от даты государственной регистрации прав на них (п. 4 ст. 259 НК РФ). В связи с этим случаи, когда первоначальная стоимость основного средства уже сформирована в налоговом учете, а госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимость еще не уплачена, на практике становятся распространенными.
Необходимо отметить, что сложившейся арбитражной практики по данному вопросу в настоящее время нет.
По нашему мнению, организация не обязана включать сумму государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество в первоначальную стоимость основного средства. Данная пошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13, ст. 333.16 НК РФ). Следовательно, ее сумма может быть включена в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 или 40 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Полагаем, что организация вправе учесть сумму госпошлины, уплаченную за регистрацию права собственности на недвижимое имущество, в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, именно на основании пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ единовременно в момент начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Дело в том, что положения пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ регулируют включение в состав расходов платежей за регистрацию прав на недвижимое имущество (госпошлин). Следовательно, указанная норма является специальной по отношению к пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в котором закреплены общие положения об учете налогов и сборов.
В то же время исходя из п. 4 ст. 252 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет конкретную группу расходов, в которую он может включить произведенные затраты, если таковые затраты могут быть с равным основанием отнесены одновременно к нескольким группам расходов.