Внеурочные формы занятий

Во внеклассной и внешкольной работе по лыжам помимо учебно-тренировочных занятий в секциях лыжного спорта исклю­чительно важное значение для решения оздоровительных и вос­питательных задач имеют различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. В школьных секциях лыжного спорта занимается довольно ограниченное количество школьников, про­явивших интерес к занятиям лыжным спортом. Все остальные учащиеся только проходят уроки лыжной подготовки. На эти уроки в школьной программе за одиннадцать лет обучения отве­дено на лыжную подготовку 172 урока, что, конечно, не решает важнейшие задачи оздоровительной работы со всей массой школьников в зимнее время. Лыжная подготовка - это только обязательный минимум для всех школьников страны. Поэтому в школах необходимо как можно ярче и шире пропагандировать внеклассные занятия и привлекать к различным физкультурно-массовым, спортивным мероприятиям и другим формам занятий на лыжах возможно большее число школьников.

В ходе внеурочных занятий на лыжах решаются задачи даль­нейшего развития физических качеств, совершенствования техни­ки способов передвижения на лыжах, повышения уровня общей работоспособности. Решение этих задач протекает более успешно именно в ходе внеурочных занятий, потому что они более разно­образны и эмоциональны по формам, проходят в самых различ­ных условиях и более продолжительны по времени, чем уроки лыжной подготовки. Особо важную роль играют эти формы заня­тий в оздоровлении и закаливании школьников. По сравнению с другими видами физкультурно-массовых мероприятий, которые проходят в спортивных залах, занятия на лыжах имеют неоспо­римое преимущество, так как организуются чаще всего за горо­дом или в парках, в зеленой зоне, на свежем воздухе.

Внеурочные занятия на лыжах организуются в самых разнооб­разных формах с привлечением большего или меньшего количе­ства школьников.

К организационным групповым формам занятий прежде всего следует отнести спортивные соревнования по лыжам, игры, раз­личные мероприятия, входящие в программу традиционных школьных зимних праздников. Сюда следует отнести экскурсии и прогулки на лыжах, которые проходят в учебные дни после уро-



ков в школе и в выходные дни (здесь они более продолжительны). Большое значение имеет организация туристической работы на лыжах. Зимний туризм играет важную роль в оздоровлении, зака­ливании школьников, в привитии им прикладных навыков, а так­же в воспитании морально-волевых качеств и в военно-патриоти­ческом воспитании школьников. Организованные групповые за­нятия на лыжах в школе - самые массовые и позволяют привлечь к ним большинство учащихся школ. Различные виды занятий проходят под руководством учителей физической культуры и классных руководителей. Совершенно необходимо привлекать к этой работе и учителей других специальностей, что повысит ор­ганизованность учеников и позволит учителям лучше познако­миться с поведением и характером учащихся вне стен школы, осо­бенно в условиях соревнований, туристских походов и т.д. Кроме этого, совместное участие учителей и школьников в таких меро­приятиях сближает и позволяет лучше решать вопросы воспита­ния в целом. Не последнее место занимает и оздоровительная ра­бота среди учителей, когда они сами вместе со школьниками при­нимают участие во всех мероприятиях на лыжах.

Кроме этого, целесообразно привлекать к проведению таких занятий (особенно в младших классах) физкультурный актив из числа старшеклассников и юных лыжников, занимающихся в груп­пах и отделениях ДЮСШ, а в выходные дни - родителей и шефов школы. Лучше, если в гости к школьникам придут и примут с ни­ми участие в различных мероприятиях на лыжах известные спорт­смены-лыжники из шефствующих организаций или спортивных обществ. Очень важно с точки зрения военно-патриотического воспитания приглашать на праздники и занятия спортсменов-воинов Российской Армии.

Туристские походы на лыжах - очень важная форма организо­ванных групповых занятий и в то же время по сравнению с други­ми мероприятиями одна из самых сложных по организации и ус­ловиям проведения. Зимний туризм проходит в сложных внешних условиях (морозная погода, ветер, порой отсутствие дорог, отда­ленность от жилья и др.). Поэтому к организации и проведению походов на лыжах, даже кратковременных, могут быть допущены учителя, хорошо знающие особенности и трудности их проведе­ния и сами отлично владеющие лыжами в самых разнообразных условиях рельефа местности.

Особое внимание следует уделять организации многодневных походов. Руководить такими походами со школьниками могут только учителя, сами имеющие опыт участия в лыжных походах, а также уже руководившие группами в зимних походах. Учитель, будущий руководитель походов со школьниками, должен пройти


соответствующую подготовку и инструктаж при туристических базах и туристско-экскурсионных станциях с последующей про­веркой знаний и навыков и оформлением соответствующих доку­ментов на право руководства походами. Туристские походы со школьниками проводятся с самыми разнообразными целями и делятся на учебные, агитационные и спортивные.

Самодеятельные (самостоятельные) групповые занятия на лы­жах являются важным дополнением к учебной работе по лыжной подготовке и к другим внеклассным мероприятиям. Такие заня­тия на лыжах имеют исключительное значение для школьников любого возраста и носят массовый, но, к сожалению, порой эпи­зодический характер. Совершенно необходимо для оздоровле­ния и закаливания поощрять и пропагандировать такие занятия для детей и подростков, не привлеченных к другим организо­ванным формам внеклассных мероприятий. Учитель физической культуры и классный руководитель должны систематически разъ­яснять ученикам значение таких занятий на лыжах и советовать, где лучше провести прогулку, какие игры и развлечения можно организовать на лыжне или на склоне.

Кроме этого, по возможности необходимо обеспечить учени­ков хотя бы на выходные дни школьным инвентарем. Учитель должен пропагандировать именно групповые самодеятельные за­нятия, так как во время таких прогулок легче организовать игры и развлечения; они пройдут интереснее, чем при индивидуальных занятиях. Вместе с тем в случае неожиданных событий (поломка лыж, получение травмы) в группе легче оказать помощь и доста­вить пострадавшего домой. Здесь воспитываются коллективизм и взаимовыручка. Но, учитывая сложности зимних прогулок и по­годные условия, учитель должен внимательно разъяснить учени­кам правила поведения при спусках во время прогулок, чтобы из­бежать травматизма. Важно также убедить учеников в том, что уходить домой они с прогулки должны обязательно всегда все вместе; нельзя ни под каким видом оставлять одного товарища в лесу, на реке и даже в большом парке (особенно в конце дня с приближением темноты).

Групповые самостоятельные занятия проводятся чаще всего в воскресные дни, а иногда и в учебные дни после уроков. В зим­ние каникулы такие вылазки и прогулки на лыжах могут прохо­дить и каждый день. Обычно в них принимают участие весь класс, звено или группа школьников, проживающих рядом. В ходе та­ких занятий школьники совершенствуют навыки в способах пе­редвижения на лыжах.

Индивидуальные занятия по лыжной подготовке и лыжному спорту проводятся школьниками по инициативе учителя как с це-


лью выполнения конкретных домашних задании, полученных на уроке, так и для самостоятельного совершенствования техники способов передвижения на лыжах. Такие занятия играют важную роль в физическом развитии и оздоровлении школьников и явля­ются заметным дополнением к урокам лыжной подготовки в шко­ле, количество которых явно недостаточно для обеспечения все­стороннего развития учащихся.

Школьники, занимающиеся в секции лыжного спорта, также должны проводить дополнительные индивидуальные трениров­ки, содержание, объем и интенсивность нагрузки которых опре­деляет учитель. Обычно дается доступное для самостоятельного выполнения задание: равномерные тренировки, простейшие по­вторные прохождения отрезков для развития скорости, совер­шенствование уже изученных способов передвижения на лыжах и т. д. - то, что не требует постоянного и непосредственного контроля со стороны учителя.

Важную роль в привлечении школьников к внеурочным заня­тиям играет разъяснительная работа с родителями. Учитель, классный руководитель задолго до начала зимнего сезона (лучше это сделать на первом родительском собрании в сентябре) долж­ны убедить родителей в необходимости приобретения для своих детей лыжного инвентаря. Очень важно разъяснить родителям необходимость их личного участия в лыжных прогулках с детьми, так как собственный пример является наиболее действенным средством агитации и привлечения детей к систематическим заня­тиям на лыжах. Совместные прогулки, экскурсии с раннего детст­ва, а в дальнейшем, может быть, и туристские походы и соревно­вания детей и родителей, несомненно, привьют устойчивый интерес к занятиям на лыжах и будут во многом способствовать укрепле­нию и сохранению здоровья на долгие годы.