Отраслевые и рыночные ключевые факторы успеха (КФУ).
Это факторы, имеющие решающее значение для повышения конкурентоспособности и финансового успеха организации в определенных отраслях или рынках. КФУ различны для определенных отраслей и рынков, а в одной и той же отрасли меняются в зависимости от ситуации.
Основные типы ключевых факторов успеха
1. КФУ, зависящие от технологии:
· качество проводимых научных исследований, (медицина и др. высокотехнологичные отрасли);
· возможность вложения средств в разработку технологии, научные исследования;
· возможность разработки новых товаров;
· степень овладения соответствующими технологиями.
2. КФУ, относящиеся к производству:
· низкая себестоимость продукции;
· качество продукции;
· высокий коэффициент использования производственных мощностей (для капиталоемких отраслей);
· выгодное размещение предприятия с точки зрения экономии транспортных расходов, доступа к квалифицированной рабочей силе;
· высокая производительность труда (для трудоемких отраслей);
· возможность выполнения заказов потребителей.
3. КФУ, относящиеся к реализации продукции:
· широкая сеть оптовых дистрибьюторов/ дилеров;
· широкий доступ к сети розничной торговли;
· наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;
· низкие расходы по реализации;
· быстрая доставка.
4. КФУ, относящиеся к маркетингу:
· высокая квалификация сотрудников;
· доступная для клиентов система послепродажного обслуживания;
· своевременное и точное исполнение заказов покупателей;
· разнообразие видов продукции;
· привлекательный дизайн, упаковка;
· гарантии для покупателей (особенно при реализации новой продукции).
5. КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:
· особый талант;
· ноу-хау в области контроля за качеством;
· компетентность в области дизайна (текстильная, обувная промышленность и др.);
· степень овладения определенной технологией;
· способность создавать эффективную рекламу.
6. КФУ, связанные с организационными возможностями:
· уровень информационных систем (авиаперевозки, аренда машин, гостиничный бизнес и др.);
· способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию;
· большой опыт в области менеджмента.
7. Прочие КФУ:
· репутация фирмы;
· низкая себестоимость (общая);
· выгодное расположение (для розничной торговли);
· доступ на финансовые рынки;
· приятные в общении служащие;
· наличие патентов.
В определенный момент времени для конкретной отрасли можно выделить 3-4 КФУ.
Пример: КФУ для предприятий пивоваренной отрасли: коэффициент использования производственных мощностей - 100%, сеть оптовых дистрибьюторов (для обеспечения доступа к максимально возможному числу торговых точек), хорошо продуманная реклама;
КФУ для предприятий текстильной отрасли: дизайн и расцветка продукции, низкий уровень производственных затрат;
КФУ для предприятий фармацевтической промышленности: качество проводимых научных исследований, разработка новых препаратов и качество продукции;
КФУ для рынков, свободно продающихся лекарств, - реклама и сотрудничество с розничными фармацевтическими группами;
КФУ для рынков лекарств, доступных только по врачебному предписанию,- показатели клинических испытаний, сотрудничество с медиками и государством.
Это завершающий этап анализа отрасли и конкурентной ситуации.