Б) Закон перехода количества в качество

Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозави­симость характеристик материальной системы, при которой количест­венные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количест­венных изменений (см.: Ильин В. В. "Мера" // "Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики". Л., 1985. С. 140-141).

Само название "переход количества в качество" нуждается в осоз­нании материалистичности своего содержания и соотнесенности толь­ко с этим содержанием. Дело в том, что Гегель, указывавший на описание зависимости качества от количественных изменений еще в античной философии и приводивший немало фактов перехода одного качества в другое в результате количественных изменений, говоря о "переходе количества в качество", прежде всего имел в виду их переход как понятий: понятие качества у него переходило (переливалось) в понятие количества и наоборот. Отсюда и название закона, идущее от Гегеля. Если кто-то захочет уловить буквальный смысл формулировки закона, связывая соответствующие понятия с материальными явлени­ями, то он не придет ни к чему, кроме несуразного представления вроде перехода "двух килограммов" в "груши" и наоборот. Выражение "переход количества в качество" имеет единственный рациональный смысл:


переход одного качества в другое на основе количественных изменений, и только в этом смысле оно и будет нами употребляться.

Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убав­ление вещества, энергии, структурных или (и) информационных ком­понентов системы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе элементов. Система может получать энергию извне или отдавать ее во внешнюю среду; при одном и том же количестве энергии она может перераспределяться в рамках самой системы. В целостных системах к количественной стороне относится также информационное содержа­ние систем, изменение информации.

Примером действия рассматриваемого закона может служить явле­ние трисомии, когда во время редукционного деления имеет место нерасхождение хромосом и в клетках тела индивидуумов оказывается вместо двух три хромосомы. Трисомия по хромосоме 21 обусловливает отклонения в развитии человека от нормы, а именно: полное слабоумие, врожденный порок сердца, характерные дефекты лица (синдром Дау­на); частота этого заболевания у детей, кстати, повышается с возрастом их матерей, особенно после 35 лет.

Из химии известно, что прибавление или "убавление" одного атома приводит к качественному изменению природы вещества (ОН — гид-роксильная группа, ШО — вода, ЬЬСЬ — перекись водорода).

Если сообщать снаряду горизонтальную скорость на высоте двух километров в 1000, 2000..., 7000 метров в секунду, то он падает обратно на Землю, но затем при увеличении скорости с 7910 до 7911 метров в секунду (т. е. всего на один метр) он уже не падает на Землю, и "земной" полет превращается в космический. Еще большие изменения в харак­тере движения порисходят при достижении скоростей в 11189 и 16662 метра в секунду: космический корабль будет обретать межпланетный или межзвездный полет (см.: Штернфельд A.A. "К закону перехода количественных изменений в качественные (несколько примеров из области астронавтики)" // "Вопросы философии". 1960. № 7. С. HI-112).

В социально-экономической области также постоянно наблюдают­ся переходы количества в качество. Владелец денег, например, превра­щается в капиталиста только тогда, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освобо­диться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы.

Во всех областях материальной действительности появление нового


качества обусловлено материальными факторами, количественными изменениями. Конкретные пути такой зависимости качества от коли­чества выявляются частными науками.

В философской литературе предложено переименовать данный закон в "закон взаимоперехода количественных, структурных и каче­ственных изменений". Не спорим: структурные изменения важны для изменений качественных. Но в целом эта точка зрения имеет два уязвимых момента. Во-первых, три фигурирующих в новом названии закона понятия не являются однопорядковыми. Лишь категории "ка­чество" и "количество" соотносятся друг с другом. "Структура" же соотносима с понятиями "система" и "элемент", а ее содержание рас­щепляется на качественную и количественную стороны. Если связать структуру с качеством, которое детерминирует ею, то будет допущено смешение двух качеств: детерминируемого и детерминирующего, что не вносит ясности в происхождение нового качества. Во-вторых, явле­ния изомерии в химии, состоящее в том, что существуют соединения, обладающие одинаковым составом и молекулярной массой, но разли­чающиеся по структуре, не являются открытием середины XX в., заставляющим пересмотреть и формулировку, и существо закона. Мы наблюдаем здесь количественные изменения в комплексе линий, в углах между ними и т. п. Так что если и структура берется в отношении качества системы, то правильнее будет учитывать только ее количест­венную сторону. Но в таком случае это будет опять же количество.

Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход — качества в количество (в отмеченном выше значении "пере­хода"). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других "количеств". Переход качественных изменений в количествен­ные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений, 2) оказывает су­щественное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления.

Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством.

Пока не существует общепринятых исходных определений понятий "качество" и "количество", но имеется немало определений, которые могут претендовать на общезначимость. К феноменологическому уров­ню систем и предметов, к характеристике качества на этом уровне более всего, на наш взгляд, подходит определение, которое дается через понятие "свойство".


Свойство есть способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Гегель отмечал эту связь свойства с основой вещи. Он писал: "Вещь обладает свойством вызывать то или другое в ином и лишь ей присущим образом проявляться в соотношении с другими вещами. Она обнаруживает это свойство лишь при наличии соответствующего характера другой вещи, но в то же время оно ей присуще и есть ее тождественная с собой основа; это рефлектированное качество называется поэтому свойством" (Гегель. "Наука логики". Т. 2. М., 1971. С. 121). Свойства не порождаются отношениями вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отношениях. Свойства столь же материальны, как и сами вещи.

Материальная система (вещь) обладает значительным числом свойств, среди которых имеются аддитивные, эмерджентные, диспози-ционные, необходимые, случайные, существенные, несущественные и т. п. Они неравноценны для характеристики качества. "Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напро­тив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, все же не связана неразрывно с тем или другим определенным свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть" (Гегель. "Энцикло­педия философских наук". Т. 1. М., 1974. С. 290). Предостерегая против смешения свойств с качеством, Гегель, по сути дела, подходил с системной точки зрения к соотношению свойств и качества, связывая с качеством только наиболее важные свойства (свойства-элементы).

Выделение такого комплекса свойств является сложной задачей. Нужно иметь конечную их совокупность, адекватно соответствующую бесконечному множеству свойств того же объекта, иначе говоря, нужно отвлечься от многих свойств и не потерять при этом ничего сущест­венного из того, чем обладает качественная определенность как тако­вая. Как полагает Б. В. Ахлибининский, эта задача решается посредством применения принципа детерминизма. Свойства изучае­мого объекта перебирают до тех пор, пока набор не начнет вести себя детерминированно. Если исключение какого-то свойства из набора не изменяет его детерминированного поведения, то, значит, это свойство не относится к числу существенных. Если же комплекс ведет себя неоднозначно, т.е. на одно и то же воздействие реагирует по-разному, значит, система является неполной и необходимо учесть какое-то новое свойство. Если же некоторый набор свойств детерминирует все осталь­ные свойства так, что они могут быть из него получены, то это набор и может рассматриваться как эквивалент всей качественной опреде-


ленности (Ахлибининский Б. В., Ассеев В. А., Шорохов И. М. "Принцип детерминизма в системных исследованиях". Л., 1984. С. 49—50).

Исходное определение понятия качества (на феноменологическом уровне) может быть таким: качество — это система важнейших, необ­ходимых свойств предмета.

Отбор свойств, соотносимых с качеством предмета, является парал­лельно и движением познания от внешней стороны предмета к его сущности. В важнейших и необходимых свойствах так или иначе уже наличествуют сущностные его моменты. Полный переход на сущност-ный уровень предмета означает выявление его структуры, основного закона связи элементов. Пример тому — основной экономический закон капитализма, состоящий в получении прибавочной стоимости посредством эксплуатации наемного труда. На сущностном уровне объ­екта качество можно определять как целостность, тождественную внутренней определенности (основному закону) объекта.

Если соединить теперь сущностной и феноменологический уровни, то можно сказать, что качество — это внешняя и внутренняя определен­ность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Это определение понятия качества непосредственно связано с понятием количества и фактически формулируется через сопоставле­ние с ним. В повседневном опыте, да и в научном познании, перед нами всегда два типа изменений; одни изменения оказываются безраз­личными ("равнодушными") к бытию предмета, другие представляют изменения самого его бытия. На обыденном уровне эта разница нередко определяется "на глазок", что бывает достаточным. Первые изменения — количественные, вторые — качественные. Количество может быть определено как совокупность таких изменения в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Качество же, как отмечал Гегель, "есть вообще тождественная с бытием, непосредствен­ная определенность в отличие от рассматриваемого после него коли­чества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть" (Гегель. "Энциклопедия философских наук". Т. 1. М., 1974. С. 228). К такому пониманию количества приходят и представители частных наук. Так, А. Н. Колмогоров полагает, что количественные отношения характеризуются, в отличие от качественных, лишь своим безразличным отношением к конкретной природе тех предметов, ко­торые они связывают. Поэтому они и могут быть совершенно отделены


от их содержания как чего-то безразличного для дела (см.: Колмогоров А.Н. "Математика" // "Большая Советская энциклопедия". 2-е изд. Т. 26. С. 476). Количество абстрагируется от качества, качество тоже в этом смысле выступает "безразличным" для количества. Последнее есть способ познания, предполагающий, конечно, связь количества с каче­ством.

В материальной действительности сущность количества выявляется через его сопоставление с качеством, а сущность качества — через его сопоставление с количественными (безразличными для бытия системы) изменениями. Диалектика качества и количества в исходном своем пункте есть их взаимоопределяемость. Каждая из категорий ("качество" и "количество") определяется через свою противоположность. Содер­жание любой из них соотнесено с содержанием другой. По словам Гегеля, качество есть в-себе-количество, количество — в-себе-качест-во.

Учет этого обстоятельства несколько конкретизирует определение количества как безразличной к бытию вещей определенности (или изменчивости): количество обладает также и качественной характери­стикой, а изменения количества при более строгом подходе не безраз­личны, как оказывается, для качества: они либо укрепляют его, либо воздействуют на него репрессирующе. Но и в этой ситуации с точки зрения сохраняемой целостности объекта количественные изменения в общем-то остаются "безразличными" для основного качества матери­альной системы.

При углублении познания объектов, при учете качественного мо­мента количества определение понятия количества может быть таким: количество есть степень развития данного качества. Количественные различия выступают в условиях сохраняемости одного и того же каче­ства или наличия одинаковости качества у разных по форме систем. На первый план здесь выступают пространственные и временные его характеристики. "Количество — объективная определенность качест­венно однородных явлений, или качество в его пространственно-вре­менном аспекте, со стороны его бытия в пространстве и времени" (Яновская С. А.).

Сравнение предметов между собой (при их однородности) ведет к установлению определенных пропорций. При этом выявляется эталон, служащий основой измерения количественных параметров систем. Для измерения используются понятия числа, объема, длины, величины и т. п., а само понятие количества может определяться через эти понятия. Сравнению подлежат и неоднородные системы по какому-либо свой­ству, в каком-либо отношении.


Переход в познании от качественных характеристик предмета к количественным связан с развертыванием математических средств по­знания, позволяющих достигать точности в исследованиях и более эффективно овладевать природой объекта.

Будучи зафиксированными как количественные в одной системе отсчета, изменения объекта могут выступать как качественные в другой, более "узкой" системе отсчета. Тот же переход капитализма от домоно­полистической стадии к монополистической есть изменение "количе­ства" в плане развития всех общественно-экономических формаций, общества в целом, и — изменение "качества" в рамках одной капита­листической формации.

Нет "чистого" количества, никак не связанного с качеством, и нет "чистого" качества, никак не связанного с количеством. Качество всегда количественно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния. Между ними имеется достаточно четкая граница, которая определяется при установлении системы отсчета, при четком выделении системы (предмета) исследования.

Качество и количество связаны в мере. Слово "мера" имеет множе­ство значений. Это и способ определения количества по принятой единице измерения ("мера времени", "линейная мера"), и предпринятое действие ("крутая мера", "принимать меры"), и "намерение", "законо­мерность", "мера множеств", и т.п. В философии бытия мера служит для выражения взаимосвязи качества и количества.

Всякий предмет, любое развитие материальных систем имеют свою меру. Существуют разные типы мир. Выделяются мера непосредствен­ного бытия и субстанциальная мера. Первая связана с внешней сторо­ной предметов, с фиксированием меры на уровне живого созерцания, вторая — с сущностью, соответственно с теоретическим уровнем по­знания. Мерой непосредственного бытия является жидкое состояние воды, температура которой изменяется (при известных условиях) от О до 100°. При углублении познания, на уровне сущности вода предстанет уже как химическое соединение (результат взаимодействия кислорода и водорода), образованное по законам структурных связей соответст­вующих ионов. Субстанциальная мера есть закон структурной органи­зации системы, соответствие количественных моментов в составе и структуре системы ее качественной специфичности. Этот тип меры содержит в себе причинное объяснение происхождения и движения данной системы.

Мера часто выражается числом, но не всегда она поддается точному числовому описанию. В процессе развития нередко отсутствуют резкие грани, последующая ступень как бы полностью сливается с предыдущей


и создается впечатление либо полной гомогенности, либо "неожидан­ного" появления нового. Подобное происходит и в нравственной сфере, где отмечается размытость граней между осторожностью и трусостью, прямотой и грубостью, гибкостью и беспринципностью, щедростью и расточительностью; в таких случаях численное значение меры устано­вить нельзя, но мера существует и здесь; переход через эту меру означает переход в иное качественное состояние.

Одним из типов меры является "безмерность". Это та же мера, но деформированная в количественном отношении. Система еще обладает способностью к некоторому развитию и функционированию, однако обремененная "излишним" количеством она теряет ряд возможностей развития, снижает темпы общего развития, становится "однобокой", аритмичной. Это может иметь место у разных объектов, в том числе у отдельных индивидов (например, при патологической устремленности на обогащение), в экономике (при ее нацеленности на экстенсивные факторы роста) и т.п. В современном антагонистическом обществе многие его стороны — социальные институты, управление, образ жиз­ни и т. п. — подчинены безмерности. Если античный мир, как писал К. Маркс, пронизан "диалектикой меры", то при капитализме вся жизнь подчинена безмерному абстрактно-количественному принципу. День­ги, вещественный носитель абстрактного количества, являются стиму­лом этого общества. В нем "количество денег становится все в большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому как они сводят всякую сущность к ее абстракции, так они сводят и самих себя в своем собственном движении к количественной сущно­сти. Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 128-129).

Продолжающийся и при безмерном развитии процесс кумуляции, накопления необратимых изменений в субстрате и структуре системы, ведет к расшатыванию структуры системы, к ее неустойчивости, созда­ющей предпосылку для ее перехода в другое качество. Безмерность, неустойчивость и аритмичность выражают внутреннюю необходимость в замене одной меры другой.

Представление о скачке связано с ускорением процесса во времени. Считается, что скачок — всегда относительно ускоренное развитие изменений. Такое представление схватывает лишь один момент. Опре­деляющим является преобразование качества. Скачок — это переход от одного качества к другому.

В мировоззренческом отношении скачки не являются привилегией человека и человеческого общества, но присущи развитию Любых материальных систем, в том числе природных, различаясь по силе,


динамизму, организационной структуре и т. п. Остановимся на самых общих подразделениях скачков.

Скачки различаются прежде всего по формам движения материи.

Второе основание разделения скачков — время их протекания. По этому признаку все скачки подразделяют на разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные ("постепенные"). На обыденном уровне такое деление производится с ориентацией на среднюю продолжительность жизни человека, на уровне научного мышления — сравнительно со временем существования основного объекта исследования, с предшествующим этапом его развития. Есть скачки, совершаемые в миллионные доли секунды, и есть скачки в миллионы, а то и в миллиарды лет. Следствием такого деления скачков на два вида является конкретизация определе­ния понятия "скачок". Скачок — это момент или стадия превращения одного качества в другое. При скачке-взрыве изменяется сразу вся система, при постепенном скачке — поочередно отдельные подсисте­мы, стороны и части системы. Скачки взрывного, "разового" типа характерны для систем со сравнительно жесткой организацией или структурой, а постепенные скачки свойственны преимущественно си­стемам с пластичной, гибкой организацией.

Третье основание деления — количество систем или подсистем, включенных в скачок — дает два вида скачков: одинарные и комплек­сные (или интегральные). Промышленная революция в Англии в последней трети XVIII — первой четверти XIX в. или революция в физике на рубеже XIX-XX вв. — это примеры одинарных скачков. Современный же научно-технический прогресс — это интегральный, комплексный скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание, и общественные науки, и технику, и производство.

Четвертое основание классификации скачков — отношение к глав­ной стороне сущности предметов. На этом основании скачки подраз­деляются на коренные и не-коренные. Нельзя сказать, что второе название удачно, так как "не-коренной" скачок, поскольку он скачок, тоже должен относиться к сущности ("корню") предмета. В прямом смысле слова это уже не скачок. Но с ним обычно связывают представ­ление о качественных, сущностных изменениях на "подсистемном" уровне развития объекта, в отдельных комплексах его элементов, в его состояниях и т.п. Возможно, их следует называть "микроскачками", но это требует дополнительного обсуждения.

И последнее, пятое основание деления скачков — их роль в разви­тии. С этой точки зрения скачки бывают прогрессивные, регрессивные и одноуровневые (нейтральные по отношению к прогрессу и регрессу).


Выделяются и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т. п.

При конкретном применении закона перехода количества в каче­ство, в частности понятия скачка, следует принимать во внимание все отмеченные основания деления. Иначе возможны недоразумения в оценке явлений действительности.

В процессе развития происходит смена мер, а само развитие вы­ступает узловой линией отношений меры. Развитие есть единство непрерывности и прерывности.