Внешнеторговое регулирование

 

С 50-х гг. в рамках ОЭСР начался процесс отмены количествен­ных ограничений в торговле европейских стран. Римский договор о создании Общего рынка со своей стороны предусматривал прогрес­сивную, медленную либерализацию импорта с оговоркой stand still (т.е. запрещение любого возврата назад). В начале 1961 г. все кон­тингентирование было упразднено государствами — основателями Общего рынка.

Таможенные пошлины в торговле внутри «шестерки» стран ЕЭС были устранены с 1 июля 1968 г. Одновременно был введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. Шесть стран, инициаторов Общего рынка, и три государства, присоединившиеся к ним в 1973 г., упразднили таможенные пошлины с 1 июля 1977 г. Переходный период для Греции закончился в 1985 г. Для Испании и Португалии был установлен переходный период в 7 лет, который завершился в 1993 г., исключение составляют лишь некоторые про­довольственные товары, для которых он был продлен до 10 лет. В течение этого периода таможенные пошлины постепенно сокра­щались, для Испании немного быстрее, чем для Португалии (от 10 до 15% в год).

С 1 января 1993 г. был полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Импортируемый товар, оформля­емый таможней любой из стран ЕС, выпускается для обращения на всей таможенной территории Союза. Все требования к таможенному оформлению едины во всех странах ЕС.

Римским договором предусмотрены защитные оговорки, которые позволяют временно отступать от принципа свободной торговли внутри Общего рынка. Некоторые из них имеют всеобщий характер. В случае возникновения или серьезной угрозы возникновения за­труднений с платежным балансом страны либо в случае внезапного кризиса подобные меры могут быть срочно приняты согласно стать­ям 108 и 109 Договора.

Допустимо также принимать специфические меры, распростра­няемые на товары, в основном сельскохозяйственные, или на неко­торые сектора экономики, чтобы избежать отклонений торговых потоков, но при условии, что Комиссия на них согласится.

Римским договором предусмотрен Единый таможенный тариф. Изначально он был рассчитан как среднеарифметическое сборов, взимаемых на таможенных территориях стран — основательниц ЕЭС на 1 января 1961 г. Вследствие его установления у государств-членов возникли проблемы, поскольку значительно сократились таможен­ные пошлины во Франции и Италии и повысились пошлины, установленные Германией и Бенилюксом для стран — членов ЕЭС. В целом также снизился уровень производства в ЕЭС. Для примене­ния Единого таможенного тарифа была проведена гармонизация таможенных правил (определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, унификация товарной номенклатуры и про­цедур таможенной очистки и др.).

Единый таможенный тариф ЕС * ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в двух вариантах:

* Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран//Внешняя торговля. 1996. № 4, 6.

 

официальное издание (Common Customs Tariff);

интегрированное издание (Integrated Tariff of the European Communities, TARIC), содержащее более полную информацию.

С 1 января 1988 г. Единый таможенный тариф основывается на восьмизначной номенклатуре, сформулированной согласно ГС. В интегрированном тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная звездочкой, зарезервирована для ста­тистических целей отдельных стран — членов ЕС. Цифры с 10 по 13 детализируют тарифные позиции, что дает возможность регулиро­вать импорт отдельных категорий товаров.

Официальное издание тарифа имеет две колонки. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин, которые являются максимальными и применяются редко. Пошлины на большинство товаров составляют от 4 до 25% за неко­торыми исключениями. Например, импортные таможенные пошли­ны на сахар составляют 80%, на табачные изделия — 180% и др.; масличные семена, корм для скота, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина и др. импортируются беспошлинно.

Во второй колонке указаны конвенциональные пошлины, при­меняемые к товарам, происходящим из стран, которым на основе ГАТТ или двусторонних соглашений предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Для продуктов питания и сель­скохозяйственной продукции эти пошлины на 10—30% ниже авто­номных, и их среднеарифметический уровень составляет 12,4%. Для остальных товаров пошлины РНБ составляют от 25 до 70% от авто­номных, а их средний уровень — 6,4%.

Интегрированный тариф включает 11 колонок. В нем приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуля­торах внешней торговли. В седьмой колонке этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: если установлены ставки РНБ, то применяются они, если же на данный товар конвенци­ональная пошлина не установлена, то взимается автономная пошлина. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» к конкуренции товары, как мясо птицы, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме того, в данной колонке отмечены те товары, кото­рые облагаются импортными сборами одновременно с таможенными пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, устанавливаемые на товары, которые ввозятся в пре­делах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких квот применяются к крупному рогатому скоту, говядине, некоторым видам рыбы, плодам цитрусовых, некоторым фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, какао-бобам, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремес­ленным изделиям из железа и стали, а также из цветных металлов. Здесь же указаны временно пониженные пошлины на ряд товаров из некоторых стран.

ЕС имеет шесть схем предоставления преференций.

1. Общая система преференций (ОСП), предоставляемых разви­вающимся странам. Ставки пошлин ОСП приводятся в восьмой колонке Интегрированного тарифа. Происхождение товаров, под­падающих под данную схему, должно соответствовать правилам, оп­ределенным соглашением об ОСП, и подтверждаться сертификатом происхождения по форме «А». Необходимо также соблюдать требова­ния прямой отгрузки товара из страны-экспортера в ЕС. Таможен­ными пошлинами не облагаются все произведенные в развивающихся странах промышленные изделия и полуфабрикаты, за исключением некоторых «чувствительных» к конкуренции товаров, выведенных за пределы схемы ОСП (черные металлы, текстиль). Их ввоз ограничивается определенными квотами или может быть предметом огра­ничений в соответствии с защитной оговоркой (т. е. для защиты национальной экономики). Для 47 наименее развитых стран, а также для некоторых стран Латинской Америки некоторые количествен­ные ограничения не применяются и преференции действуют в рас­ширенном объеме.

В рамках ОСП пошлины на ввоз из развивающихся стран ряда аграрных продуктов и продуктов питания (около 700 тарифных позиций) понижены от 20 до 60%. Импорт сельскохозяйственных товаров (около 1400 позиций) из наименее развитых стран осущест­вляется беспошлинно. Из схемы ОСП полностью или частично ис­ключены живые животные, мясо, домашняя птица, рыба, молочные продукты, овощи, крупы, масличные семена, сахар, вино, корм для животных.

Консервированные ананасы, кофе, чай, а также необработанный табак (кроме китайского) ввозятся по преференциальным ставкам в пределах тарифных квот.

Схема ОСП ЕС распространена на Россию с 1 января 1993 г.

2. 69 стран АКТ (Африки, Карибского бассейна и Тихого океана) пользуются расширенными льготами по сравнению с ОСП, предо­ставляемыми в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспо­шлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (риса, кукурузы, говядины, свежих апельсинов). Особый режим существует также для рома, сахара и бананов.

3. Страны Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Ма­рокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) также пользуются расширенными льготами по сравнению с ОСП: обеспечивается сво­бодный ввоз в страны ЕС промышленной продукции, а с 1995 г. — также традиционных сельскохозяйственных продуктов.

4. Соглашение о свободной торговле с ЕАСТ: беспошлинно вво­зятся любые промышленные изделия и полуфабрикаты, происходя­щие из этих стран (за исключением некоторых изделий из черных металлов из Исландии), а также преференции предоставляются для некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания. Ставки пошлин для ЕАСТ содержатся в девятой колонке интегрированного тарифа.

5. Соглашения об ассоциации с Турцией, Мальтой, Кипром (бес­пошлинный ввоз промышленной продукции), а также с Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Латвией, Лит­вой, Эстонией (в течение 10 лет должна быть создана зона свобод­ной торговли, а до тех пор ряд товаров ввозится беспошлинно в пределах тарифных квот).

6. Соглашение о свободной торговле промышленной продукцией с Израилем.

При регулировании импорта применяются также паратарифные меры, например в рамках всего ЕС устанавливается дополнительная пошлина на муку, некоторые виды сахара и товары, содержащие сахар.

Кроме того, в отдельных странах ЕС применяются некоторые до­полнительные импортные сборы:

в Великобритании с импортного автомобиля взимается налог в размере 10% его оптовой цены;

в Дании взимается сбор на охрану окружающей среды (со стои­мости одноразовой посуды; химикатов, используемых для изготов­ления торговой упаковки для жидкостей; с озоноразрушающих ве­ществ). Облагаются налогом также товары, выделяющие углекислый газ. При импорте автомобилей и прогулочных судов уплачивается регистрационный сбор и др.;

во Франции с ряда ввозимых товаров взимаются парафискальные налоги по ставкам от таможенной пошлины (на кожу, шкуры, кожа­ные изделия, текстиль, бумажную массу, некоторые виды бумаги и картона, чернослив), а также специальный налог на овощи и жир морских животных, импортируемую лесную продукцию, зерновые и изделия из них;

в Греции при ввозе товаров из стран, не входящих в ЕС, взимается налог на переводы иностранной валюты от 250 до 5000 драхм, с любой импортной сделки стоимостью свыше 200 тыс. драхм взимается импортный сбор по ставке 1%, но не свыше 5000 драхм;

в Австрии за весь импорт взимается сбор на развитие торговли по ставке 0,3% от стоимости СИФ, а также статистический сбор 1,2 шиллинга на 1000 кг веса брутто; в целях охраны окружающей среды введен специальный налог на нефть, исчисляемый на основе средней стоимости импорта нефти за последний квартал;

в Швеции с целью защиты растений облагаются налогом луко­вицы, живые растения, некоторые корнеплоды, срезанные цветы и др. Взимается также налог на контейнеры, содержащие напитки. Им­порт рекламных материалов облагается налогом на рекламу и ин­формацию по ставке 11%.

Важнейшим из внутренних налогов, которым облагаются импор­тируемые в страны ЕС товары, является налог на добавленную стои­мость (НДС). Фактический разброс базовых ставок НДС по разным странам достаточно велик: от 12% в Люксембурге и Испании до 25% в Дании и Швеции. Пониженные ставки НДС, которые должны быть не ниже 5%, могут устанавливаться на продукты питания, напитки (кроме алкогольных), применяемые в сельском хозяйстве товары и услуги (кроме машин и оборудования), лекарства, книги, газеты, социальное жилищное строительство, услуги в пограничном деле.

Во всех странах ЕС применяются также акцизы. Система их взи­мания в различных странах весьма разнообразна. Тем не менее с 1 января 1993 г. введены минимальные ставки акциза на некоторые товары (сигареты, дистиллированный спирт, бензин, дизельное мас­ло, топливный мазут, сжиженный газ).

В рамках ЕС проводится Единая аграрная политика (ЕАП), направленная на планомерное регулирование европейского рынка сельскохозяйственной продукции в целях сохранения социального равновесия. ЕС признает необходимым применение мер контроля над ценами для поддержания на определенном уровне цен на про­дукцию, производимую европейскими фермерами. Для того чтобы обеспечить повышение цен на импортную продукцию до требуемого уровня, применяются «скользящие» сборы. Живые животные, мясо, молочные продукты, зерновые, некоторые овощи и фрукты и про­дукты из них, масличные семена облагаются импортными сборами. Товары, к которым применяются эти сборы, в таможенном тарифе ЕС помечены значком AGR. В зависимости от продукта сбор взима­ется вместо пошлины или вместе с ней.

В дополнение к импортному сбору с некоторых товаров, отме­ченных в интегрированном тарифе, взимается сельскохозяйственный сбор. Им облагаются некоторые живые животные, мясо, молочные продукты, свиной и птичий жир. Сельскохозяйственный сбор взимается по специфическим ставкам, которые устанавливаются рег­ламентами КЕС.

Еще одним видом дополнительных платежей в связи с импортом аграрной продукции является компенсационный сбор, который при­меняется к свежим овощам и фруктам, а также некоторым рыбопродуктам. На данные виды продукции в начале каждого хозяйственного года устанавливаются справочные цены на основе цен про­изводителей ЕС. Импортная цена, исчисляемая как цена продажи импортных товаров на рынке ЕС за вычетом таможенных сборов, не должна снижаться ниже справочной. Если импортная цена на товар, ввозимый из определенной страны, держится на более низком уровне в течение двух дней подряд, то вводится компенсационный сбор, равный разнице между справочной и фактической ценами. Справочные цены на виноградный сок и вино приведены в прило­жении к Интегрированному тарифу. Остальные справочные цены устанавливаются текущими регламентами ЕЭС.

Размеры компенсационных сборов изменяются в зависимости от мировых и единых цен ЕС на сельскохозяйственные товары (при снижении мировых цен размер сбора увеличивается, при увеличении — снижается).

Налогообложение некоторых товаров, производимых из сельско­хозяйственной продукции, включает переменный компонент. К этим товарам относятся йогурт, кефир с фруктами, маргарин с молочным жиром, кондитерские изделия с сахаром, шоколад, изделия из круп, картофеля и сладкой кукурузы, заменители чая и кофе с добавлением сахара и молочного жира, супы и бульоны, мороженое, концентраты протеина, крахмала и некоторые другие продукты, помеченные в таможенном тарифе значком MOB.

Регламент КЕС от 27 января 1993 г. (147-93) определил величину переменных компонентов, применяемых к пшенице, ржи, кукурузе, ячменю, рису, порошку снятого молока, цельномолочному порошку, маслу, белому сахару и патоке.

Контроль над ценами осуществляется также с помощью анти­демпинговых мер. Антидемпинговое расследование может возбуждать­ся по жалобе производителей или их организаций в КЕС. Под нормальной стоимостью товара понимается сравнимая цена, уплачен­ная за аналогичный товар в ходе обычных торговых операций на внутреннем рынке страны-производителя или страны-экспортера, либо сравнимая цена, уплаченная за товар, экспортированный в любую третью страну. Экспорт товара в ЕС по более дешевой цене рассматривается как демпинг, который может нанести ущерб евро­пейской промышленности. Приняв решение о возбуждении дела, Комиссия назначает расследование. Расследование должно доказать, с одной стороны, факт поставки товара из-за границы по занижен­ной цене, т.е. наличие демпинга, а с другой — факт нанесения ущерба национальной промышленности в результате поставки товара по экс­портной цене ниже той, которая сложилась на внутреннем рынке страны-экспортера или на рынке третьей страны. Под ущербом понимается вызванное импортом сокращение значительной части национального производства или реальная угроза его сокращения. При этом в течение расследования на срок до 4 месяцев могут быть введены временные антидемпинговые пошлины. Для того чтобы про­должать ввозить соответствующие товары, импортер должен внести на таможне залог на сумму временной пошлины или представить гарантии ее уплаты.

Если во время расследования экспортер пересматривает свои цены или прекращает экспорт по демпинговым ценам, расследование мо­жет быть прекращено. Если же этого не происходит, а расследование подтверждает наличие как демпинга, так и ущерба, то вводятся постоянные антидемпинговые пошлины на срок до 5 лет. Антидемпинговые пошлины устанавливаются либо в процентах к таможен­ной стоимости товара, либо в абсолютном выражении как разность между нормальной стоимостью и экспортной ценой (франко-граница ЕС). Величина пошлины не может превышать величину дем­пинга. Она взыскивается сверх таможенной пошлины. Добровольно принятые в ходе расследования обязательства экспортера также действительны в течение 5 лет.

Антидемпинговые меры — сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного с ее точки зрения импорта. Для импортера это фактически закрывает доступ на внутренний рынок данной страны. Данная специфика связана с особенностью начисления и взимания антидемпинговой пошлины. Иногда общая сумма пошлины может исчисляться мил­лионами долларов, поэтому сам факт начала антидемпингового рас­следования далеко не всегда подтверждает обоснованность жалобы истца. Таким образом, угроза начать антидемпинговое расследова­ние сама по себе становится антидемпинговой мерой, фактически ограничивающей импорт задолго до возможного установления до­полнительной пошлины.

Антидемпинговые расследования проводятся странами ЕС в целях сдерживания импорта из третьих стран. Антидемпинговое законода­тельство также предусматривает возможность введения антидемпинговых пошлин на территории всех стран ЕС независимо от того, в какую страну ввезен товар. В последнее время расширилась практи­ка проведения антидемпинговых расследований и применения ан­тидемпинговых санкций против иностранных поставщиков товаров, в том числе из России. Если в 70-х гг. антидемпинговая политика была главным образом направлена на поддержание металлургичес­кой промышленности, то в 80—90-х гг. она применяется в основном для защиты европейской промышленности в области развития высоких технологий (в частности, полупроводников, видеомагнито­фонов, телевидения).

Компенсационные пошлины вводятся, если установлено, что произ­водство и/или экспорт товаров, ввозимых в ЕС, субсидируется и это субсидирование наносит ущерб европейской промышленности. По­рядок их введения в целом сходен с антидемпинговой процедурой.

Количественные ограничения (квоты) устанавливаются на импорт в страны ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого таба­ка, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др., в частности стальных изделий из России и других стран СНГ. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допу­скается только из стран, подписавших данный протокол.

Импортные запреты устанавливаются на ряд товаров с целью охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира, природы (ядохимикаты). В группе импортных за­претов появляются новые, ранее не практиковавшиеся, например запрет на импорт 13 видов пушнины (по причине отлова зверей с применением жестоких методов: капканы и другие «негуманные» приспособления). Предполагается, что от введения такого запрета сильно пострадают канадские и американские экспортеры, однако это может отразиться также на продаже пушнины из России.

Запрещен любой импорт фреонов из стран, не подписавших Монреальский протокол. Не допускаются реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных стра­нами ЕС.

Запрещается импорт в страны ЕС слоновой кости, а с 1 января 1995 г. — шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, собо­ля, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов.

По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистри­рованы определенные заболевания. .

Добровольные ограничения экспорта. Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в страны ЕС определенных видов продукции (например, автомобилей, станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зелан­дии, Канады). В рамках многостороннего Соглашения по текстилю ЕС поддерживает режим экспортных ограничений в торговле с Аргентиной, Бразилией, Китаем, Чехией, Словакией, Гонконгом, Венгрией, Индией, Индонезией, Республикой Кореей, Макао, Малайзией, Пакистаном, Перу, Филиппинами, Польшей, Румынией, Шри-Ланкой, Сингапуром и Таиландом.

Классификация ЕС содержит 161 категорию текстиля и одежды, из которых 123 являются объектами торговой политики ЕС в области текстиля и подлежат регулированию. В соглашениях с различными странами ограничивается ввоз от 1 до 10 категорий продукции.

С Россией ЕС заключил отдельное Соглашение о торговле текс­тильными товарами (парафировано 12 июня 1993 г., действовало до 31 декабря 1997 г.), которое предусматривало установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий.

Автоматическое лицензирование. Наблюдение за импортом, который может нанести ущерб производителям ЕС, осуществляется как на уровне Союза, так и на национальном уровне. Для осуществления сделки необходимо получить соответствующий документ. Эта процедура позволяет органам ЕС иметь полную информацию о ввозе товара, и если результаты наблюдения свидетельствуют об ущербе, могут быть приняты меры по ограничению импорта (установление импортных квот и др.). Именно на основании данной процедуры в августе 1993 г. были введены количественные ограничения на им­порт алюминия из России. В феврале 1994 г. российское правитель­ство приняло на себя обязательства по добровольному ограничению экспорта данного металла.

На уровне ЕС осуществляется наблюдение (мониторинг) за импортом: отдельных видов текстиля и обуви из всех стран; видов текстиля из Египта, Мальты, Морокко, Туниса и Турции; некоторых видов обуви из Республики Кореи и Тайваня; станков, компьютеров, автопогрузчиков, электромеханических инструментов, легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов из Японии; видеомагнито­фонов и телевизоров из Японии и Республики Кореи; некоторых текстильных изделий из Бангладеш, Албании, Эстонии, Латвии и Литвы; кислых вишен из Боснии и Герцеговины, Хорватии, Слове­нии, Македонии и Черногории; некоторых видов обуви из Китая, Республики Кореи и Тайваня. Подлежит мониторингу импорт алюминия из стран бывшего СССР. Установлено статистическое на­блюдение за импортом некоторых сельскохозяйственных продуктов из средиземноморских стран. Осуществляется также наблюдение за большей частью импорта из стран с государственной системой тор­говли (если Россию ЕС исключил из списков таких стран по согла­шениям 1994 г. и 1995 г., то Украина и некоторые другие страны СНГ по-прежнему остаются в списке этих государств), а также за импор­том наркотиков и психотропных средств.

На национальном уровне автоматическое лицензирование при­меняется в странах Бенилюкса и Италии по отношению ко всем товарам из Японии и Гонконга, являющимся объектами националь­ных количественных ограничений и наблюдения за импортом.

Для ввоза ряда товаров, являющихся предметом ЕАП (зерновых, свинины, говядины и телятины, баранины и козлятины, вина, мо­лочных продуктов, сахара, семян), требуется импортный серти­фикат. Лицензирование импорта обеспечивает поддержание объема импорта ряда товаров на определенном уровне; способствует охране диких животных и растений.

Лицензия необходима для ввоза следующих товаров: живого скота, мяса и мясопродуктов, молока, сливок, простокваши, сыра, гороха, бобов, сливок, грибов, гибридов сладкой кукурузы для посева, маниоки, сладкого картофеля, сушеных фиников, крахмала из побе­гов, временно консервированных фруктов, зерновых и продуктов мукомольной промышленности, сахарной свеклы, оливкового масла, сахара и патоки, сахарных сиропов, апельсинового сока, вина, отходов пищевой промышленности, готовых кормов для животных. Товары, требующие лицензирования, отмечены в Интегрированном тарифе.

Предварительные разрешения требуются также для импорта то­варов, торговля которыми регулируется Конвенцией по Международ­ной торговле редкими и исчезающими видами дикой фауны и флоры. Эти товары помечены в пятой колонке Интегрированного тарифа значком CITES. К ним относятся: некоторые виды живых животных и растений, мясо, рыба, китовый ус, жиры и масла морских живот­ных, кожа и кожаные изделия, меха, музыкальные инструменты, огнестрельное оружие и пр.

Лицензии выдаются на национальном уровне, но имеют силу для всех стран ЕС.

В отдельных странах действует система предварительного разре­шения на национальном уровне. В Бельгии лицензируется свежее мясо, в Дании — детекторы дыма, во Франции — масла, масличные семена, сахарин, сыворотки и вакцины, измерительные инструменты, токсичные отходы, в Греции — электробытовые приборы и ионизи­рующее радиационное оборудование, в Ирландии — растительные продукты, в Испании — звукозаписывающая аппаратура и аудио­визуальные материалы.

В некоторых странах ЕС установлена государственная монополия на импорт отдельных товаров, например на импорт спичек во Фран­ции (из-за пределов ЕС) и Греции (из-за пределов ОЭСР).

Технические барьеры. Особое место среди административных ин­струментов регулирования внешней торговли занимают различные технически и другие специальные ограничения: международные, региональные и национальные стандарты, система сертификации и инспекции качества продукции, требования к ней с точки зрения безопасности и экологии, санитарно-гигиенические и ветеринарные нормы, а также требования к упаковке и маркировке. Технические барьеры порой носят протекционистский характер и считаются эффективным средством ограничения импорта в интересах нацио­нальных производителей аналогичной продукции.

В странах ЕС большое внимание уделяется безопасности потре­бительских товаров, причем между странами налажена система со­ответствующей взаимной информации.

При ввозе в страны ЕС мяса и рыбы требуются ветеринарный сертификат и сертификат системы здравоохранения, которые выда­ет признанная ЕС официальная ветеринарная инстанция страны-экспортера. Мясопродукты должны иметь официальную «отметку о здоровье» (Health Mark). При их импорте, а также импорте свежих овощей и фруктов при таможенном контроле проводится также проверка их соответствия стандартам качества ЕС. Пищевые продукты, ввозимые для переработки в ЕС, должны иметь сертификат перера­ботки, выданный управлением по контролю импорта.

В соответствии с санитарными правилами установлены допус­тимые пищевые добавки и их максимальный уровень, а также мак­симально допустимое количество остатков пестицидов в пищевых продуктах. Строгие правила безопасности действуют в отношении мыла, косметики, туалетных принадлежностей, моющих средств, лекарств, пластиковой упаковки для продуктов, удобрений, пестицидов и т.п.

На основе директивы 737/90, опубликованной 29 марта 1990 г., установлен допустимый уровень радиации и составлен список не­пригодных для потребления товаров в связи с чернобыльской катастрофой.

При импорте растений, выкопанных с корнем, фруктов, овощей, срезанных цветов, необходим фитосанитарный сертификат. Свежие фрукты и овощи, подвергшиеся радиоактивному облучению для уве­личения срока хранения, должны быть соответствующим образом отмечены. Ввоз любой облученной продукции в Германию запре­щен. Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды имеют собственные списки разрешенных к облучению продуктов.

Автотранспортные средства контролируются с точки зрения минимального загрязнения окружающей среды. Установлены нормы выделения окиси углерода, оксидов азота, углеводородов, летучих органических соединений и частиц, а также допустимый уровень шума и др.

Проверке безопасности подлежат также многие другие товары (станки, детская одежда, игрушки, электробытовые приборы, горючие жидкости и др.).

В своей политике экспортного регулирования ЕС придерживается принципа свободного осуществления экспорта в третьи страны. Эко­номический контроль и ограничения экспорта распространяются в ЕС на сравнительно небольшую группу товаров.

Экспортные ограничения в странах — членах ЕС применяются для безопасности стран-членов, сохранения их национального богатства, защиты промышленной собственности, охраны жизни и здоровья населения, внешней среды, а также для обеспечения выполнения обязательств по их международным и двусторонним соглашениям, при необходимости для удовлетворения собственных потребностей в некоторых видах сырья и материалов, которые могут оказаться для них дефицитными.

Количественные ограничения экспорта применяются в странах ЕС лишь в отношении небольшого числа продуктов, которые считаются дефицитными, в целях удовлетворения собственных потребностей стран-членов в этих продуктах. В настоящее время на уровне ЕС количественные ограничения экспорта сохранены лишь в отношении нефти и продуктов ее перегонки.. Кроме того, регламентом 1982 г. предоставлено право сохранять ограничения экспорта в индивиду­альном порядке по некоторым товарам. К этим товарам относятся: драгоценные металлы (Франция, Италия, Дания), часовые механизмы и карманные часы (Франция), принадлежности для музыкальных инструментов (Италия), кожа (Греция, Франция, Италия, Ирландия), пушнина (Италия), лесоматериалы (Италия, Ирландия).

Запреты экспорта странами ЕС применяются прежде всего по. политическим соображениям. К ним относятся запреты на основе решений ООН (например, отказ от торговли с Сербией и Черного­рией). Прямой запрет поставок опасных отходов, включая радиоак­тивные, из ЕС действует в отношении стран, которые запрещают импорт этих материалов.

Добровольные ограничения экспорта применяются странами ЕС при поставках в другие страны продукции текстильной, швейной и обув­ной промышленности, черной металлургии, металлообрабатываю­щих станков, автомобилей, бытовой электроники, посуды и др. Например, по соглашению с США поставки из ЕС на американский рынок ограничиваются 7% потребления стали в США.

Экспортный контроль и лицензирование применяются в ЕС в основном в связи с обязательствами, принятыми по международ­ным соглашениям. Процедура такого контроля распространяется в ЕС, в частности:

1) на 8 химических продуктов, которые могут быть использованы для производства химического оружия (лицензии выдаются нацио­нальным органам в индивидуальном порядке с учетом направления экспортера);

2) на химические продукты, которые считаются вредными для здоровья людей и окружающей среды;

3) на опасные материалы и отходы, включающие радиоактивные. Если их экспорт прямо не запрещен, они подлежат экономическому контролю и ограничениям при перемещении за границы стран — членов ЕС;

4) на наркотики и психотропные вещества, которые могут быть использованы для недозволенного или запрещенного изготовления лекарств (по Международной конвенции о незаконном перемеще­нии наркотических веществ и психотропных веществ);

5) на некоторые виды фауны и флоры, которые в соответствии с Конвенцией о международной торговле редкими видами животных и растений могут вывозиться лишь на основе экспортной лицензии или экспортного сертификата;

6) на предметы культурного наследия (художественные, истори­ческие, археологические ценности), которые вывозятся за границу на основе систем экспортного контроля и лицензирования, установленных в отдельных странах ЕС.