Дидактические игры как средство формирования гностических умений

Психолого-дедагогические исследования и педагогический опыт в области игрового обучения свидетельствуют о том, что в системе высшего педагогического образования преподаватели ограничиваются в основном созданием и применением в учебном процессе одной или нескольких дидактических игр. Такое применение ДИ малоэффективно для профессиональной подготовки будущих педагогов. В настоящее время возникла необходимость разрабатывать системы дидактических игр по одной или нескольким учебным дисциплинам. Примером может быть формирование гностических умений у студентов ИФК.

Необходимо отметить, что работ, посвященных формированию системы гностических умений с помощью дидактических игр, в педагогической литературе встречается очень мало; в основном в них рассматриваются вопросы использования ДИ при формировании отдельных гностических умений. В связи с этим применение обучающих игр в педагогических вузах происходит эпизодически. Вне связи со структурой и содержанием данных умений. Гностические умения входят в группу трудно формируемых умений; этим отчасти можно объяснить недостаточный уровень компетентности молодых педагогов и студентов в области гностической деятельности для совершенствования процесса формирования гностических умений необходимо разработать систему дидактических игр для студентов ИФК, которая конструируется и используется соответственно разработанной структуре этих умений.

При разработке данной системы игр нами был использован системный подход – как наиболее оптимальный. Позволяющий строить процесс обучения на принципах единства, целостности и поэтапной последовательности и рассматривать его как функциональную дидактическую систему (ФДС).

Исходя из определения ФДС, основными принципами построения системы дидактических игр являются следующие:

1) в каждой ДИ должно быть обеспечено взаимодействие компонентов дидактической системы;

2) каждая ДИ, входящая в систему, должна вносить свой вклад в достижение полезного результата, на который ориентирована вся система, – формирование у студентов системы гностических умений.

Одной из важнейших проблем при разработке системы является поиск и формулировка системообразующего фактора. Внешним системообразующим фактором является деятельность педагога, где он представляет студентам объект их деятельности в виде системы гностических умений. Внутренним системообразующим фактором является активное участие каждого студента в дидактических играх. Ориентация деятельности педагога и студентов, а также всей функциональной дидактической системы в форме игр осуществляется целью и результатом.

Разработанная экспериментальная система дидактических игр (табл. 9) представляет собой совокупность следующих типов игр: малые фрагментарные ДИ, целостно-тематические ДИ, комплексная ДИ. Включенные в систему виды игр (малые и мини-игры) различают по содержанию и способу воздействия на обучаемых, а также имеют разную ориентацию на формирование у них определенных гностических умений. При этом на каждом последующем уровне игры проводятся на основе предыдущих.

Одним из показателей эффективности дидактических игр можно считать их влияние на формирование общеинтеллектуальных умений студентов. Для решения этой задачи использовались шкалы общеинтеллектуальных умений, предложенные Н. В. Кузьминой и адаптированные с учетом поставленной задачи. Студентам было предложено оценить

влияние процесса обучения на формирование

Таблица 9