Основные размеры корпуса редуктора

 

Корпусные детали редукторов общего назначения имеют сложную форму, при этом наиболее рациональной является технология их изготовления из отливок (чаще из чугуна марки СЧ15) с последующей механической обработкой. Корпус редуктора, валы которого размещены в одной плоскости, выполняют состоящим из основания корпуса и крышки с разъемом в плоскости валов.

Конструирование корпуса рекомендуется начинать с прочерчивания его внутренней полости, используя результаты предыдущих расчетов (см. п.1.3.2) и изображения на рис. 1.1 и 1.2, в натуральную величину. При этом полученные ранее размеры зубчатых колес, межосевые расстояния, зазоры между колесами и корпусными деталями воспроизводятся без изменений. На этом изображении прочерчиваются предварительно проработанные (см. п.1.4) конструкции валов (см. рис. 1.4.) с подшипниками и рассматриваются возможные варианты конструкций крышек подшипников – фланцевых или закладных. Закладные крышки (см. гл. 7 [2]) не требуют дополнительных креплений, что существенно упрощает конструкцию корпуса в целом. Крышки, через которые проходят валы редуктора имеют отверстия и расточки под уплотнительные манжеты, например по ГОСТ 8752-79. Между упорными торцами крышек и внешними кольцами подшипников предусматривают зазоры, в которые укладываются дистанционные кольца или втулки, обычно подбираемые при сборке для установки оптимальных зазоров в подшипниках.

Эскиз редуктора в двух проекциях показан на рис. 3.1 (штриховка не показана). Размеры c и e найдены ранее (см. п.1.5 и рис. 1.4). Основные размеры, определяющие внешние очертания корпуса находят в функции толщины стенки d (мм), вычисляемой по формуле

Ширина фланца разъема корпуса f, диаметр d резьбы винта, соединяющего крышку и основание корпуса, диаметр df фундаментных винтов, размер q – расстояние от подшипника до торца прилива корпуса и др. определяются приближенными равенствами:

f ¢= (2…2,5)×d; ;

q = (0,18…0,20)×DП ≥ 18 мм; df = 1,25×d;

b = (0,25…0,40)×d.


 

Рис. 3.1, а

 

Рис. 3.1, б

 

  Рис. 3.2, а

 

Рис. 3.2, б

 


Значения, полученные расчетом по этим формулам, необходимо округлить до целых значений, желательно по ряду Ra 20, а диаметры резьбы принимают по стандарту на метрические резьбы –
ГОСТ 8724-81.

Компоновка редуктора с конической быстроходной передачей показана на рис. 3.2 в плоскости, проходящей через оси валов – в плоскости стыка основания корпуса и его крышка. Процедура выполнения этого чертежа аналогично рассмотренной выше с особенностями, характерными для конических передач.

Размер Е может предварительно выбран из условия

E = 2 ∙ (a + bw(T))

и впоследствии и уточнен.

Ось быстроходного вала (обычно желательно исполнение вал-шестерня) совпадает с осью симметрии редуктора. Подшипники быстроходного вала обычно размещают по схеме «в растяжку» в стакане, причем диаметр посадочной поверхности этого стакана dст должен быть больше диаметра окружности вершин dae1 конической шестерни на 2…3 мм.

Конструкция основания и крышки корпуса принципиально не отличается от конструкции корпуса цилиндрического редуктора и разрабатывается по тем же правилам. Необходимо, однако, учитывать, что при установке конических радиально-упорных подшипников на быстроходный (рис. 1.13) и на промежуточный (рис. 1.14) валы, надо предусмотреть возможность регулирования радиальных зазоров в подшипниках и, одновременно, регулирования бокового зазора и пятна контакта в конической зубчатой передаче.

Рекомендуемые приемы и способы решения этих задач содержатся в соответствующих разделах справочников и учебников, например [3].