Договор розничной купли-продажи: понятие, признаки, форма договора. Соотношение ГК и ФЗ «О ЗПП».

Легальное определение – ст. 492. Видообразующие признаки:

1. Субъектный состав, т.е. в качестве продавца выступает юридическое лицо, коммерческая организация ил и индивидуальный предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность в розничной сети (на рынке – не в розницу).

2. Специфика товара – товар предназначен для личного, бытового, семейного и иного использования не связанного с предпринимательской деятельностью.

Ст. 492 не содержит специальных требований к другой стороне этого договора, т.е. покупателю. Т.о. покупателем может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо. При условии если ЮЛ приобретает товары для обеспечения внутренних нужд и потребностей организации. Но в этом случае закон «О защите прав потребителей» применяться не будет, т.к. из Преамбулы закона прямо следует, что участником регулируемых законом отношений является гражданин – потребитель.

Договор розничной купли-продажи – публичный договор (ст. 426). Отношение розничной купли-продажи регулируется в первую очередь нормами § 2 Гл. 30 ГК. К отношением не урегулированных им применяются нормы § 1 Гл. 30 ГК. Также в неурегулированной части применяются общие положения о договорах и обязательствах, затем к отношениям неурегулированным в ГК применяется закон «О защите прав потребителей», а также акты правительства, которые оно в силу ст. 26 данного закона вправе принимать.

Договор розничной купли-продажи может совершаться:

v В устной форме;

v В конклюдентной форме;

v Простой письменной форме.

В большинстве случаев договор заключается в устной форме, т.к., как правило, момент его заключения и исполнения совпадает во времени. Конклюдентная форма используется посредством автоматов. Простая письменная форма требуется в случаях, когда момент заключения и исполнения не совпадает во времени (продажа по образцам и описаниям, т.е. каталог, продажа в кредит и в рассрочку).

По общему правилу в соответствии со ст. 493 ГК договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты товара, что подтверждается выдачей покупаемого товара или кассового чека. Это не форма договора, а правоподтверждающий документ. Отсутствие этих документов не является основанием к отказу в защите его прав. Покупатель может доказать факт покупки с помощью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокупности с другими собранными по делу доказательствами (т.е. если только свидетели, то требования будут необоснованные).

Договор заключается в обязательном порядке (ст. 426) Договор розничной купли-продажи, как правило, заключается на основании публичной оферты. В отличие от п. 1 ст. 427 предусматривающей, что реклама не рассматривается как оферта, а как приглашение ее сделать. П. 1 ст. 494 признает офертой рекламу товара, если она содержит все существенные условия договора, описание товара или его художественное изображение в каталогах либо иной способ доведения сведений о товаре (телемагазин) до неопределенного круга лиц.

Цена и иные существенные условия договора должны быть одинаковы для всех покупателей, но: закон не регулирует напрямую скидки. Скидки могут быть:

· Сезонные

· Распродажные

· Дисконтные.

Скидки также должны быть обращены к неопределенному кругу лиц, и содержать в себе общие требования, например, скидка постоянного покупателя или скидка на определенную сумму.

Продавец при заключении договора по требованию покупателя обязан предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Под необходимой информацией понимается его полнота, т.е. информация должна быть доведена в таком объеме, чтобы у покупателя сложилось четкое и правильное представление о свойствах товара, правило пользования и т.п. что позволяло бы ему выбрать товар.

При рассмотрении потребительских споров покупатель презюмируется отсутствие специальных знаний по предмету. Достоверность информации – соответствие действительности сведений о товаре. Ст. 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей» определяет необходимый перечень сведений о товаре:

· Указывающие на его технические регламенты;

· Сведения об основных потребительских свойствах;

· Условия безопасного и эффективного использования;

· Правила хранения и эксплуатации и т.д.

Информация должна содержаться в прилагаемой к товару технической документации: инструкции, аннотации, правилах пользования на русском языке. Покупатель вправе требовать дополнительных пояснений. Правовые последствия непредоставления или неполного предоставления информации идентичны тем, что имеют место при некачественном товаре. Если покупатель испортил товар при отсутствии информации, то он не виноват (доказывает сам, что не имел информации).