Зодчество

Что означает слово зодчество? Дайте определение этого понятия.

 

Продвигаясь на Север, новгородцы-христиане и местные мастера строили монастыри, окруженные крепкими стенами, храмы, жилые дома, хозяйственные постройки. На Онежском озере возникли Муромский и Палеостровский, на Ладожском – Коневский и Валаамский монастыри. В 15 веке начали строить Соловецкий монастырь. Вместо деревянной бревенчатой ограды там в конце 16 в. из гигантских привозных валунов (4-5 м в поперечнике) были сложены стены (высота 11м, толщина до 6 м), причем только верхняя их часть была кирпичной. По периметру всей ограды стояли восемь столь же мощных башен, впоследствии увенчанных дощатыми шатровыми кровлями. Кладка из необработанных валунов придает крепости монументальный вид. Выразительный по силуэту, величественный ансамбль Соловецкого кремля гармонично сочетается с морскими просторами. Известен строитель – местный мастер Трифон из поморского селения Ненокса.

Главный вход в Соловецкий кремль венчала Благовещенская надвратная церковь с чешуйчатой деревянной главкой. Внутри крепости – Преображенский собор (16 в.). Он превосходит по своим размерам Успенский собор Московского кремля. На то время Преображенский храм был самым высоким в России. Первоначально увенчанный высоким шатром, собор мог служить своеобразным маяком, ориентиром для мореходов и дозорной, сторожевой башней. Строили Успенский собор зодчие Игнатий Салка и Стольша. Колокольня собора, маковка которого поднимается на высоту 60 м, была построена позднее.

Монастырь славился образцово налаженным хозяйством: здесь писали иконы, изготавливали церковную утварь, в кузницах и мастерских умельцы выполняли художественную ковку и литье. Были устроены мельница, сукновальня (мастерская по изготовлению сукна), механизмы которых приводилось в движение водой. В период расцвета монастыря здесь существовало до 40 различных производств (кожевенный, кирпичный, прядильня, “портная палата” и др.). На землях, принадлежащих монастырю, добывали слюду, жемчуг. Соловки стали главным оплотом обороны северного побережья России.

В первой половине 16 века в Поморье возникло множество крепостей-острогов и крупных промысловых поселений (посадов): Кола, Кереть, Сорока, Кемь, Сума и другие. Росли и укреплялись также пограничные поселения на Ладоге: крепости Корела и Орешек.

В 16 веке по берегам рек и озер Карелии складываются деревни – до 5 рядом стоящих дворов. Примерно тогда же и в Поморье появились многодворные деревни. Когда крестьянские дома концентрировались вокруг церкви и кладбища, такой тип поселения назывался погостом.

На Севере бытовал особый тип жилища-усадьбы, удобного для неустойчивых и суровых климатических условий и для жизни большой, нередко из нескольких поколений, семьи. Строевого леса было много, плотницкое искусство достигло высокого уровня. В Карелии усадьба состояла из двух или нескольких объемов (изба, сени, клеть), объединенных переходами. В зависимости от взаиморасположения жилой и хозяйственной частей различаются типы домов: «брус», «глаголь» и «кошель».

«Брус» - дом, в котором сени и двор-сарай поставлены друг за другом, он перекрыт симметричной двускатной крышей.

сени

жилая хозяйственная часть часть

     
     

 

«Глаголь» напоминает в плане букву «Г», хозяйственная часть расположена сбоку и позади жилья.

 

 

 

«Кошель» отличается большими размерами и двускатной несимметричной крышей .

.

 

 

Дом имел высокий подклет, где хранили продукты. Окна (3-5 на фасаде жилой части) были небольшими. Изба-усадьба выглядела строением по-своему величественным, суровым, что смягчалось многочисленными резными украшениями. Разница между карельскими и русскими домами заключалась большей частью в орнаменте этих украшений. Мастерство плотников Карелии получило широкую известность уже в 16 в. – их часто приглашали не только в соседние северные области, но в Новгород и Москву.

Северная изба была устроена по традиционной схеме. Вход – из сеней. Направо или налево от входа располагалась печь (первоначально – очаг). По диагонали от печи располагался «большой (красный) угол», где находилась божница с иконами. Рядом с печью делали полати. Вдоль трех стен избы (кроме дверной) тянулись лавки. Над ними – полки для предметов домашнего обихода. Стол ставили торцевой частью к среднему окну главного фасада или тут же, к простенку.

Горница крестьянской избы

 

В чердачном помещении часто устраивали горницу, помещение для жилья летом. На хозяйственной половине хранили запас сена, сельскохозяйственные орудия, телеги, сани; внизу располагались хлевы, конюшня, помещение для овец. Практически все строения карельской деревни отличались добротностью и долговечностью, поскольку идеально соответствовали условиям Севера.

 

Представление о древнейших деревянных храмах Севера дает небольшая церковь Лазаря Муромского (14 в.). Основа ее – бревенчатый четырехугольный сруб (клеть, четверик), такой же, как и у жилого дома. Только церковь традиционно была ориентирована с запада на восток: с запада впоследствии устраивалась трапезная, с востока – притвор, алтарный сруб. Чаще всего храм венчался восьмериком с шатровым, по образцу крепостных башен, верхом. Но это лишь общая схема: существовали храмы с двумя или несколькими шатрами, многоглавые. Кроме того, у плотников существовал целый арсенал приемов, благодаря которым силуэт каждой церкви был оригинальным, неповторимым. Превосходно согласуются с гладью озера поставленные на низком берегу стройные шатровые церкви в Кондопоге (18 в.) и в Челмужах (17 в.). Они подобно высотным маякам служат центрами деревенской застройки, издали привлекая к себе внимание. Такие шедевры могли быть созданы только свободными от крепостной зависимости людьми Севера. Народное зодчество Карелии является составной частью той культуры древоделов, которая формировалась на огромных просторах Древней Руси.