Поисково преобразующий этап работы
Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является – поисково-преобразующий этап работы. Он связан,как правило, с введением в педагогический процесс запланированных но-
вовведений (инноваций).
Содержание поисково-преобразующего этапа психолого-педагогического исследования специфично, зависит от целей, предмета,
характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововве-дений, степени готовности практики к их восприятию. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений (что
вносится, каковы ―носители‖ нового), временные рамки и технологии но-
вовведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых
образовательных программ, освоение нетрадиционных технологий или ме-
тодик обучения, способов стимулирования и оценивания успехов в воспи-
тании и развитии учащихся и другие.
При реализации поисково-преобразующего этапа исследования требу-
ется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось
создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие –
нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников
опытно-поисковой работы. Видимо, полезно сопоставить исследователь-
ский проект, обозначенные в нем позиции и подходы с реально получен-
ными результатами, конкретными трудностями, находками, ошибками.
Жизнь всегда богаче и разнообразнее схем. Где-то и в чем-то, возможно,
придется отойти от первоначально намеченной программы, где-то вер-
нуться назад, возникнут новые проблемы и препятствия, обнаружатся и
новые способы решения задач. Нерешенные на предшествующих этапах
задачи придется перенести на текущий этап. Результатом этой работы ста-
новятся скорректированные, обогащенные представления о путях их ре-
шения, об осуществлении общего замысла, уточнение логики и процедуры
исследования.
Помимо учета непредвиденных обстоятельств на этом этапе просто не-
обходима более детальная проработка внедренческих документов, после-
довательности исследовательских процедур, их координация и синхрони-
зация. Нельзя, скажем, сначала вводить новые программы, а потом соот-
ветствующую замыслу технологию. Их следует вводить комплексно.
Для прогнозирования результатов поисково-преобразующего этапа исследования необходимо вести речь о процедуре, аналогичной той, которая
используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное
преобразование объекта, построение модели потребного будущего.
Практическое преобразование предполагает ―запуск‖ того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий, средств обучения и воспитания и т. п.
Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных ре-
зультатов и оценки эффективности аппарата и процедур исследования.
Вносятся изменения в практическую работу (компенсация недостатков,
коррекция программ, уточнение тактики индивидуального подхода и др.),
логику и методы исследования.
Психологический или педагогический эксперимент, предусмотренный
методикой в рамках поисково - преобразующего этапа исследования, –
наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения экспери-
мента разрабатывается специальная программа, в которой достаточно под-
робно прописываются все этапы деятельности исследователя:
– выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения экс-
перимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, осо-
бенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;
– планирование необходимого числа наблюдений, порядка использова-
ния исследовательского инструментария (методы и методические приемы),
математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистра-
ции результатов и т.д.
– анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление стати-
стических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпрета-
ция результатов исследования.
Особое внимание при проведении эксперимента обращается на условия
и факторы, обеспечивающие представительность выборки и репрезента-
тивность результатов.
Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точ-
ными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отли-
чие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явле-
ния, а в какой-то степени вскрывает и его внутренние связи, движущие си-
лы, механизм этого движения. В нем неповторимая конкретность дополня-
ется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении, или ме-
жду отдельными явлениями.
Научный подход к анализу фактов требует рассматривать их всесто-
ронне, во всех отношениях, в многообразии диалектических связей внутри
их и между ними.