Поисково преобразующий этап работы

Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является – поисково-преобразующий этап работы. Он связан,как правило, с введением в педагогический процесс запланированных но-

вовведений (инноваций).

Содержание поисково-преобразующего этапа психолого-педагогического исследования специфично, зависит от целей, предмета,

характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововве-дений, степени готовности практики к их восприятию. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений (что

вносится, каковы ―носители‖ нового), временные рамки и технологии но-

вовведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых

образовательных программ, освоение нетрадиционных технологий или ме-

тодик обучения, способов стимулирования и оценивания успехов в воспи-

тании и развитии учащихся и другие.

При реализации поисково-преобразующего этапа исследования требу-

ется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось

создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие –

нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников

опытно-поисковой работы. Видимо, полезно сопоставить исследователь-

ский проект, обозначенные в нем позиции и подходы с реально получен-

ными результатами, конкретными трудностями, находками, ошибками.

Жизнь всегда богаче и разнообразнее схем. Где-то и в чем-то, возможно,

придется отойти от первоначально намеченной программы, где-то вер-

нуться назад, возникнут новые проблемы и препятствия, обнаружатся и

новые способы решения задач. Нерешенные на предшествующих этапах

задачи придется перенести на текущий этап. Результатом этой работы ста-

новятся скорректированные, обогащенные представления о путях их ре-

шения, об осуществлении общего замысла, уточнение логики и процедуры

исследования.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств на этом этапе просто не-

обходима более детальная проработка внедренческих документов, после-

довательности исследовательских процедур, их координация и синхрони-

зация. Нельзя, скажем, сначала вводить новые программы, а потом соот-

ветствующую замыслу технологию. Их следует вводить комплексно.

Для прогнозирования результатов поисково-преобразующего этапа исследования необходимо вести речь о процедуре, аналогичной той, которая

используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное

преобразование объекта, построение модели потребного будущего.

Практическое преобразование предполагает ―запуск‖ того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий, средств обучения и воспитания и т. п.

Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных ре-

зультатов и оценки эффективности аппарата и процедур исследования.

Вносятся изменения в практическую работу (компенсация недостатков,

коррекция программ, уточнение тактики индивидуального подхода и др.),

логику и методы исследования.

Психологический или педагогический эксперимент, предусмотренный

методикой в рамках поисково - преобразующего этапа исследования, –

наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения экспери-

мента разрабатывается специальная программа, в которой достаточно под-

робно прописываются все этапы деятельности исследователя:

– выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения экс-

перимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, осо-

бенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;

– планирование необходимого числа наблюдений, порядка использова-

ния исследовательского инструментария (методы и методические приемы),

математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистра-

ции результатов и т.д.

– анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление стати-

стических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпрета-

ция результатов исследования.

Особое внимание при проведении эксперимента обращается на условия

и факторы, обеспечивающие представительность выборки и репрезента-

тивность результатов.

Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точ-

ными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отли-

чие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явле-

ния, а в какой-то степени вскрывает и его внутренние связи, движущие си-

лы, механизм этого движения. В нем неповторимая конкретность дополня-

ется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении, или ме-

жду отдельными явлениями.

Научный подход к анализу фактов требует рассматривать их всесто-

ронне, во всех отношениях, в многообразии диалектических связей внутри

их и между ними.