Глава XI. Функционально-правовое содержание местного самоуправления

 

Базовой правовой категорией, выработанной наукой и законодательной практикой, которая характеризует содержание деятельности любого субъекта социального управления, в том числе местного самоуправления, является компетенция данного субъекта. Компетенцию можно понимать как официально определенную возможность действовать в какой-либо сфере общественных отношений, влияя на положение дел в этой сфере правовыми способами.

Понятие компетенции применимо как к местному самоуправлению в целом, так и к органам местного самоуправления. Конституция исходит из того, что именно местное самоуправление в целом как особый институт в системе социального управления является обладателем компетенции в разных сферах общественной жизни. Причем реализует эту компетенцию не институт местного самоуправления, как таковой, а составляющие его основу территориальные сообщества. Именно территориальные сообщества, действующие в границах муниципальных образований, являются носителями, "первообладателями" компетенции местного самоуправления.

Принципиальная особенность компетенции местного самоуправления, которую можно считать компетенцией муниципальных образований, рассматриваемых не только в качестве территориальных единиц, но и в качестве территориальных сообществ, является то, что составной частью этой компетенции выступают вопросы местного значения.

Определяя вопросы местного значения, Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает круг деятельности местного сообщества, сферы общественных отношений, в которых оно может и должно функционировать. Таким путем обозначаются пределы муниципальной активности в их "первом приближении", которые в развернутом виде представляются системой полномочий местного самоуправления и его органов, - совокупностью их конкретных прав и обязанностей. Вопросы местного значения и полномочия (права и обязанности) по их осуществлению обозначают подход к определению функционального назначения местного самоуправления, дают возможность квалифицировать это назначение оптимальным образом.

Конкретное содержание вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления и населением непосредственно, выглядит в Федеральном законе N 131-ФЗ не так, как в Федеральном законе N 154-ФЗ. Важнейшая особенность в определении этих вопросов Федеральным законом N 131-ФЗ состоит в их разграничении между типами муниципалитетов в соответствии со спецификой каждого из этих типов. Сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа получили свои перечни вопросов местного значения. И это логично - смысл учреждения муниципалитетов разных типов состоит именно в том, чтобы выявить и закрепить особенности содержания их деятельности.