Живопись

 

Живопись и как самостоятельный вид искусства, и как нечто, включенное в общую систему декорировки того или иного архи­тектурного сооружения, не получила во Вьетнаме большого раз­вития.

Вьетнамскую традиционную живопись можно подразделить на несколько видов: это портреты, пейзажи, картины жанровые и культового содержания. Картины писались на шелке или рисовой бумаге водяными красками и тушью.

Живописные портреты, как и скульптурные, создавались после смерти изображаемого по памяти либо по описаниям. Они ис­полнялись водяными красками на шелке и, несомненно, связаны с традициями китайских погребальных портретов. На них изобра­жались обычно короли, сановники, представители знати. Их со­хранилось небольшое количество в пагодах, погребальных храмах королевских семей и родовых усыпальницах крупных феодалов. Наиболее старым среди произведений такого рода является упо­минаемый выше портрет Нгуен Чая, относящийся к XV в. К ин­тересующему нас периоду относятся портрет ученого Фунг Кхак Кхоана (XVII в.), портреты двух принцев Нгуен Куй Дыка и Нгуен Куй Каня (середина XVIII в.).

Портретируемый изображался фронтально в застывшей позе, прямо смотревшим на зрителя. Художник тщательно вырисовывал черты лица, детали одежды. При этом он опирался на описания родных или исходил из собственных воспоминаний, так что внеш­нее сходство было весьма приблизительным. Тем более он не ста­рался изобразить индивидуальные особенности личности портре­тируемого, так как не создание портрета в современном значении этого слова было задачей художника. Он стремился воплотить некий идеальный образ, наделенный величавым достоинством.

Новые веяния в портретном жанре, которые лишь впоследст­вии (в творчестве вьетнамских художников 30-х годов XX в.) про­явятся с большей определенностью и полнотой, нашли впервые свое отражение в работах художника Ле Ван Миена. Ле Ван Миен был в числе первых четырех человек, которые в начальный период правления Нгуенов[1538] были отправлены учиться в Париж. Ле Ван Миен получил там художественное образование, и это нашло свое отражение в написанном им портрете ученого-конфуцианца Нгуен Винь Мау (вероятно, относящемся к 40—50-м годам XIX в.). В этом портрете можно отметить стремление к индиви­дуализации образа и большей его конкретизации. Однако эта ра­бота лишь эпизод, предвосхитивший некоторые тенденции после» дующего развития вьетнамской живописи.

Одним из излюбленных видов живописи был пейзаж. Любова­ние родной природой, одухотворенное воспевание ее красот, столь характерные для традиционной вьетнамской литературы, нашли свое отражение и в пейзажной живописи. Известно, что уже в XVI в. она достигла больших высот[1539].

Дошедшие до нас шелковые свитки, относящиеся к XVIII — XIX вв., представляют собой ряд пейзажей, исполненных в тради­ционной китайской манере, с соблюдением принципов кулисного построения пространства и отличающихся тонкой градацией цвета.

Наиболее общей характерной чертой вьетнамской пейзажной живописи является то, что образ природы предстает перед нами идеализированным, отвлеченным. Он как бы воплощает или даже иллюстрирует настроение ее создателя, часто выраженное в сти­хотворных строках, написанных иероглифами, включенными в об­щую композицию картины.

В дальнейшем, особенно с начала XX в., по мере знакомства с европейской живописью пейзажная живопись претерпевает зна­чительные изменения.

Говорить о вьетнамской жанровой живописи применительно к XVII — XIX вв. можно лишь условно, так как сюжетика произве­дений подобного рода была весьма ограниченной и по своим ху­дожественным задачам они имели преимущественно декоративное назначение. С точки зрения содержания в них следует подчерк­нуть некоторую назидательность, проступающую в идиллических сценах, в которых присутствуют опре­деленные персонажи: «ученый, крестьянин, ремесленник, почтен­ный старец, рыбак, дровосек, пахарь, па­стух»[1540]. Аналогичные персонажи можно, кстати, обнаружить и в декоративных росписях цветными лаками ство­рок для ширм, шкату­лок и других предметов обихода.

Известен ряд живо­писных работ жанрово­го характера, одна из которых, «Рыбак, заня­тый ловлей рыбы», мо­жет иллюстрировать названные выше черты жанровых картин XVII—XIX вв. В исполнении подобных живопис­ных работ характерны плоскостность в решении фигур, подчерк­нутая целостностью цветового пятна, как бы заполняющего си­луэт, некоторая искусственность и статичность общего компози­ционного решения.

Весьма распространенными, конечно сообразно масштабам раз­вития живописи во Вьетнаме, были картины культового содержа­ния. Они также писались водяными красками на шелке, рисовой бумаге или на дереве. Несколько картин подобного рода, относя­щиеся к XIX в. и находящиеся сейчас в Историческом музее в Ханое, дают возможность судить об их стилевых особенностях. Прежде всего их отличают тонкая и кропотливая техника письма, исключительная тщательность выписывания мельчайших деталей. Это, в частности, можно объяснить тем, что именно опре­деленная одежда и различные атрибуты помогали ориентировать­ся в сложной иерархии культовых персонажей. Кроме этого каж­дый мастер стремился подчеркнуть высоко ценимую тщательность исполнения, тонкость рисунка и изящество мазка. В картинах XIX в., хранящихся в Историческом музее Ханоя, явственно про­ступают их нарочитая декоративность, схематичность образа, что оттеняется увлечением детализированной описательностью и дроб­ностью цветового решения.

Сюжетная настенная живопись во Вьетнаме очень редка. В разделе, посвященном скульптуре, упоминалась роспись стены в пещерном храме в провинции Тханьхоа. Но это было лишь изоб­ражение голубого неба со схематично исполненными облаками, служившими фоном для раскрашенного рельефа.

С первых десятилетий XX в. начинается новый этап в истории национальной вьетнамской живописи. В этом плане основное на­правление и принципы ее развития сходны с теми, которые были отмечены в искусстве скульптуры.

Именно в первые десятилетия XX в. зарождается также тен­денция к сохранению национального своеобразия, к использова­нию и развитию собственных художественных традиций. Осваивая новые возможности, открывавшиеся перед вьетнамским искусст­вом, ведущие вьетнамские художники исходили из сложившихся веками эстетических ценностей, критериев мастерства, собствен­ного мироощущения.

Особое место в изобразительном искусстве Вьетнама занима­ют лубки. Для них характерны своеобразие изобразительных средств, традиционность принятой символики и, наконец, отобра­жение представлений простых людей о добре и зле, счастье и благополучии. В них прославлялись доброта, упорство и трудо­любие, изображались исторические персонажи, различные боже­ства и гении. Их можно считать проявлением исконно народного творчества, тесно связанного прежде всего с жизнью крестьян и городских низов.

Лубки изготовлялись обычно к различным праздникам, но главным образом к новогоднему (по лунному календарю) празд­нику Тэт, который является одновременно и весенним и главным праздником года. Появление их и распространение не датируется точно, однако имеются достоверные свидетельства о существова­нии в деревне Донгхо (пров. Хабак) центра по изготовлению луб­ков в эпоху Ле[1541].

Лубки печатались с одной или нескольких деревянных досок на бумагу, на которую мастер предварительно наносил фон: белый, желтый, оранжевый или красный. Датировка сохранившихся до­сок может быть лишь приблизительной, так как их использовали в течение длительного времени, и при последующем возобновле­нии, как правило, допускались лишь незначительные модифика­ции. Существенно различаются лубки, созданные до французско­го завоевания и после, когда получили распространение бумага иного качества и формата и новые краски.

На ранних лубках никогда не проставлялось имя мастера, и лишь начиная с.XX в. мы знаем имена наиболее известных масте­ров: Нгуен Тхе Тхык, Выонг Нгок Лонг, Тьыонг Мань Тюнг и др. Наиболее известными центрами, традиционно занимавшимися пе­чатанием лубков, были уже названная деревня Донгхо и ряд окрестных деревень и Ханой. Как правило, этим промыслом зани­мались целыми семьями и передавали свои навыки из поколения в поколение.

В деревне Донгхо лубки печатались в несколько приемов, ког­да на первоначально нанесенный контур накладывались различ­ные цвета с разных досок. В Ханое же печатался только контур изображения, а дальнейшая раскраска шла от руки. Техника пе­чатания лубков в обоих случаях достаточно проста и традиционна, а модификации в этом плане касались лишь способов изго­товления бумаги и красок. Для получения основных цветов — бе­лого, желтого, красного, зеленого, синего и черного — до начала XX в. употреблялись естественные красители и лишь позже начи­нают использовать анилиновые.

Сюжетика лубков многообразна. Прежде всего это различные благопожелания по случаю Тэт, выражаемые традиционно, при помощи изображений различных цветов, плодов, животных, пред­метов, символизировавших благополучие, многочисленные добро­детели: персик — долголетие, гранат — многочисленное потомство, павлин — мир и благоденствие, свинья — изобилие и т. д. Кроме этого очень распространены были лубки назидательного содержа­ния, исторические, религиозные (изображавшие Будду и боди-сатв, различных духов), лубки с изображением пейзажей, четы­рех времен года. Значительное место отводилось бытовым сюже­там, в которых обыгрывались различные комические жизненные ситуации, изображались крестьяне, работающие в поле, сбор ко­косовых орехов, сельский базар и т. д. Эти листы полны жизне­радостности, оптимизма и тонкого юмора. Особое место занимают лубки, в которых в иносказательной форме (в качестве действую­щих лиц изображались различные животные) высмеивались ко­рыстолюбие, тщеславие, глупость и жадность чиновников и фео­далов. В лубках жанрового содержания мастер получает большую возможность проявить собственную индивидуальность, свой под­ход к выбору и трактовке сюжета. При этом полюбившиеся сюже­ты, учитывая специфику печатания многих листов с однажды вы­резанных досок, получали большое распространение и долгую жизнь. Перенося рисунок на новые доски, другой мастер мог не­сколько изменить композицию, расположение цветов, но при этом сюжеты и изображения, наиболее укоренившиеся и ставшие кано­ническими, практически оставались неизменными. Этим во многом объясняется постоянство художественного стиля, присущего луб­кам. Для них характерны лаконичная композиция, четкий, выразительный рисунок. Мы не найдем в этих листах тщательной рас­тушевки. Мастер в процессе работы пользовался большими цве­товыми пятнами, заполняя ими темный контур изображения, как правило носившего упрощенный характер. В большинстве своем они очень метки и убедительны, их отличают точность и доход­чивость художественного языка. Лаконичный и выразительный стиль народных лубков, их особый образный строй, присущий им оптимизм и своеобразный юмор, несомненно, стали выражением определенных черт национального характера. И уже в первые де­сятилетия XX в., когда пробудился интерес к изучению собствен­ных художественных традиций, народным лубкам по праву стали отводить достойное место в национальном наследии, и ряд веду­щих художников испытали воздействие их своеобразного стиля.