Просвещение при Нгуенах в первой половине XIX в.
В начальный период правления династии Нгуенов мы не можем говорить о каких-либо попытках изменения структуры традиционного образования во Вьетнаме. Тем не менее Нгуены не могли не обращать внимания на проблему формирования подготовленных кадров для государственного аппарата, т. е. на проблему восстановления и реорганизации системы образования. В то же время Нгуены не могли не учитывать тех изменений, которые произошли во вьетнамском обществе в результате восстания Тэйшонов, значительно ускорившего новые тенденции развития. Наконец, новая династия также опиралась на накопленный ею во время двухвекового правления в южных провинциях опыт организации образования.
До 1815 г. Нгуены вели подготовительную работу по регламентированию системы образования. В этот период можно лишь отметить обратную замену нома ханваном в качестве официального языка при составлении документов. И лишь в 1815 г. официальная система образования и конкурсных экзаменов была окончательна регламентирована. Она оставалась неизменной на всем протяженииправления Нгуенов и представляла собой следующее.
В каждой общине существовала своя школа, содержавшаяся за счет общины. Учитель жил на средства, которые он получал от родителей учеников. В школах обучались как мальчики, так и девочки, однако обучение было раздельным. В возрасте 15 лет девочки завершали учебу, тогда как мальчики могли учиться до тех пор, пока не были готовы к сдаче провинциального конкурса. В общинных школах детей учили основам конфуцианской философии и письму по «Классической книге [высказываний] трех иероглифов» Ван Байхоу и «Малому учению» Чжу Си.
Таким образом, подавляющее большинство общинников могло получить начальное образование. Однако это образование еще не давало никаких привилегий[1415].
Ученики общинных школ, получив необходимую подготовку, могли сдавать провинциальный конкурс. Значительно упрощенный в конце правления династии Ле, провинциальный конкурс был сделан еще более доступным. В результате довольно большое количество учеников из общин выдерживало провинциальный конкурс, получало звание «ученика» и освобождалось от военной службы и повинностей. Они могли продолжать обучение в государственных школах уездов, малых провинций и провинций. Во главе этих школ стояли чиновники, имевшие более или менее высокий ранг.
Провинциальная школа возглавлялась «старшим учения». Он имел старший ранг 4-го класса и по положению был равен провинциальному казначею. Школа в малой провинции возглавлялась «учителем», имевшим старший ранг 7-го класса и равным по положению помощнику правителя малой провинции. Наконец, уездная школа возглавлялась «наставляющим на путь»[1416]. «Старший учения» обязательно был лауреатом дворцового конкурса и имел звание «передового деятеля»; «учитель» должен был быть лауреатом регионального конкурса и иметь звание «избранного человека»[1417]; «наставляющий на путь» или должен был иметь то же звание, что и «учитель», или же получить при сдаче регионального конкурса звание не ниже «способного»[1418]. Однако в этом случае «наставляющему на путь» должно было быть не менее 40 лет[1419].
По всей вероятности, ученики общин, сдавшие провинциальный конкурс, направлялись в школы в зависимости от того, как они выдержали испытания. При этом в провинциальные школы в основном направлялись дети чиновников. Все эти школы имели одно общее наименование — государственные школы.
Помимо них имелось и специальное учебное заведение — Государственная императорская академия, которая находилась в Хюэ. В ней обучались дети многочисленных родственников императорской семьи, дети высокопоставленных чиновников[1420] и ученики из «народа», выделявшиеся своими способностями при обучении в государственных школах. В Государственной императорской академии ученики готовились к сдаче конкурсных экзаменов, благодаря чему обеспечивалось привилегированное положение высшего чиновничества и знати, дети которых допускались непосредственно к испытаниям столичного конкурса. Однако само по себе школьное образование (даже в академии) еще не давало никаких привилегий. Привилегии обеспечивались сдачей конкурсных испытаний того или иного уровня[1421].
Нгуены еще больше «демократизировали» уровень провинциального конкурса. Фактически провинциальный конкурс[1422] стал играть ту же роль, которую в эпоху Ле играли проверочные испытания на уровне уезда. Испытания провинциального конкурса проводились два раза в год и начинались в 15-й день второго и восьмого месяцев. К сдаче конкурса допускались не только ученики общинных школ, но и ученики, готовившиеся самостоятельно или в государственных школах (дети чиновников). После предварительной проверки экзаменуемые сдавали основные испытания, которые проводились в целом по тем же правилам и темам, что и при династии Ле. Лауреаты получали право обучаться в государственных школах и освобождались от повинностей. Кроме того, они допускались к сдаче регионального конкурса[1423].
Региональный конкурс проводился ежегодно. Он соответствовал провинциальному конкурсу эпохи Ле и проводился по тем же правилам и темам, что и провинциальный конкурс. Однако требования, предъявляемые к работам на региональном конкурсе, были значительно выше.
Региональный конкурс проводился: для кандидатов из Нам-ки — в Сайгоне; для тех, кто жил между Биньтхуаном и Куангнамом,— в Биньдине; для тех, кто жил в столице и трех провинциях Куанг,— в Хюэ; для тех, кто жил в северной части Чунгки,— в Нгеане и Тханьхоа; для тех, кто жил в Бакки,— в Ханаме и Намдине. На конкурс допускались кандидаты любого возраста. В результате этого изменения градаций конкурсных испытаний и их значительной «демократизации» конкурс в каждом регионе сдавало по нескольку тысяч человек, но успеха добивались относительно немногие. В зависимости от административных нужд императорским указом устанавливалось для каждого региона необходимое количество лауреатов первой категории, т. е. «избранных людей», а количество лауреатов второй категории, т. е. «способных», по положению должно было в 3 раза превышать количество лауреатов первой. К сожалению, мы не располагаем полными таблицами лауреатов региональных конкурсов раннего периода, однако следующие цифры, показывающие количество лауреатов регионального конкурса 1913 г.[1424] для четырех центров Чунгки, могут дать некоторое представление о проценте отсева экзаменуемых[1425]:
14 „избранных людей" и 42 „способных" в Тханьхоа
22 » 66 в Вине
32 » 96 в Тхыатхиене (Хюэ)
18 » 54 в Биньдине
Если учесть, что на конкурс допускалось несколько тысяч человек, то можно по этим данным судить об очень высоком проценте отсева. Таким образом, система образования при Нгуенах давала возможность практически всем имущим слоям населения получать льготы и занимать низшие должности и в то же время резко ограничивала доступ к средним и высшим гражданским чиновничьим должностям.
Следующим этапом являлся столичный, или общий, конкурс. Этот конкурс ни по наименованию, ни по содержанию, ни по структуре не отличается от аналогичного конкурса эпохи Ле.
К сдаче столичного конкурса допускались лауреаты региональных конкурсов, получившие звание «избранных людей». Кроме них допускались дети чиновников, имевшие звание «способного высшей категории», а также члены императорской фамилии и ученики из «народа», имевшие то же звание. Наконец, к сдаче столичного конкурса допускались также «заслуженные ученики», которым было не менее 40 лет[1426]. «Высшая категория» присваивалась тем «способным», которые выдерживали проверку в Государственной императорской академии, проводившуюся в годы тигра, обезьяны, змеи и свиньи. «Способные», получившие «высшую категорию», обучались в академии еще в течение двух лет, после чего они допускались к сдаче столичного конкурса. Кроме того, «высшая категория» автоматически присваивалась ученикам Государственной императорской академии, допущенным к испытаниям в столице. Несколько особо стоит категория «заслуженных учеников». Это звание получали те ученики, которые дважды проваливались на региональном конкурсе, но отличались упорством в учебе. Им должно было быть не менее 40 лет, и выдвигались они из расчета от одной малой провинции — один человек[1427].
Таким образом, более «демократичная», чем при династии Ле, система допуска к испытаниям столичного конкурса обеспечивала, с одной стороны, гарантию социальных привилегий высшего чиновничества и знати, а с другой — выдвижение проверенных многолетней службой преданных сторонников династии.
Лауреаты столичного конкурса сдавали дворцовые испытания, на которых мы здесь не будем останавливаться, так как они ничем не отличались от дворцового конкурса эпохи Ле, включая систему и принципы градации лауреатов.