Внутриполитическое положение перед вторым этапом войны

 

Французские захваты стали фактором, оказавшим серьезное воздействие на все стороны жизни вьетнамского общества на про­тяжении почти трети века, вплоть до окончательного завоевания страны в середине 80-х годов. Начавшаяся война усугубила эко­номические трудности, обострила социальные и политические кон­фликты, связанные с ростом как крестьянского движения, так и открытой политической оппозиции двору со стороны патриотиче­ски настроенных слоев чиновничества и интеллигенции. В их вы­ступлениях не прекращала звучать резкая критика политической линии двора во время первого этапа войны, содержались требо­вания активизации антифранцузской борьбы. Столкновение с ка­питалистической Францией наложило свой отпечаток и на разви­тие общественно-политических течений, активизировало идеологию реформаторства, вызванную пониманием необходимости серьез­ных изменений в экономической и внешнеполитической области. Однако ни идеологи феодально-националистического толка, ни носители появившихся в этот период идей буржуазного просвети­тельства не смогли в конечном итоге оказать серьезного воздей­ствия на внешнюю и внутреннюю политику двора, направляемую консервативной группировкой феодалов, к которой примыкал и Ты Дык.

Экономические последствия первого этапа антифранцузской войны легли тяжелым бременем на вьетнамское государство. Воз­росли государственные военные расходы: уроки войны заставили вьетнамский двор предпринять некоторые дополнительные меры по усилению военных сил ряда важнейших провинций Северного и Центрального Вьетнама, в некоторых из них был введен допол­нительный набор военного ополчения, было построено несколько новых крепостей, усилено снабжение крепостей огнестрельным оружием и боеприпасами, был принят ряд мер по улучшению командного состава и т. д.

Новой постоянной заботой вьетнамского правительства после 1862 г. стала необходимость изыскания средств для выплаты воен­ной контрибуции Франции. В то же время потеря южных провин­ций существенно уменьшила, а после 1867 г. совсем лишила се­верные и центральные районы подвоза риса из южных районов. Для пополнения казны двор вынужден был усилить налоговую эксплуатацию населения и сократить государственные расходы.

В обстановке повстанческих движений (восстания Кай Ванга и Та Ван Фунга), вспыхнувших еще на первом этапе войны, двор не решился пойти на повышение земельного налога. Это произо­шло позже, в 1869 г., когда были увеличены ставки денежного налога (на 2 тиена с 1 мау рисовых полей и на 1 тиен с других земель и соляных участков). В 1871 г. впервые было официально разрешено продавать общинные земли частным лицам в целях увеличения налоговых поступлений[919]. В 60—70-е годы для попол­нения казны двор пошел и по пути интенсификации косвенных на­логов, натуральных обложений промыслов и т. п.

Недостаток средств казны обусловил и снижение экономиче­ской активности государства в области поддержания жизненно важных сторон сельскохозяйственного производства. Еще в 1861 г. была упразднена служба централизованного контроля за дамба­ми, надзор и постройка их перешли в ведение местных учрежде­ний, располагавших гораздо более ограниченными средствами. Стихийные бедствия, поражавшие в эти годы значительные райо­ны севера и центра страны, наносившие ущерб сельскому хозяй­ству, ускоряли процесс обнищания крестьянства. Ухудшение поло­жения крестьянства, в том числе и вследствие экономических мер двора, вызвало новую вспышку повстанческих движений в 60-х годах, принявших повсеместный характер.

В 1862 г. повстанческое движение в Бакки приобрело широкий размах. Одним из крупных было восстание, вспыхнувшее в апреле 1862 г. в Бакнине под руководством Нгуен Тхиня (он же Кай Ванг), начальника одного из уездов. По своему характеру оно примыкало к народным движениям довоенного времени, сочетая лозунги в поддержку Ле (что объясняется и участием в восста­нии одного из представителей этой династии — Ле Зуи Уана) с борьбой бедноты против произвола властей[920].

Повстанцам удалось собрать под свои знамена несколько ты­сяч человек[921]. Ими сначала были захвачены два уезда, а затем окружена провинциальная крепость. Один из отрядов восставших, руководимый женой Ванга, Иен Фи, приблизился к Ханою. Пов­станцы убивали местных чиновников и богачей в деревнях, дове­ренные лица Ванга проводили агитацию среди населения окрест­ных районов. Лишь подошедшие войска из трех близлежащих про­винций смогли снять осаду с крепости Бакниня, откуда повстан­ческие отряды вынуждены были отойти. В сентябре этого же года Ле Зуи Уану вновь удалось возобновить военные операции. Уста­новив связь с одним из вождей местных национальных мень­шинств, поднявшим мятеж в Туенкуанге, а также с китайским от­рядом «Желтые флаги», он увеличил численность повстанческих сил до 10 тыс. человек. Им удалось захватить Туенкуанг, а за­тем окружить Бакнинь. В апреле 1863 г. императорские войска под командованием Нгуен Чи Фыонга подошли к Туенкуангу. Ле Зуи Уан был схвачен, повстанцы разбиты. Восстание Кай Ванга, отличавшееся остротой и ожесточенностью борьбы, не будучи под­держано крестьянскими выступлениями других раойнов Бакки, осталось выступлением локального характера.

Другую идейную направленность носило повстанческое движе­ние под руковдством Та Бао Фунга (он же Ле Ван Фунг). Инспи­рированное французами, проходившее под руководством их став­ленника, оно имело целью ослабить силы Вьетнама в борьбе с Францией. Та Бао Фунг, католик, служивший переводчиком у французов при захвате Дананга, был в конце 1858 г. переправлен в Бакки, где поднял восстание под лозунгом восстановления ди­настии Ле, потомком которых он себя провозгласил. Опираясь на поддержку местных католических кругов, особенно на миссионе­ров, через которых поддерживалась связь с командованием фран­цузского экспедиционного корпуса в Намки, он требовал военной помощи, обещая в случае успеха провозгласить «французский про­текторат» над Северным Вьетнамом. В 1862 г. действия его отря­дов активизировались. Увеличив силы за счет привлечения на свою сторону ряда местных повстанческих групп, а также китай­ских морских пиратов, Фунгу удалось удержать под своим кон­тролем значительную часть прибрежного района северо-востока Бакки. Пользуясь отвлечением основных регулярных сил на юг, Фунг сумел окружить провинциальный центр Хайзыонг. С 1862 по 1865 г. не только местные регулярные части, но и отборные силы из столицы, Нгеана, Хатиня вели преследование переме­щавшихся отрядов Фунга. Лишь с середины 1865 г. Нгуен Чи Фыонг смог добиться перевеса сил и рассеять восставших. Фунг бежал в Куангбинъ, где был схвачен, а затем казнен. Участие в восстании Фунга местной бедноты свидетельствовало о его уме­нии использовать антифеодальные настроения масс одного из наи­более бедствующих районов Бакки — прибрежных провинций се­веро-востока. Вместе с тем тесные связи Фунга с европейскими миссионерами, широко практиковавшаяся им опора на деклас­сированные элементы, составлявшие значительную часть его воен­ных сил, не могли способствовать долговременной популярности этого движения среди основной крестьянской массы.

Новым социально-политическим явлением середины 60-х годов стал приток во Вьетнам китайских повстанческих отрядов, еще бо­лее осложнивший внутреннюю обстановку на севере накануне второго этапа войны с Францией. В связи с усилением каратель­ных операций цинской армии как против тайпинов, так и против других тайных антицинских крестьянских обществ и организаций во Вьетнам стали переходить довольно значительные вооружен­ные группы из южных провинций Китая. В 60—70-х годах в гор­ных провинциях Северного Бакки их насчитывалось не менее 12[922].

Довольно высокий уровень их военной организации создавал условия для обоснования их на территориях, населенных нацио­нальными меньшинствами, и позволял удерживаться там в про­должение многих лет. Вместе с тем для большинства этих отря­дов и групп в период пребывания во Вьетнаме характерна утеря антифеодальной политической программы, что повлекло распро­странение таких негативных явлений, как преимущественное су­ществование за счет грабежей и набегов на окрестные районы. Это послужило причиной обособленности, а нередко и прямой вражды во взаимоотношениях китайских отрядов с местным на­селением. Определенная деклассированность приводила к тому, что эти отряды могли использоваться различными политическими силами в своих интересах. Так, если отряд «Желтые флаги» при­нял в 1862 г. участие в восстании Кай Ванга, то в 80-х годах он был направлен французами для борьбы с местным патриотиче­ским движением. Положение этих отрядов, стоявших «вне закона» как по отношению к цинским, так и по отношению к вьетнамским властям, нередко толкало их на путь соглашений и компромис­сов, с тем чтобы завоевать или сохранить право на существова­ние во Вьетнаме.

Отряд «Черные флаги», сыгравший немалую роль в сопротив­лении французскому вторжению в Бакки в 70—80-х годах, претер­пел довольно сложную эволюцию[923]. В 1867 г., теснимые цинскими войсками, «Черные флаги», уже довольно немногочисленные (200—300 человек), перешли в пределы Вьетнама, где вступили в борьбу с местными племенами белых тхай (бать миеу) в районе Лкжиентяу. После одержанной над ними победы «Черные флаги» были признаны вьетнамскими властями, получили право обосно­ваться в районе Лаокая, руководителю отряда Лю Юньфу был по­жалован титул, войско стало получать небольшое жалованье, а в дальнейшем — право сбора некоторых налогов в верховьях Красной реки. Увеличение численности «Черных флагов» за счет при­тока людей из других подобных отрядов, демобилизованных сол­дат южнокитайских гарнизонов давало возможность вьетнамским властям неоднократно привлекать их к карательным операциям против местных «разбойников» и повстанческих движений нацио­нальных меньшинств. В годы французской агрессии на севере Вьетнама Лю Юньфу проявил себя как выразитель антиколо­ниальных настроений, стоял на позиции развертывания антифран­цузской борьбы, что в полной мере сказалось и на поведении ру­ководимого им отряда, когда последний составил внушительную силу сопротивления.

Одновременно с усилением антифеодальных народных движе­ний в 60-е годы происходит нарастание открытой политической оппозиции двору со стороны феодально-патриотических слоев, что было вызвано размежеванием и борьбой политических сил внутри страны, начавшимися еще в ходе войны на юге и продолжавшими­ся вплоть до окончания сопротивления французскому завоеванию. В идейной платформе оппозиции наблюдается усиление анти­правительственной и антикатолической направленности лозунгов и выступлений. Поражение в войне и капитулянтская политика двора сильно уронили его престиж в глазах общественного мне­ния. Резкий рост антингуеновских настроений стал новым явле­нием политической жизни.

Публичному осуждению подвергались как сам договор 1862 г., так и позиция вершившей судьбы страны группы приближенных Ты Дыка. Так, в 1864 г. многочисленные участники провинциаль­ных экзаменационных конкурсов Ханоя, Намдиня, Тхыатхиена единодушно высказали протест против договора, расценив его как «неправильный». Особенно резкой критике подверглись два санов­ника (Фан Тхань Зян и Чыонг Данг Куз), проявившие себя как сторонники наиболее недопустимых уступок. Осуждение пассив­ной политики двора по отношению к Франции, обвинения в адрес самого Ты Дыка как человека, неспособного править государст­вом, раздавались на конкурсных экзаменах 1868 г. в Шонтэе и Биньдине[924].

Первым серьезным выступлением политической оппозиции яви­лась организация заговора в 1864 г. с целью отстранения от вла­сти Фан Тхань Зяна. В случае сопротивления со стороны Ты Ды­ка речь шла о его свержении и замене другим членом царствую­щего дома, более решительно настроенным на развитие антифран­цузской и антикатолической борьбы. Во главе заговора стали род­ственник короля принц Хонг Тап и группа придворных. Заговор­щики пользовались сочувствием большого числа придворных, высших чиновников, многочисленных участников столичного конкурс­ного экзамена[925]. Заговор потерпел поражение, так как о планах заговорщиков стало известно Ты Дыку. Участники и даже подо­зреваемые в сочувствии понесли жестокие наказания.

Более значительным вы­ступлением было восстание в столице в 1866 г., в котором оппозиционные настроения верхов пытались найти под­держку в недовольстве масс, что придало выступлению вну­шительный характер. Поводом послужило затеянное Ты Ды-ком еще в 1864 г. строитель­ство дворца, названного «двор­цом вечности». На постройку были согнаны тысячи чернора­бочих, солдат, ремесленников. Недостаток средств, отпуска­емых казной, хищения чинов­ников, ведавших стройкой, тя­желый, малооплачиваемый труд вызывали массовое недо­вольство работающих[926]. Кроме того, строительство дворца при тяжелом положении в стране, при казне, истощенной войной, давно уже вызывало недовольство и патриотически настроенных слоев феодальной интеллигенции, упрекавших императора в пре­небрежении национальными интересами и неоправданном расто­чительстве. «Когда приходится созерцать дворец в столице,— писали они в 1866 г.,— приходит мысль о состоянии народа Намки, разграбленном разбойниками... о земле Намки, захваченной раз­бойниками... Подданные должны помнить, что Намки больше не существует. При взгляде на тысячи людей, работающих в столице, Приходит мысль о том, что народу юга негде найти поддержку»[927].

Массовым недовольством воспользовались несколько оппози­ционно настроенных придворных во главе с братьями Доан Чын-гом и Доан Чыком, которые, заручившись поддержкой одного из начальников дворцовой стражи, а также ремесленников и сол­дат на стройке, приняли решение, подняв вооруженный мятеж, до­биться свержения императора Ты Дыка и заменить его племян­ником— принцем Динь Дао. Отрядам восставших удалось во­рваться в крепость, но в результате промедления и несогласован­ности в действиях они были разбиты. Выступление было разгром­лено, главари казнены, подверглись репрессиям и многие при­дворные, подозревавшиеся в сочувствии заговорщикам.

Императору удалось подавить организованные выступления оппозиции, питавшиеся широко распространенными настроениями недовольства. В целом, несмотря на свои бурные проявления, оп­позиционные выступления в верхах оставались преимущественно внутриклассовыми, этим и следует объяснить их заговорщический характер и участие в них членов царствующего дома. Участники заговоров ставили себе целью не свержение династии в целом, но лишь «недостойного» монарха Ты Дыка.

Несмотря на репрессии, постигшие всех участников выступле­ний, критические настроения чиновничества и интеллигенции про­должали сохранять устойчивый характер. В 1868 г., когда Ты Ды-ком было начато строительство нового, еще большего, чем преж­де, дворца, это вызвало взрыв возмущения, критики, посланий ко двору. Выступления оппозиции не оказали решающего влия­ния на политику двора ни в этот, ни в последующий период раз­вития антифранцузской борьбы.

Последствием войны явился также и определенный кризис феодальной идеологии в ее сложившемся к этому времени виде. Понимание ограниченности многих моментов господствующих эко­номических воззрений у некоторых более прогрессивно мыслящих людей вызвало к жизни новое для феодального Вьетнама бур­жуазно-просветительское течение. При всей своей отрицательной политической роли католичество явилось проводником новых для Вьетнама идей в области экономики, культуры, просвещения. Вос­приятие и развитие этих идей было попыткой разрешения социаль­ных и экономических проблем с иных позиций.

Наиболее ярким представителем нового реформаторского те­чения стал Нгуен Чыонг То. Выходец из католической семьи, он получил и конфуцианское образование, хотя не имел права на занятие должности в административном аппарате. Он был близ­ко знаком с французским епископом во Вьетнаме Готье, вместе с которым в 1860 г. выехал во Францию, где живо интересовался политической жизнью, экономическим развитием, ремеслами, куль­турой и приобрел большие познания в этих областях. По возвра­щении во Вьетнам он направил двору несколько десятков доклад­ных записок и предложений, в которых затрагивались почти все вопросы социально-экономической жизни тогдашнего Вьетнама. Так, он призывал поощрять внутреннюю торговлю и развивать для этой цели сеть каналов[928]; требовал усовершенствования на­логовой системы (перехода от уравнительного налога к диффе­ренцированному— «по состоятельности», учету качества земли и прибыли хозяйства); настаивал на улучшении военного обучения в армии, а также молодежи в специальных учебных заведениях, где изучалось бы как китайское, так и европейское военное ис­кусство; просил об увеличении флота, постройке оборонительных сооружений и т. д. Нгуен Чыонг То не раз останавливался на во­просе внешней политики. Видя гибельность политики изоляции вьетнамского государства, он призывал к установлению дипломатических и торговых отношений с другими странами и использо­ванию противоречий между европейскими государствами для самозащиты. Предложения Нгуен Чыонг То в области культуры сводились к порицанию догматизма, начетничества конфуцианства; он призывал поощрять изучение естественных наук, иностранных языков, к посылке вьетнамских учащихся за границу, предлагал также упростить иероглифическую письменность.

Записки Нгуен Чыонг То свидетельствовали об известной сте­пени зрелости его мысли в вопросах понимания основных отри­цательных социально-экономических явлений вьетнамского фео­дального общества, таких, как отсталость в области сельскохозяй­ственного и промышленного производства, паразитизм бесчислен­ного чиновничества, значительный налет схоластики в просвеще­нии, отсталость в области естественных наук, пагубность внешней изоляции. Исправлять же социальное и экономическое зло он предлагал в основном при помощи просветительских методов, опираясь не на какие-то новые социальные силы, а апеллируя в первую очередь к «верхам» — к государству и государю. Именно государство должно было изменить свое традиционное отношение к ремеслу и ремесленнику, к торговле, просвещению и т. д. В 60— 80-е годы с реформаторской программой выступили также Динь Ван Диен, Ле Динь, Нгуен Ло Чать, Нгуен Суан Он и др. Ряд чиновников, ездивших в составе вьетнамских посольств в Сиам (1879 г.), Гонконг (1881 г.), обращали внимание вьетнамского двора на необходимость проведения по примеру этих стран гибкой внешней политики, завязывания дипломатических и широких тор­говых связей с другими государствами как для приобретения союзников, так и для использования противоречий между европейскими государствами с целью сохранения собственной незави­симости. В предложениях о реформах в области экономики упор делался на необходимость поощрения внешней торговли и разви­тия с этой целью добычи и вывоза за границу полезных ископае­мых, открытия торговых портов на побережье, разрешения осно­вания торговых компаний, использования достижений иностранной техники, специалистов.

Наиболее характерной фигурой реформатора этого периода являлся Нгуен Суан Он[929]. Разрешение большинства внутренних экономических и политических проблем мыслилось им на традиционных путях, не выходивших за рамки официальных доктрин. Укрепление экономики государства по-прежнему предполагалось достичь путем получения средств от увеличения обработки цели­ны («взять сельское хозяйство за основу, ничего другого и не надо делать»). Однако взгляды Нгуен Суан Она по ряду других вопросов были созвучны настроениям масс и отвечали задачам укрепления и сплочения сил перед лицом угрозы нового француз­ского вторжения, грозившего окончательной потерей независимо­сти. Его призывы к борьбе с расточительством двора, предложе­ния о смягчении экономического гнета по отношению к крестьянству («не истощать силу народа до конца»), об использовании гор­ной местности для создания военных баз в случае военных дей­ствий, о пересмотре традиционной военной тактики защиты кре­постей, об укреплении связей с горными народностями в целях национального сплочения для борьбы с внешней агрессией — все это было важными и новыми моментами, которые могли бы спо­собствовать укреплению военных сил Вьетнама.

Критика Нгуен Суан Оном пассивной внешнеполитической ли­нии двора и самого Ты Дыка, подчеркивание заслуг активных ор­ганизаторов освободительных войн прошлого делали его одним из выразителей национальных патриотических традиций. Большое значение придавал он и активизации патриотических элементов своего класса[930]. В предложениях Нгуен Суан Она не содержалось мыслей об использовании народных сил в предстоящей борьбе, в чем сказалась ограниченность его позиции как представителя гос­подствующего класса. Однако в той обстановке немаловажное значение могла иметь и консолидация патриотических феодальных слоев, зарекомендовавших себя как активных участников в пред­шествующие периоды антифранцузской борьбы.

Большинство реформаторских предложений было вызвано пре­имущественно воздействием внешнего (угроза захватов извне) и в меньшей степени внутреннего фактора (осмысление отрицатель­ных экономических и социальных явлений вьетнамского общества с новых позиций), о чем свидетельствует меньшее внимание, ко­торое уделялось реформаторами изменению традиционных со­циально-экономических устоев. Однако в ряде предложений по расширению внешней торговли объективно находили свое отраже­ние интересы развивающегося национального торгового капитала. Требования о расширении внешнеторговых контактов исходили в ряде случаев из среды экономических чиновников, что говорило о стремлении чиновничества приблизиться к предпринимательской деятельности и занять позиции в сфере добывающей промышлен­ности и внешней торговли. Почти все предложения о реформах были отклонены Ты Дыком и тайным советом.

Однако под давлением обстоятельств правительством Ты Дыка были все же сделаны кое-какие уступки требованиям времени. Было издано несколько указов, знаменующих некоторый поворот к вопросам технического развития, главным образом с целью уси­ления военных сил Вьетнама.

К середине 60-х годов относятся первые попытки завязать тех­нические контакты с европейскими странами. В 1864, 1866 и 1868 гг. во Францию, а также во французские оружейные мастер­ские в Намки посылались небольшие группы (8—20 человек) для обучения управлению машинными кораблями, производству ру­жей, пороха, обработке стали, для закупки некоторого числа ткац­ких машин, а также для обучения иностранным языкам. В 1871 г. был издан указ, поощряющий посылку в другие страны сыновей чиновников для обучения корабельному делу, производству ору­жия и изучения иностранных языков. В конце 70-х — начале 80-х годов продолжалась посылка вьетнамцев для учебы: в 1879 г.— в Тулон, в 1881 г.— в Сайгон и Гонконг. В Англии и Гер­мании было закуплено несколько кораблей в качестве образцов для постройки своими силами, переведено несколько французских книг по горному делу, кораблестроению[931].

Мероприятия эти носили эпизодический характер, при отсут­ствии более широких реформ в стране они не оказали сколько-ни­будь заметного влияния на состояние вьетнамской экономики. Не были изменены ни принцип набора, ни принцип обучения в армии, не было произведено значительных закупок оружия за границей, так что в целом состояние вооруженных сил осталось на прежнем уровне. Ввиду сложившейся напряженной внутрен­ней и внешней обстановки реформаторские тенденции не получи­ли заметного развития, технические контакты остались лишь эпи­зодами в сношениях Вьетнама со странами Запада.