Внутриполитическое положение перед вторым этапом войны
Французские захваты стали фактором, оказавшим серьезное воздействие на все стороны жизни вьетнамского общества на протяжении почти трети века, вплоть до окончательного завоевания страны в середине 80-х годов. Начавшаяся война усугубила экономические трудности, обострила социальные и политические конфликты, связанные с ростом как крестьянского движения, так и открытой политической оппозиции двору со стороны патриотически настроенных слоев чиновничества и интеллигенции. В их выступлениях не прекращала звучать резкая критика политической линии двора во время первого этапа войны, содержались требования активизации антифранцузской борьбы. Столкновение с капиталистической Францией наложило свой отпечаток и на развитие общественно-политических течений, активизировало идеологию реформаторства, вызванную пониманием необходимости серьезных изменений в экономической и внешнеполитической области. Однако ни идеологи феодально-националистического толка, ни носители появившихся в этот период идей буржуазного просветительства не смогли в конечном итоге оказать серьезного воздействия на внешнюю и внутреннюю политику двора, направляемую консервативной группировкой феодалов, к которой примыкал и Ты Дык.
Экономические последствия первого этапа антифранцузской войны легли тяжелым бременем на вьетнамское государство. Возросли государственные военные расходы: уроки войны заставили вьетнамский двор предпринять некоторые дополнительные меры по усилению военных сил ряда важнейших провинций Северного и Центрального Вьетнама, в некоторых из них был введен дополнительный набор военного ополчения, было построено несколько новых крепостей, усилено снабжение крепостей огнестрельным оружием и боеприпасами, был принят ряд мер по улучшению командного состава и т. д.
Новой постоянной заботой вьетнамского правительства после 1862 г. стала необходимость изыскания средств для выплаты военной контрибуции Франции. В то же время потеря южных провинций существенно уменьшила, а после 1867 г. совсем лишила северные и центральные районы подвоза риса из южных районов. Для пополнения казны двор вынужден был усилить налоговую эксплуатацию населения и сократить государственные расходы.
В обстановке повстанческих движений (восстания Кай Ванга и Та Ван Фунга), вспыхнувших еще на первом этапе войны, двор не решился пойти на повышение земельного налога. Это произошло позже, в 1869 г., когда были увеличены ставки денежного налога (на 2 тиена с 1 мау рисовых полей и на 1 тиен с других земель и соляных участков). В 1871 г. впервые было официально разрешено продавать общинные земли частным лицам в целях увеличения налоговых поступлений[919]. В 60—70-е годы для пополнения казны двор пошел и по пути интенсификации косвенных налогов, натуральных обложений промыслов и т. п.
Недостаток средств казны обусловил и снижение экономической активности государства в области поддержания жизненно важных сторон сельскохозяйственного производства. Еще в 1861 г. была упразднена служба централизованного контроля за дамбами, надзор и постройка их перешли в ведение местных учреждений, располагавших гораздо более ограниченными средствами. Стихийные бедствия, поражавшие в эти годы значительные районы севера и центра страны, наносившие ущерб сельскому хозяйству, ускоряли процесс обнищания крестьянства. Ухудшение положения крестьянства, в том числе и вследствие экономических мер двора, вызвало новую вспышку повстанческих движений в 60-х годах, принявших повсеместный характер.
В 1862 г. повстанческое движение в Бакки приобрело широкий размах. Одним из крупных было восстание, вспыхнувшее в апреле 1862 г. в Бакнине под руководством Нгуен Тхиня (он же Кай Ванг), начальника одного из уездов. По своему характеру оно примыкало к народным движениям довоенного времени, сочетая лозунги в поддержку Ле (что объясняется и участием в восстании одного из представителей этой династии — Ле Зуи Уана) с борьбой бедноты против произвола властей[920].
Повстанцам удалось собрать под свои знамена несколько тысяч человек[921]. Ими сначала были захвачены два уезда, а затем окружена провинциальная крепость. Один из отрядов восставших, руководимый женой Ванга, Иен Фи, приблизился к Ханою. Повстанцы убивали местных чиновников и богачей в деревнях, доверенные лица Ванга проводили агитацию среди населения окрестных районов. Лишь подошедшие войска из трех близлежащих провинций смогли снять осаду с крепости Бакниня, откуда повстанческие отряды вынуждены были отойти. В сентябре этого же года Ле Зуи Уану вновь удалось возобновить военные операции. Установив связь с одним из вождей местных национальных меньшинств, поднявшим мятеж в Туенкуанге, а также с китайским отрядом «Желтые флаги», он увеличил численность повстанческих сил до 10 тыс. человек. Им удалось захватить Туенкуанг, а затем окружить Бакнинь. В апреле 1863 г. императорские войска под командованием Нгуен Чи Фыонга подошли к Туенкуангу. Ле Зуи Уан был схвачен, повстанцы разбиты. Восстание Кай Ванга, отличавшееся остротой и ожесточенностью борьбы, не будучи поддержано крестьянскими выступлениями других раойнов Бакки, осталось выступлением локального характера.
Другую идейную направленность носило повстанческое движение под руковдством Та Бао Фунга (он же Ле Ван Фунг). Инспирированное французами, проходившее под руководством их ставленника, оно имело целью ослабить силы Вьетнама в борьбе с Францией. Та Бао Фунг, католик, служивший переводчиком у французов при захвате Дананга, был в конце 1858 г. переправлен в Бакки, где поднял восстание под лозунгом восстановления династии Ле, потомком которых он себя провозгласил. Опираясь на поддержку местных католических кругов, особенно на миссионеров, через которых поддерживалась связь с командованием французского экспедиционного корпуса в Намки, он требовал военной помощи, обещая в случае успеха провозгласить «французский протекторат» над Северным Вьетнамом. В 1862 г. действия его отрядов активизировались. Увеличив силы за счет привлечения на свою сторону ряда местных повстанческих групп, а также китайских морских пиратов, Фунгу удалось удержать под своим контролем значительную часть прибрежного района северо-востока Бакки. Пользуясь отвлечением основных регулярных сил на юг, Фунг сумел окружить провинциальный центр Хайзыонг. С 1862 по 1865 г. не только местные регулярные части, но и отборные силы из столицы, Нгеана, Хатиня вели преследование перемещавшихся отрядов Фунга. Лишь с середины 1865 г. Нгуен Чи Фыонг смог добиться перевеса сил и рассеять восставших. Фунг бежал в Куангбинъ, где был схвачен, а затем казнен. Участие в восстании Фунга местной бедноты свидетельствовало о его умении использовать антифеодальные настроения масс одного из наиболее бедствующих районов Бакки — прибрежных провинций северо-востока. Вместе с тем тесные связи Фунга с европейскими миссионерами, широко практиковавшаяся им опора на деклассированные элементы, составлявшие значительную часть его военных сил, не могли способствовать долговременной популярности этого движения среди основной крестьянской массы.
Новым социально-политическим явлением середины 60-х годов стал приток во Вьетнам китайских повстанческих отрядов, еще более осложнивший внутреннюю обстановку на севере накануне второго этапа войны с Францией. В связи с усилением карательных операций цинской армии как против тайпинов, так и против других тайных антицинских крестьянских обществ и организаций во Вьетнам стали переходить довольно значительные вооруженные группы из южных провинций Китая. В 60—70-х годах в горных провинциях Северного Бакки их насчитывалось не менее 12[922].
Довольно высокий уровень их военной организации создавал условия для обоснования их на территориях, населенных национальными меньшинствами, и позволял удерживаться там в продолжение многих лет. Вместе с тем для большинства этих отрядов и групп в период пребывания во Вьетнаме характерна утеря антифеодальной политической программы, что повлекло распространение таких негативных явлений, как преимущественное существование за счет грабежей и набегов на окрестные районы. Это послужило причиной обособленности, а нередко и прямой вражды во взаимоотношениях китайских отрядов с местным населением. Определенная деклассированность приводила к тому, что эти отряды могли использоваться различными политическими силами в своих интересах. Так, если отряд «Желтые флаги» принял в 1862 г. участие в восстании Кай Ванга, то в 80-х годах он был направлен французами для борьбы с местным патриотическим движением. Положение этих отрядов, стоявших «вне закона» как по отношению к цинским, так и по отношению к вьетнамским властям, нередко толкало их на путь соглашений и компромиссов, с тем чтобы завоевать или сохранить право на существование во Вьетнаме.
Отряд «Черные флаги», сыгравший немалую роль в сопротивлении французскому вторжению в Бакки в 70—80-х годах, претерпел довольно сложную эволюцию[923]. В 1867 г., теснимые цинскими войсками, «Черные флаги», уже довольно немногочисленные (200—300 человек), перешли в пределы Вьетнама, где вступили в борьбу с местными племенами белых тхай (бать миеу) в районе Лкжиентяу. После одержанной над ними победы «Черные флаги» были признаны вьетнамскими властями, получили право обосноваться в районе Лаокая, руководителю отряда Лю Юньфу был пожалован титул, войско стало получать небольшое жалованье, а в дальнейшем — право сбора некоторых налогов в верховьях Красной реки. Увеличение численности «Черных флагов» за счет притока людей из других подобных отрядов, демобилизованных солдат южнокитайских гарнизонов давало возможность вьетнамским властям неоднократно привлекать их к карательным операциям против местных «разбойников» и повстанческих движений национальных меньшинств. В годы французской агрессии на севере Вьетнама Лю Юньфу проявил себя как выразитель антиколониальных настроений, стоял на позиции развертывания антифранцузской борьбы, что в полной мере сказалось и на поведении руководимого им отряда, когда последний составил внушительную силу сопротивления.
Одновременно с усилением антифеодальных народных движений в 60-е годы происходит нарастание открытой политической оппозиции двору со стороны феодально-патриотических слоев, что было вызвано размежеванием и борьбой политических сил внутри страны, начавшимися еще в ходе войны на юге и продолжавшимися вплоть до окончания сопротивления французскому завоеванию. В идейной платформе оппозиции наблюдается усиление антиправительственной и антикатолической направленности лозунгов и выступлений. Поражение в войне и капитулянтская политика двора сильно уронили его престиж в глазах общественного мнения. Резкий рост антингуеновских настроений стал новым явлением политической жизни.
Публичному осуждению подвергались как сам договор 1862 г., так и позиция вершившей судьбы страны группы приближенных Ты Дыка. Так, в 1864 г. многочисленные участники провинциальных экзаменационных конкурсов Ханоя, Намдиня, Тхыатхиена единодушно высказали протест против договора, расценив его как «неправильный». Особенно резкой критике подверглись два сановника (Фан Тхань Зян и Чыонг Данг Куз), проявившие себя как сторонники наиболее недопустимых уступок. Осуждение пассивной политики двора по отношению к Франции, обвинения в адрес самого Ты Дыка как человека, неспособного править государством, раздавались на конкурсных экзаменах 1868 г. в Шонтэе и Биньдине[924].
Первым серьезным выступлением политической оппозиции явилась организация заговора в 1864 г. с целью отстранения от власти Фан Тхань Зяна. В случае сопротивления со стороны Ты Дыка речь шла о его свержении и замене другим членом царствующего дома, более решительно настроенным на развитие антифранцузской и антикатолической борьбы. Во главе заговора стали родственник короля принц Хонг Тап и группа придворных. Заговорщики пользовались сочувствием большого числа придворных, высших чиновников, многочисленных участников столичного конкурсного экзамена[925]. Заговор потерпел поражение, так как о планах заговорщиков стало известно Ты Дыку. Участники и даже подозреваемые в сочувствии понесли жестокие наказания.
Более значительным выступлением было восстание в столице в 1866 г., в котором оппозиционные настроения верхов пытались найти поддержку в недовольстве масс, что придало выступлению внушительный характер. Поводом послужило затеянное Ты Ды-ком еще в 1864 г. строительство дворца, названного «дворцом вечности». На постройку были согнаны тысячи чернорабочих, солдат, ремесленников. Недостаток средств, отпускаемых казной, хищения чиновников, ведавших стройкой, тяжелый, малооплачиваемый труд вызывали массовое недовольство работающих[926]. Кроме того, строительство дворца при тяжелом положении в стране, при казне, истощенной войной, давно уже вызывало недовольство и патриотически настроенных слоев феодальной интеллигенции, упрекавших императора в пренебрежении национальными интересами и неоправданном расточительстве. «Когда приходится созерцать дворец в столице,— писали они в 1866 г.,— приходит мысль о состоянии народа Намки, разграбленном разбойниками... о земле Намки, захваченной разбойниками... Подданные должны помнить, что Намки больше не существует. При взгляде на тысячи людей, работающих в столице, Приходит мысль о том, что народу юга негде найти поддержку»[927].
Массовым недовольством воспользовались несколько оппозиционно настроенных придворных во главе с братьями Доан Чын-гом и Доан Чыком, которые, заручившись поддержкой одного из начальников дворцовой стражи, а также ремесленников и солдат на стройке, приняли решение, подняв вооруженный мятеж, добиться свержения императора Ты Дыка и заменить его племянником— принцем Динь Дао. Отрядам восставших удалось ворваться в крепость, но в результате промедления и несогласованности в действиях они были разбиты. Выступление было разгромлено, главари казнены, подверглись репрессиям и многие придворные, подозревавшиеся в сочувствии заговорщикам.
Императору удалось подавить организованные выступления оппозиции, питавшиеся широко распространенными настроениями недовольства. В целом, несмотря на свои бурные проявления, оппозиционные выступления в верхах оставались преимущественно внутриклассовыми, этим и следует объяснить их заговорщический характер и участие в них членов царствующего дома. Участники заговоров ставили себе целью не свержение династии в целом, но лишь «недостойного» монарха Ты Дыка.
Несмотря на репрессии, постигшие всех участников выступлений, критические настроения чиновничества и интеллигенции продолжали сохранять устойчивый характер. В 1868 г., когда Ты Ды-ком было начато строительство нового, еще большего, чем прежде, дворца, это вызвало взрыв возмущения, критики, посланий ко двору. Выступления оппозиции не оказали решающего влияния на политику двора ни в этот, ни в последующий период развития антифранцузской борьбы.
Последствием войны явился также и определенный кризис феодальной идеологии в ее сложившемся к этому времени виде. Понимание ограниченности многих моментов господствующих экономических воззрений у некоторых более прогрессивно мыслящих людей вызвало к жизни новое для феодального Вьетнама буржуазно-просветительское течение. При всей своей отрицательной политической роли католичество явилось проводником новых для Вьетнама идей в области экономики, культуры, просвещения. Восприятие и развитие этих идей было попыткой разрешения социальных и экономических проблем с иных позиций.
Наиболее ярким представителем нового реформаторского течения стал Нгуен Чыонг То. Выходец из католической семьи, он получил и конфуцианское образование, хотя не имел права на занятие должности в административном аппарате. Он был близко знаком с французским епископом во Вьетнаме Готье, вместе с которым в 1860 г. выехал во Францию, где живо интересовался политической жизнью, экономическим развитием, ремеслами, культурой и приобрел большие познания в этих областях. По возвращении во Вьетнам он направил двору несколько десятков докладных записок и предложений, в которых затрагивались почти все вопросы социально-экономической жизни тогдашнего Вьетнама. Так, он призывал поощрять внутреннюю торговлю и развивать для этой цели сеть каналов[928]; требовал усовершенствования налоговой системы (перехода от уравнительного налога к дифференцированному— «по состоятельности», учету качества земли и прибыли хозяйства); настаивал на улучшении военного обучения в армии, а также молодежи в специальных учебных заведениях, где изучалось бы как китайское, так и европейское военное искусство; просил об увеличении флота, постройке оборонительных сооружений и т. д. Нгуен Чыонг То не раз останавливался на вопросе внешней политики. Видя гибельность политики изоляции вьетнамского государства, он призывал к установлению дипломатических и торговых отношений с другими странами и использованию противоречий между европейскими государствами для самозащиты. Предложения Нгуен Чыонг То в области культуры сводились к порицанию догматизма, начетничества конфуцианства; он призывал поощрять изучение естественных наук, иностранных языков, к посылке вьетнамских учащихся за границу, предлагал также упростить иероглифическую письменность.
Записки Нгуен Чыонг То свидетельствовали об известной степени зрелости его мысли в вопросах понимания основных отрицательных социально-экономических явлений вьетнамского феодального общества, таких, как отсталость в области сельскохозяйственного и промышленного производства, паразитизм бесчисленного чиновничества, значительный налет схоластики в просвещении, отсталость в области естественных наук, пагубность внешней изоляции. Исправлять же социальное и экономическое зло он предлагал в основном при помощи просветительских методов, опираясь не на какие-то новые социальные силы, а апеллируя в первую очередь к «верхам» — к государству и государю. Именно государство должно было изменить свое традиционное отношение к ремеслу и ремесленнику, к торговле, просвещению и т. д. В 60— 80-е годы с реформаторской программой выступили также Динь Ван Диен, Ле Динь, Нгуен Ло Чать, Нгуен Суан Он и др. Ряд чиновников, ездивших в составе вьетнамских посольств в Сиам (1879 г.), Гонконг (1881 г.), обращали внимание вьетнамского двора на необходимость проведения по примеру этих стран гибкой внешней политики, завязывания дипломатических и широких торговых связей с другими государствами как для приобретения союзников, так и для использования противоречий между европейскими государствами с целью сохранения собственной независимости. В предложениях о реформах в области экономики упор делался на необходимость поощрения внешней торговли и развития с этой целью добычи и вывоза за границу полезных ископаемых, открытия торговых портов на побережье, разрешения основания торговых компаний, использования достижений иностранной техники, специалистов.
Наиболее характерной фигурой реформатора этого периода являлся Нгуен Суан Он[929]. Разрешение большинства внутренних экономических и политических проблем мыслилось им на традиционных путях, не выходивших за рамки официальных доктрин. Укрепление экономики государства по-прежнему предполагалось достичь путем получения средств от увеличения обработки целины («взять сельское хозяйство за основу, ничего другого и не надо делать»). Однако взгляды Нгуен Суан Она по ряду других вопросов были созвучны настроениям масс и отвечали задачам укрепления и сплочения сил перед лицом угрозы нового французского вторжения, грозившего окончательной потерей независимости. Его призывы к борьбе с расточительством двора, предложения о смягчении экономического гнета по отношению к крестьянству («не истощать силу народа до конца»), об использовании горной местности для создания военных баз в случае военных действий, о пересмотре традиционной военной тактики защиты крепостей, об укреплении связей с горными народностями в целях национального сплочения для борьбы с внешней агрессией — все это было важными и новыми моментами, которые могли бы способствовать укреплению военных сил Вьетнама.
Критика Нгуен Суан Оном пассивной внешнеполитической линии двора и самого Ты Дыка, подчеркивание заслуг активных организаторов освободительных войн прошлого делали его одним из выразителей национальных патриотических традиций. Большое значение придавал он и активизации патриотических элементов своего класса[930]. В предложениях Нгуен Суан Она не содержалось мыслей об использовании народных сил в предстоящей борьбе, в чем сказалась ограниченность его позиции как представителя господствующего класса. Однако в той обстановке немаловажное значение могла иметь и консолидация патриотических феодальных слоев, зарекомендовавших себя как активных участников в предшествующие периоды антифранцузской борьбы.
Большинство реформаторских предложений было вызвано преимущественно воздействием внешнего (угроза захватов извне) и в меньшей степени внутреннего фактора (осмысление отрицательных экономических и социальных явлений вьетнамского общества с новых позиций), о чем свидетельствует меньшее внимание, которое уделялось реформаторами изменению традиционных социально-экономических устоев. Однако в ряде предложений по расширению внешней торговли объективно находили свое отражение интересы развивающегося национального торгового капитала. Требования о расширении внешнеторговых контактов исходили в ряде случаев из среды экономических чиновников, что говорило о стремлении чиновничества приблизиться к предпринимательской деятельности и занять позиции в сфере добывающей промышленности и внешней торговли. Почти все предложения о реформах были отклонены Ты Дыком и тайным советом.
Однако под давлением обстоятельств правительством Ты Дыка были все же сделаны кое-какие уступки требованиям времени. Было издано несколько указов, знаменующих некоторый поворот к вопросам технического развития, главным образом с целью усиления военных сил Вьетнама.
К середине 60-х годов относятся первые попытки завязать технические контакты с европейскими странами. В 1864, 1866 и 1868 гг. во Францию, а также во французские оружейные мастерские в Намки посылались небольшие группы (8—20 человек) для обучения управлению машинными кораблями, производству ружей, пороха, обработке стали, для закупки некоторого числа ткацких машин, а также для обучения иностранным языкам. В 1871 г. был издан указ, поощряющий посылку в другие страны сыновей чиновников для обучения корабельному делу, производству оружия и изучения иностранных языков. В конце 70-х — начале 80-х годов продолжалась посылка вьетнамцев для учебы: в 1879 г.— в Тулон, в 1881 г.— в Сайгон и Гонконг. В Англии и Германии было закуплено несколько кораблей в качестве образцов для постройки своими силами, переведено несколько французских книг по горному делу, кораблестроению[931].
Мероприятия эти носили эпизодический характер, при отсутствии более широких реформ в стране они не оказали сколько-нибудь заметного влияния на состояние вьетнамской экономики. Не были изменены ни принцип набора, ни принцип обучения в армии, не было произведено значительных закупок оружия за границей, так что в целом состояние вооруженных сил осталось на прежнем уровне. Ввиду сложившейся напряженной внутренней и внешней обстановки реформаторские тенденции не получили заметного развития, технические контакты остались лишь эпизодами в сношениях Вьетнама со странами Запада.