Вьетнам и Соединенные Штаты

 

Соединенные Штаты несколько отставали от европейских дер­жав в своей колониальной экспансии в Юго-Восточную Азию. Их корабли стали появляться в водах Вьетнама не ранее второго де­сятилетия XIX в. По-видимому, первым заходом американского корабля во вьетнамский порт было посещение Зядиня в 1820 г. капитаном Дж. Уайтом, который оставил любопытные воспоминания о своем путешествии[850].

Интересно отметить, что в отличие от негативного отношения вьетнамского двора к подобным инициативам со стороны европей­ских стран, на этот раз Минь Манг проявил интерес к заключе­нию соглашения о торговле с американцами.

Однако предложенные условия оказались невыгодными для Уайта. Дело в том, что в начале XIX в. морская торговля США в странах Тихоокеанского бассейна была заинтересована не столь­ко в сбыте американской продукции или сырья, сколько в приоб­ретении дешевых восточных товаров для перепродажи в США и Европе.

Возможности Вьетнама в этом смысле были тогда крайне ограниченными. Просьбы Минь Манга о поставке американских товаров также, по-видимому, казались американцам невыполнимы­ми или не сулящими выгод[851].

Вполне возможно, что заключение о невыгодных с коммер­ческой точки зрения условиях торговли, которое Уайт сделал в своей книге, повернуло от вьетнамских берегов американские тор­говые суда почти на целое десятилетие[852].

Первая официальная дипломатическая миссия США во Вьет­нам прибыла только в 1832 г. на фрегате «Реасоск». Она возглав­лялась «пионером американской дипломатии» на Востоке Эдмун­дом Робертсом. Посещение Вьетнама было частью обширной ти­хоокеанской программы, которую по приказу президента Джек­сона выполнял Робертс.

К этому времени для американской буржуазии были уже оче­видны выгоды колониальной торговли, положившей начало появ­лению крупных состояний в Соединенных Штатах. Американ­ское правительство принимало специальные меры для поощрения торговли с Востоком. Например, ввозные пошлины на чай, импор­тируемый непосредственно из стран Дальнего Востока, были сни­жены в 2 раза. В целях содействия развитию американского судо­строения и судоходства регистрация судов под американским флагом разрешалась лишь в том случае, если они были построе­ны на верфях США; пошлина на товары, доставлявшиеся на американских судах, снижалась на 10%. Эти и другие меры при­вели к буму в судостроительной промышленности США. В нача­ле XIX в. 90% заморской торговли США обеспечивалось амери­канским торговым флотом. Американские торговые суда почти полностью обслуживали также внешнюю торговлю таких европей­ских стран, как Франция, Голландия и Испания[853]. Лишь разви­тие металлического парового судостроения в Англии кладет ко­нец монополии быстроходного американского парусного флота[854].

Вместе с тем Соединенные Штаты еще не имели достаточной военной мощи, чтобы соперничать с европейскими державами на Тихом океане, и у них еще не было опыта захватнических войн за пределами Североамериканского континента. Эти обстоятель­ства в сочетании с быстрым развитием экономического потенциа­ла страны определяли особенности политики США в странах Во­стока. Не располагая возможностями заполучить колониальные анклавы на Востоке, правящие круги США уже тогда связывали перспективу колониальной эксплуатации азиатских стран с под­чинением их правительств американскому влиянию, используя для этого политические и экономические рычаги.

Не удивительно в связи с этим, что инструкция государствен­ного секретаря США Ливингстона Робертсу была составлена в «антиколониальном» духе. В соответствии с этой инструкцией Ро­берте должен был убедить правительства стран тихоокеанской Азии в том, что «строительство фортов и создание дорогостоящих учреждений в иностранных государствах противоречат принципам нашего народа, что мы никогда не совершаем завоеваний и не просим никакие страны о том, чтобы обосноваться в них, как это делают англичане, французы и голландцы в Ост-Индии...»[855]. От имени президента Джексона Робертс вез во Вьетнам письмо, подписанное Ливингстоном[856].

Во вьетнамской хронике это событие описывается следующим образом: «Президент страны Америки прислал своих подданных Эдмунда Робертса и Дж. Томпсона с письмом от своего имени с просьбой разрешить судам торговать в бухте Лам в Фуиене. Император направил Нгуен Чи Фыонга и Ли Ван Фыка собрать совет с чиновниками провинции, а затем устроить банкет в честь прибывших на корабле и узнать о целях приезда. Прибывшие чрезвычайно уважительно ответили: [Приехали] только для того; чтобы установить отношения и торговать».

Позже, когда перевели письмо Ливингстона, вьетнамские чи­новники обнаружили в нем несоответствия традиционному дипло­матическому протоколу. В письме Ливингстона отсутствовало на­звание страны и имя ее монарха. На этом основании Минь Манг отказался принять письмо. Однако в ответном послании вьетнам­ской стороны выражалось согласие на прием американских судов в бухте Чашон (в соответствии с правилами) при условии, если на берегу не будут возводиться строения[857].

В 1836 г. Э. Робертс на фрегате «Реасосk» под командованием капитана Е. П. Кеннеди снова оказался у берегов Вьетнама, на этот раз, как и было указано в послании Минь Манга, в бухте Чашон, близ Дананга. Целью миссии, как и в первый раз, была заключение торгового договора с Вьетнамом[858].

К этому времени при дворе наметились две линии поведения в отношении американцев. Как следует из хроники, чиновники придворного совета оказались более нетерпимыми к иностранцам, нежели император. Америку они характеризовали как «страну ко­варную и двуличную», советуя Минь Мангу отказать главе мис­сии в приеме.

«Один раз допустить [иностранцев] — значит создать беспо­койство для последующих поколений. В старину у нас закрывали бухту Нгоккуан и не принимали в Тэйвуке — это был хороший способ противостоять врагу»,— говорили они Минь Мангу, кото­рый настаивал на приеме американцев, «чтобы не показаться не­великодушным».

Спор решили сами американцы, неожиданно покинувшие вьет­намские воды из-за серьезной болезни Э. Робертса[859].

Лишь спустя почти десять лет, в 1845 г., корабль военно-мор­ского флота США неожиданно подошел к Данангу, высадил де­сант, захватил всех чиновников и военные джонки, находившиеся в порту, а затем, отпустив всех, ушел в открытое море[860]. Причи­ны этого инцидента остались неизвестными. Однако в 1849 г. еще один американский корабль появился в порту Дананга, на этот раз с официальной миссией и письмом от правительства США. В письме содержались извинения за недружественную акцию, ко­торую допустил капитан корабля в Дананге в 1845 г., сообщалось, что он понес наказание, и предлагалось начать торговать и уста­новить дружественные отношения. С американской стороны были и другие инициативы такого же рода. В частности, речь идет а миссии американского консула в Сингапуре Дж. Балестье, который в 1850 г. был направлен во Вьетнам и Сиам с целью добиться заключения торгового договора[861].

Однако все предложения американцев отвергались под предло­гом невыгодности торговли для обеих сторон[862].

Уже после того как южная часть Вьетнама была в 1860-х го­дах захвачена французами, в Сайгоне начали операции несколько крупных американских торговых фирм[863].