Вьетнам и Соединенные Штаты
Соединенные Штаты несколько отставали от европейских держав в своей колониальной экспансии в Юго-Восточную Азию. Их корабли стали появляться в водах Вьетнама не ранее второго десятилетия XIX в. По-видимому, первым заходом американского корабля во вьетнамский порт было посещение Зядиня в 1820 г. капитаном Дж. Уайтом, который оставил любопытные воспоминания о своем путешествии[850].
Интересно отметить, что в отличие от негативного отношения вьетнамского двора к подобным инициативам со стороны европейских стран, на этот раз Минь Манг проявил интерес к заключению соглашения о торговле с американцами.
Однако предложенные условия оказались невыгодными для Уайта. Дело в том, что в начале XIX в. морская торговля США в странах Тихоокеанского бассейна была заинтересована не столько в сбыте американской продукции или сырья, сколько в приобретении дешевых восточных товаров для перепродажи в США и Европе.
Возможности Вьетнама в этом смысле были тогда крайне ограниченными. Просьбы Минь Манга о поставке американских товаров также, по-видимому, казались американцам невыполнимыми или не сулящими выгод[851].
Вполне возможно, что заключение о невыгодных с коммерческой точки зрения условиях торговли, которое Уайт сделал в своей книге, повернуло от вьетнамских берегов американские торговые суда почти на целое десятилетие[852].
Первая официальная дипломатическая миссия США во Вьетнам прибыла только в 1832 г. на фрегате «Реасоск». Она возглавлялась «пионером американской дипломатии» на Востоке Эдмундом Робертсом. Посещение Вьетнама было частью обширной тихоокеанской программы, которую по приказу президента Джексона выполнял Робертс.
К этому времени для американской буржуазии были уже очевидны выгоды колониальной торговли, положившей начало появлению крупных состояний в Соединенных Штатах. Американское правительство принимало специальные меры для поощрения торговли с Востоком. Например, ввозные пошлины на чай, импортируемый непосредственно из стран Дальнего Востока, были снижены в 2 раза. В целях содействия развитию американского судостроения и судоходства регистрация судов под американским флагом разрешалась лишь в том случае, если они были построены на верфях США; пошлина на товары, доставлявшиеся на американских судах, снижалась на 10%. Эти и другие меры привели к буму в судостроительной промышленности США. В начале XIX в. 90% заморской торговли США обеспечивалось американским торговым флотом. Американские торговые суда почти полностью обслуживали также внешнюю торговлю таких европейских стран, как Франция, Голландия и Испания[853]. Лишь развитие металлического парового судостроения в Англии кладет конец монополии быстроходного американского парусного флота[854].
Вместе с тем Соединенные Штаты еще не имели достаточной военной мощи, чтобы соперничать с европейскими державами на Тихом океане, и у них еще не было опыта захватнических войн за пределами Североамериканского континента. Эти обстоятельства в сочетании с быстрым развитием экономического потенциала страны определяли особенности политики США в странах Востока. Не располагая возможностями заполучить колониальные анклавы на Востоке, правящие круги США уже тогда связывали перспективу колониальной эксплуатации азиатских стран с подчинением их правительств американскому влиянию, используя для этого политические и экономические рычаги.
Не удивительно в связи с этим, что инструкция государственного секретаря США Ливингстона Робертсу была составлена в «антиколониальном» духе. В соответствии с этой инструкцией Роберте должен был убедить правительства стран тихоокеанской Азии в том, что «строительство фортов и создание дорогостоящих учреждений в иностранных государствах противоречат принципам нашего народа, что мы никогда не совершаем завоеваний и не просим никакие страны о том, чтобы обосноваться в них, как это делают англичане, французы и голландцы в Ост-Индии...»[855]. От имени президента Джексона Робертс вез во Вьетнам письмо, подписанное Ливингстоном[856].
Во вьетнамской хронике это событие описывается следующим образом: «Президент страны Америки прислал своих подданных Эдмунда Робертса и Дж. Томпсона с письмом от своего имени с просьбой разрешить судам торговать в бухте Лам в Фуиене. Император направил Нгуен Чи Фыонга и Ли Ван Фыка собрать совет с чиновниками провинции, а затем устроить банкет в честь прибывших на корабле и узнать о целях приезда. Прибывшие чрезвычайно уважительно ответили: [Приехали] только для того; чтобы установить отношения и торговать».
Позже, когда перевели письмо Ливингстона, вьетнамские чиновники обнаружили в нем несоответствия традиционному дипломатическому протоколу. В письме Ливингстона отсутствовало название страны и имя ее монарха. На этом основании Минь Манг отказался принять письмо. Однако в ответном послании вьетнамской стороны выражалось согласие на прием американских судов в бухте Чашон (в соответствии с правилами) при условии, если на берегу не будут возводиться строения[857].
В 1836 г. Э. Робертс на фрегате «Реасосk» под командованием капитана Е. П. Кеннеди снова оказался у берегов Вьетнама, на этот раз, как и было указано в послании Минь Манга, в бухте Чашон, близ Дананга. Целью миссии, как и в первый раз, была заключение торгового договора с Вьетнамом[858].
К этому времени при дворе наметились две линии поведения в отношении американцев. Как следует из хроники, чиновники придворного совета оказались более нетерпимыми к иностранцам, нежели император. Америку они характеризовали как «страну коварную и двуличную», советуя Минь Мангу отказать главе миссии в приеме.
«Один раз допустить [иностранцев] — значит создать беспокойство для последующих поколений. В старину у нас закрывали бухту Нгоккуан и не принимали в Тэйвуке — это был хороший способ противостоять врагу»,— говорили они Минь Мангу, который настаивал на приеме американцев, «чтобы не показаться невеликодушным».
Спор решили сами американцы, неожиданно покинувшие вьетнамские воды из-за серьезной болезни Э. Робертса[859].
Лишь спустя почти десять лет, в 1845 г., корабль военно-морского флота США неожиданно подошел к Данангу, высадил десант, захватил всех чиновников и военные джонки, находившиеся в порту, а затем, отпустив всех, ушел в открытое море[860]. Причины этого инцидента остались неизвестными. Однако в 1849 г. еще один американский корабль появился в порту Дананга, на этот раз с официальной миссией и письмом от правительства США. В письме содержались извинения за недружественную акцию, которую допустил капитан корабля в Дананге в 1845 г., сообщалось, что он понес наказание, и предлагалось начать торговать и установить дружественные отношения. С американской стороны были и другие инициативы такого же рода. В частности, речь идет а миссии американского консула в Сингапуре Дж. Балестье, который в 1850 г. был направлен во Вьетнам и Сиам с целью добиться заключения торгового договора[861].
Однако все предложения американцев отвергались под предлогом невыгодности торговли для обеих сторон[862].
Уже после того как южная часть Вьетнама была в 1860-х годах захвачена французами, в Сайгоне начали операции несколько крупных американских торговых фирм[863].