Крестьянские выступления
Крестьянские выступления шли уже с первых лет правления Нгуенов. Их подъем относится к середине 20-х годов, завершаясь сильнейшим восстанием Фан Ба Ваня, явившимся ярким отражением кризиса социально-экономических основ монархии Нгуенов. После небольшого периода затишья крестьянская борьба возобновляется в начале 30-х годов с гораздо большим размахом, центр ее перемещается к югу, захватывая все новые территории центральной и южной частей страны. Возрастает количество крупных движений, усиливается взаимодействие с борьбой горных народностей.
40-е годы были временем спада крестьянской борьбы, однако в 50-е годы она вновь активизируется. Наивысшей точкой подъема антифеодальной борьбы в это время было восстание под руководством Као Ба Куата (1854—1856)[476].
Вооруженная крестьянская борьба в Бактхане до середины 20-х годов носила характер разрозненных выступлений, которые в большинстве случаев были относительно кратковременными. По подсчетам историков СРВ, с 1803 по 1819 г. произошло не менее 50 выступлений в северных, северо-восточных предгорных районах и в горных провинциях со смешанным населением (Тхай-нгуен, Туенкуанг, Лангшон). Восстания в Тхайнгуене начались в 1803 г. С 1806 по 1824 г. эта провинция стала местом действия отрядов Зыонг Динь Кука, объявившего себя потомком Ле, в его движении участвовали наряду с вьетнамским населением также местные племена нунгов и китайцы. В 1807—1808 гг. действия этих отрядов были наиболее активными, они были поддержаны повстанческим движением равнинных районов.
В 1806—1815 гг. усилилось повстанческое движение в Туен-куанге, здесь в нем участвовали местные рабочие рудника в Тулонге. Весьма активной стала повстанческая борьба и в Хынгхоа (1804—1813). Порой численность восставших достигала (в отдельных отрядах) от 300 до 700 человек. Они совершали нападения на местные административные центры, нередко предпринимали попытки продвинуться из горных районов в равнины. Успешные действия против регулярных военных сил позволяли им в течение некоторого времени сохранять господство в отдаленных уездах.
Борьба крестьянства равнинных районов, начавшаяся с 1807 г. и ставшая более активной в 1809—1810 гг. (провинции Шонтэй, Хайзыонг, Шоннам), способствовала определенному взаимодействию восставших горных и равнинных районов, увеличилась продолжительность активного периода восстаний. Так, на территории Шоннама повстанческое движение, возглавляемое Данг Чан Сиеу, длилось с 1809 по 1822 г. и было связано с выступлением мыонгов в провинции Тханьхоа.
20-е годы явились временем усиления крестьянских движений в равнинных районах Бактханя, где к этому времени ухудшение экономического положения крестьянства вызвало социальные конфликты наибольшей остроты. Оно было обусловлено растущим обезземеливанием, усилением эксплуатации со стороны центральной власти, пытавшейся особенно активно добиться жесткого проведения в жизнь налоговой политики и подчинения системы землепользования интересам феодального государства. Именно к этому времени особенно возросла коррупция в среднем звене чиновнического аппарата и среди деревенских должностных лиц. Попытки верховной власти ограничить эти злоупотребления путем наказания отдельных лиц не давали практически никаких результатов. Даже сам Минь Манг, неплохо осведомленный о положении на севере, признавался: «Лихоимцы, живущие в провинциях, уездах, представляют еще большую тяготу для человеческой жизни... Взиматели налогов, командующие провинциальными войсками, чиновники ведомств, служащие казны в провинциальных городах — все сверху донизу [действуют] заодно, измышляют, как бы отыскать выгоду... [Они] требуют денег по уговору: с больших общин — более 10 куанов, смалых — не менее 5—6 куанов. Начальники волостей, столичные сборщики подражают безобразиям, [самовольно] распределяют и взимают [поборы]... Деревенские должностные лица, пользуясь этим, пытаются обирать людей, доставляя народу еще больше мучений»[477].
Бактхань был наиболее подвержен стихийным бедствиям (тайфунам, паводкам, засухам). На протяжении 20-х годов провинции севера два раза поражали эпидемии, не менее пяти раз урожаи целых провинций гибли из-за прорыва плотин или большой засухи.
В 1824 г., во время засухи, охватившей четыре провинции (Хайзыонг, Шоннам, Шонтэй, Бакнинь), бедноту стали привлекать на ремонтные работы в двух провинциальных крепостях, с тем чтобы предотвратить появление «разбойников». В наихудшем положении оказался Хайзыонг, малоземельный и населенный район, где особенно возросла дороговизна, «умножились грабители, богатые стали бедными, бедные — нищими, многие умирали на дорогах от голода, в связи с чем населению выдали ссуду в размере 100 тыс. хок риса»[478]. Повсюду началось массовое бегство крестьян из деревень. Так, в 1822 г. в пяти провинциях Бактханя полностью опустели 49 селений, в 1826 г. в Хайзыонге было официально зарегистрировано 108 пустующих деревень, в результате чего было заброшено более 12700 мау пахотных земель.
Все это вызвало рост антифеодальной борьбы крестьянства. Об этом свидетельствуют участившиеся случаи посылки войск на усмирение «разбойников», кратковременные выступления которых происходили по нескольку раз в год на территории почти всех провинций Бактханя.
Наиболее мощным, организованным, нашедшим широкий отклик у крестьянства этой части страны было восстание под руководством Фан Ба Ваня (1821 —1827). Фан Ба Вань, уроженец провинции Намдинь, по своему социальному положению был бедняком, но происходил из старинного, некогда известного рода (предки его были отмечены королем Ле Тхань Тоном за заслуги в борьбе против нашествия минского Китая в XV в.). Рано потеряв отца, он с детских лет вынужден был сам себя кормить, работал пастухом у местного землевладельца. Он отличался большой физической силой, с юных лет научился хорошо владеть оружием. Военный талант и организаторские способности Фан Ба Ваня сыграли немалую роль в ходе борьбы руководимых им повстан-ческих отрядов с правительственными войсками.
В начале 20-х годов Фан Ба Вань встает на путь открытой вооруженной борьбы: собрав отряд бедняков, он совершает нападения на местных богачей. В начале 1826 г. его отряду удается закрепиться на территории двух уездов провинции Хайзыонг и значительно увеличить свои силы (до 5 тыс. человек). Одновременно происходит и организационное укрепление повстанческих сил. Выдвинутые в это время лозунги повстанцев носят известный монархический отпечаток, но в противоположность некоторым другим крестьянским восстаниям, они не связываются с прямыми попытками реставрации или усиления Ле, чему способствует и стремление самого Фан Ба Ваня остаться знаменем и руководителем движения[479]. После неудачных боев с превосходящими сухопутными и речными регулярными войсками, брошенными на борьбу с ними, отряды восставших отходят к югу, где одерживают значительный военный успех. Им удается разгромить местные гарнизоны и захватить два военных поста.
С этого времени начинается период наибольшего подъема крестьянской борьбы в восточных и юго-восточных районах Бактханя, не затухавшей в течение целого года. Силы Фан Ба Ваня вновь значительно увеличиваются благодаря широкой поддержке местного крестьянства. По признанию властей, «по уездам проносится ветер, в боях гибнет много военных и гражданских чиновников... Поэтому, куда бы ни пришла армия Ба Ваня, все, кто видит [ее] и слышит [о ней], должны бежать, как звери»[480]. «Враг собирает армию и не жалеет себя; когда происходит бой, то даже женщины и девчонки берут мечи и сражаются»[481].
Успешные действия отрядов Фан Ба Ваня привлекают к нему симпатии и ряда оппозиционно настроенных представителей провинциального чиновничества и интеллигенции, в результате чего руководство движением пополняется за счет социально разнородных элементов. К восставшим примыкает бывший крупный чиновник Ву Дык Кат, ставший одним из командиров отряда Ваня, в числе других руководителей было несколько обладателей конфуцианских ученых титулов, борьбу поддерживало и довольно большое число представителей местного чиновничества (начальники тонгов, уездов), несколько местных богачей, оказывавших восставшим продовольственную и денежную помощь[482]. В основном это были либо выходцы из селений, расположенных неподалеку от места рождения самого Фан Ба Ваня, либо лица, ранее находившиеся с ним в близких отношениях. Возможно, что, принимая их в свои отряды и укрепляя материальную базу движения в целом, Фан Ба Вань вынужден был в известной мере учитывать и защищать их интересы как землевладельцев «своего» района. Один из современных вьетнамских исследователей этого восстания считает, что район влияния повстанческой борьбы распространился и на северные провинции Чунгки, откуда Вань получил подкрепление в виде трехтысячного отряда лучников из числа мыонгов под предводительством племенного вождя Ба Хума[483].
В целом, несмотря на участие в руководстве значительной прослойки выходцев из господствующих классов, в восстании Фан Ба Ваня не было заметно сколько-нибудь существенных признаков ослабления борьбы или непоследовательности, свойственных такого рода движениям. Это можно объяснить преобладающим влиянием крестьянских масс на ход борьбы, сравнительной кратковременностью самого движения, а также, видимо, и личными свойствами руководителя. Действия отрядов Ваня продолжали сохранять характер остроклассовой крестьянской борьбы. Об этом говорят данные официальной хроники двора, когда в ней сообщается о паническом страхе богачей и торговцев, сначала бежавших под защиту провинциальной крепости, а затем, когда возникла прямая угроза ее падения, укрывшихся в отдаленных деревнях[484].
Районом расположения основных сил восставших была территория двух уездов Хайзыонга, но само восстание находило отклик в ряде других провинций Бактханя (Шонтэй, Фули, Хоабинь, Хынгиен и др.), где начали возникать отдельные повстанческие группы. Поддержка населения выражалась не только в прямом участии в борьбе, но и в тайном содействии продовольствием, в укрывательстве повстанческих отрядов от карателей, в сообщении повстанцам военных планов властей и т. д.[485].
Размах движения усиливался и в связи с тем, что местные власти по мере расширения военных действий вводили новые поборы «для борьбы с разбойниками», ложившиеся тяжелым бременем на сельское население. Высокие боевые качества помогали восставшим не только успешно отражать карательные походы регулярных армейских соединений, но и сохранять превосходство на территории двух провинций[486].
Безуспешные действия против неуловимых отрядов Фан Ба Ваня вынудили двор принять экстренные меры. На организацию борьбы с восставшими было послано несколько крупных сановников из столицы, облеченных самыми широкими полномочиями, а также значительные военные подкрепления, в том числе 200 боевых джонок, расположившихся на подступах к районам, контролируемым повстанцами. В их задачу входило также и предотвращение дальнейшего распространения восстания, для чего была расширена сеть военных постов. Ожесточенные бои с правительственными войсками заставили повстанческие силы в конце 1826г. сократить район своих действий и сосредоточиться в укрепленной базе Чалу. Постепенно и она была окружена, но упорное сопротивление Фан Ба Ваня продолжалось, каратели несли большие потери. В связи с этим двор вынужден был пойти на проведение некоторых экономических мер, чтобы как-то успокоить население (раздача зерна голодающим, выдача зерновых ссуд, продажа риса по пониженным ценам, снижение или отмена сбора налогов за текущий год)[487].
Весной 1827 г. при попытке вывести отряд из окружения погибают сам Фан Ба Вань, один из видных его военачальников — Нгуен Хань, в плен попадает более 760 повстанцев. Но даже и после этого в провинциях Бакки продолжают сохраняться большие контингента войск, преследовавших небольшие вооруженные группы, применявших тактику подкупа рядовых участников за добровольную сдачу и т. п.
Восстание Фан Ба Ваня было наиболее мощным потрясением вьетнамского феодального государства в 20-е годы. О том, насколько двор был напуган его размахом и силой, говорит сама значительность экономических мероприятий, объявленных двором непосредственно после его разгрома. Были отменены три вида подушных денежных сборов, наполовину снижен натуральный земельный налог, прощены недоимки по ссудам, сокращены на два года сроки взимания налогов с укрываемых земель, затрачены значительные денежные суммы и роздано зерно для возмещения потерь населению, «пострадавшему от разбойников», розданы большие награды всем участвовавшим в борьбе с повстанцами. Подверглись суровым наказаниям пять местных представителей власти, особо отличавшихся своим лихоимством, уволены с должностей многие другие, на место которых были назначены новые, пользовавшиеся хорошей репутацией[488]. Являясь временными и не коренными, эти меры не улучшили существенным образом положения крестьянства, о чем свидетельствует продолжавшееся бегство из деревень (провинции Шоннам и Намдинь). Наиболее эффективной по своей социально-экономической значимости мерой была реализация двором предложений Нгуен Конг Чы, принимавшего участие в борьбе против отрядов Фан Ба Ваня, о проведении в широком масштабе работ по обработке целинных и пустующих земель силами бедноты. Эти работы, начатые с 1828 г., в известной мере стабилизировали положение в отдельных районах Бактханя.
Северные районы Чунгки (Нгеан, Тханьхоа) в первые два десятилетия также стали местом сильного повстанческого движения народности мыонг. Восстание, руководимое одним из племенных вождей, Куать Тат Тхуком, начавшись в 1808 г., продолжалось до конца правления Зя Лонга.
Выступления национальных меньшинств были выражением протеста горных народностей против более интенсивной экономической и политической эксплуатации их в интересах централизованного вьетнамского государства, проводившейся Нгуенами. Это задевало интересы как широких слоев населения, на которые падала основная тяжесть экономической эксплуатации, так и племенной верхушки, выступавшей против усиления политического контроля и ущемления их наследственных владетельных прав в результате установления более тесного контроля со стороны вьетнамской администрации.
На юге Чунгки наиболее сильной была борьба народности тхыонг (горные районы Куангнгая), длившаяся несколько десятилетий. Тхыонги, принимавшие в свое время активное участие в восстании Тэйшонов, с самого начала возбуждали недоверие двора, в связи с чем уже в 1803 г. кроме военных мер по «успокоению» положения в этом районе двор вынужден был прибегнуть к тактике раскола движения, подкупа руководителей, а также к «пропаганде авторитета двора»[489]. Подобные меры не раз принимались и в последующие годы, однако не приносили желаемых результатов. В течение долгого времени районы Куангнгая, заселенные тхыонгами, были вне контроля властей. В 1812 г. власти предприняли попытку организовать в относительно доступной местности около 30 военизированных поселений из числа вьетнамцев. В 1818 г. был предпринят такой исключительный шаг, как постройка специальных бамбуковых заграждений вдоль всего горного района провинции длиной около 150 км. Но даже и подобные, мероприятия не сломили упорства этих племен.
Крестьянские движения с начала столетия до середины 20-х годов характеризуются преобладанием восстаний в горных местностях, относительной кратковременностью и локальностью выступлений, пока еще весьма слабой связью движения горных народностей с антифеодальной борьбой вьетнамского крестьянства.
Основную категорию повстанцев составляли крестьяне, потерявшие землю. Острие классовой борьбы крестьянства было направлено против все возраставшей государственной и частной эксплуатации. Официальные документы того времени не содержат, как правило, каких-либо сведений о требованиях восставших, что в сочетании с широким использованием лозунга в поддержку династии Ле говорит о незрелости и расплывчатости идеологии крестьянской массы. Однако направленность действий восставших говорит сама за себя и ярко выражает классовую направленность движения. Как правило, восставшие громили волостные, уездные, а иногда и провинциальные центры, бывали случаи убийства представителей власти, пользовавшихся наиболее дурной славой, частыми были и случаи раздела имущества местных богачей.
Составляя основную движущую силу и массовую базу антифеодальных выступлений, крестьянство не являлось все же единственным их участником. Напротив, вьетнамские историки отмечают как характерную черту именно разнообразие социального и национального состава повстанческих движений XIX в.[490]. Так, во многих случаях руководители восстаний являлись выходцами из различных слоев чиновничества, деревенской верхушки, феодальной интеллигенции.
Идеологические мотивы повстанческих выступлений в ранний период представляют собой довольно пеструю картину. Здесь мы находим отдельные выступления приверженцев Тэйшонов (два выступления в начале столетия), несколько выступлений под лозунгами, носившими религиозную окраску, восстания под лозунгами восстановления династии Ле («Фу Ле»), что обусловливалось несколькими причинами. Отчасти это объясняется прямым участием в повстанческом движении потомков рода Ле. В среде феодального чиновничества и интеллигенции эти лозунги сохранили немалую популярность. Определенная идеализация старины — эпохи процветания вьетнамского государства в период правления ранних Ле—была одной из форм отражения недовольства существующим режимом и проявления антингуеновских настроений.
Последним из восстаний, предшествовавших периоду французских захватов, было восстание под руководством Као Ба Куата. Начавший свою карьеру как обычный мелкий служащий, но испытавший многие превратности судьбы, Као Ба Куат вступает на путь открытой борьбы против угнетения. Сохранившиеся произведения его литературного творчества (он является одним из известных поэтов XIX в.) дают возможность представить побудительные мотивы вступления на путь открытой политической борьбы наиболее радикальной части феодальной интеллигенции и низового чиновничества — явление, уже имевшее к XIX в. известную историческую традицию.
Као Ба Куат родился в 1809 г. в Зяламе (пров. Бакнинь), в 1831 г., успешно пройдя конкурс, получил конфуцианскую степень, к этому времени он приобрел весьма большую известность своим поэтическим творчеством. В своих стихах он с сочувствием рисует тяжелую жизнь крестьянина, обреченного на вечный каторжный труд и нужду, в них возникают образы разорившихся людей, вынужденных в голодный год продавать землю ростовщикам и торговцам, чтобы уплатить налоги («из хозяина стал слугой»). Он описывает в одном из своих стихотворений церемонию раздачи королевской милостыни толпам голодающих, возмущается беззастенчивым произволом вербовщиков солдат и сборщиков налогов. «Только кончается голод, как приходит буря, положение пострадавших никак не установится» — такова была безысходная оценка окружающей его жизни в этот период[491].
С течением времени, особенно после поездки в Индонезию, расширившей знания о внешнем мире, критическое отношение к окружающей его действительности еще более укрепляется. В частности, Као Ба Куат все более резко высказывается о конфуцианцах-начетчиках, оторванных от каких-либо жизненно важных дел, занятия которых он определял как пустую забаву («пережевывание жвачки строк и иероглифов»)[492]. Эти заключения были основаны и на личном опыте автора, сталкивавшегося с ограниченностью и формализмом конкурсной системы. Будучи творчески одаренной и одновременно граждански активной личностью, Као Ба Куат был лишен возможности действовать в соответствии со своими взглядами и способностями.
От призывов к «справедливому вершению правосудия» Као Ба Куат переходит к прямой критике двора, когда пишет о «зверях у власти, осыпанных серебром, носящих парчу, но покрытых позором перед родными местами»[493].
Као Ба Куату, как и многим другим представителям оппозиционных кругов феодальной интеллигенции того времени, была свойственна идеализация золотого, XV века истории своей страны, связанная с правлением Ле. Эти взгляды предопределили политические симпатии Као Ба Куата, обратившегося в период начатой им подготовки восстания и поисков знамени движения к некоторым уцелевшим от репрессий двора представителям рода Ле.
В 1854 г. Као Ба Куат, оставив свое место учителя, перебрался на родину, в провинцию Бакнинь, где обратился с призывом о восстании к друзьям и единомышленникам, нашедшим у них горячий отклик. В подготовке восстания участвовали и два члена семейства Ле — Ле Зуи Кы, формально занявший место главы восстания, и Ле Зуи Уан, выдвинувшийся в конечный период восстания[494]. Район предварительной агитации инициаторов повстанческого движения был довольно обширным, охватывая территории четырех провинций близ столицы (Бакнинь, Шонтэй, Хайзыонг, Хынгиен). Руководству восстанием удалось привлечь на свою сторону некоторое число военнослужащих Ханойского гарнизона и склонить к совместному выступлению двух вождей народности мыонг. В лозунге восставших содержался призыв к «изменению судьбы». Сам Као Ба Куат, пользовавшийся популярностью как в родной провинции Бакнинь, так и по месту преподавания в Шон-тэе, занимался составлением и распространением среди населения прокламаций, призывающих к восстанию, обличающих алчность чиновничества, содержащих агитацию за восстановление династии Ле. Это способствовало весьма широкому притоку крестьянства в ряды повстанцев, численность которых измерялась «тысячами». Ухудшение общего положения в Бакки в эти годы ускорило начало вооруженного выступления. В 50-е годы провинции Бакки стали подвергаться частым набегам китайских вооруженных групп, летом 1854 г. ряд равнинных провинций поразил неурожай из-за налета саранчи. Это совпало с приходом в Бакки массы голодных из некоторых пораженных засухой районов Центрального Вьетнама, в результате чего распространился массовый голод.
Летом 1854 г. отряды Као Ба Куата выступили из Бакниня и направились к Ханою. Не сумев занять Ханой[495], они захватили один из административных пунктов и до конца года вели бои с правительственными войсками, из месяца в месяц возраставшими засчет получения подкреплений из других районов страны. Для предотвращения дальнейшего распространения восстания были увеличены силы крепостных гарнизонов трех провинций (Шонтэй, Ханой, Ниньбинь) — по 500 солдат в каждой, издан указ о наградах за поимку Као Ба Куата.
В конце 1854 г. повстанческим силам был нанесен серьезный удар: в одном из боев у Шонтэя Као Ба Куат был убит, в плен попали три военачальника, сотни повстанцев. Но активная борьба других отрядов продолжалась до начала 1855 г., когда был схвачен и Ле Зуи Кы. Уцелевшие от разгрома повстанческие силы, возглавляемые Ле Зуи Уаном и Динь Конг Ми, оказывали упорное сопротивление в течение всего этого года. Восстание было окончательно подавлено лишь в 1856 г., после ареста руководителей, разгрома остатков повстанческих групп, жестоких репрессий по отношению ко всем, так или иначе поддерживавшим восстание.
Крестьянские повстанческие движения, продолжавшиеся в течение всей первой половины XIX в., охватывали временами значительные территории (две-три провинции), в ряде случаев тесно смыкались с борьбой горных народов. Тем не менее они не достигли уровня классовой борьбы крестьянства XVIII в. Большинство выступлений не захватило обширных районов страны, не преодолело локального характера. Причины их поражения крылись не только в неравенстве военных сил, недостатках организации, свойственной большинству крестьянских выступлений, и в непоследовательности поведения руководителей некоторых отрядов — выходцев из господствующих классов и племенной верхушки национальных меньшинств. По-видимому, на характере крестьянской борьбы XIX в. и на ее неблагоприятном исходе в целом сказалось и отсутствие радикальной, объединяющей крестьянство программы, подобной тэйшонской, что было связано с наличием в руководстве значительной прослойки выходцев из господствующих классов. Монархические лозунги, отвечая их политическим притязаниям и оппозиционным настроениям, не отражали крестьянских требований в области разрешения земельной проблемы. Тем не менее ожесточенность, упорство борьбы, длительность многих восстаний не могли не оказать воздействия на аграрную политику двора, в известной мере, хотя и ненадолго, смягчавшую остроту классовой борьбы вьетнамского крестьянства.