Внутриполитическое положение страны
Первые 20 лет XIX в. были временем активной и напряженной деятельности феодального государства по социальному и политическому упрочению победы над Тэйшонами. С 1801 по 1804 г. Зя Лонг провел все необходимые мероприятия по закреплению за собой императорского престола, создал высшие звенья гражданской иерархии, полностью укомплектованные преданными ему людьми. Естественно, что основная роль при этом отводилась военным кадрам.
Воссоздание феодальной государственной системы на базе единственной системы, которой оно располагало,— армии развивалось не по какой-то определенной программе, а в ходе решения серии задач, важнейшими из которых были задачи экономические.
Решение этих проблем в первые годы XIX в. выпало на долю военных, из которых наибольшим доверием Зя Лонга пользовалась группа чиновников, разделившая с ним тяготы скитаний во время бегства в Сиам в 1783 г., куда они были загнаны блестящими победами Тэйшонов. Они составили наследственное сословие заслуженных лиц, которым щедро предоставлялись императорские милости на протяжении всего царствования Зя Лонга.
Наиболее крупными сановниками в государстве стали полководцы Нгуен Ван Нян, Нгуен Ван Чыонг, Ле Ван Зюет, Ле Тят, Нгуен Ван Тхань. Все они выдвинулись во время антитэйшонских выступлений в Зядине и всей своей карьерой были лично обязаны императору. Несмотря на известные противоречия, возникавшие между военными чиновниками, пришедшими из Тхуанхоа вместе с Нгуенами, коренными помещиками Зядиня и главным образом бывшими чиновниками — сторонниками Тэйшонов (сдавшимися в ходе войны), все они до 1802 г. были объединены общей идеей антитэйшонской борьбы. И все-таки между ними уже тогда возникали конфликты, иногда весьма существенные для будущего. Нгуен Ван Тхань враждовал с Ле Ван Зюетом, Нгуен Дык Суан прямо обвинял бывшего Тэйшона Ле Тята в измене, находя поддержку у всего двора. Наметились политические союзы, которым суждено было играть важную роль на протяжении первой четверти XIX в. Ле Ван Зюет поддерживал Ле Тята, и им часто поручалось ведение совместных военных операций.
Примечательно, что Зя Лонг отказался от старого принципа назначения на высшие посты своих родственников, хотя, возможно, это было связано с почти полным уничтожением их Тэйшонами. В текущей работе на местах до воссоздания гражданской администрации армии помогали помещики, к которым Зя Лонг обращался еще перед походом на север. Помещики быстро заполняли вакуум власти, возникший вследствие того, что гражданский чиновник в областях, откуда удалось вытеснить Тэйшонов, был синонимом чиновника тэйшонского. Другой гражданской администрации север не знал, поэтому приход туда армии Зя Лонга в 1802 г сопровождался массовым сокращением чиновничьего провинциального аппарата. Восстановление аппарата феодального угнетения проводилось во многом новыми методами, упрощенными и гибкими одновременно, преимущественно на среднем и верхнем уровнях иерархии и руками военных из числа зядиньцев.
Правительство мало интересовалось структурными особенностями формирующегося феодального гражданского аппарата. Единственным обязательным принципом было использование военных кадров и военных методов в его высших звеньях. Притом необходимо учитывать и определенную европеизацию армейской организации в ходе войны с Тэйшонами, и массовость назначении низшего командного состава на гражданские посты.
В это же время последовательно осуществлялся перевод дипломированного чиновничества на жалованье, что в основных своих чертах было сделано к 1818 г. Жесткий режим экономии (отсутствие празднеств и др.), быстрая переориентация на неземледельческие источники доходов, бесспорное наличие средств, награбленных у Тэйшонов и конфискованных у их сторонников, активная поддержка со стороны купечества (главным образом китайцев) — все это дало определенные средства. При этом государство получало таким способом в основном деньги, а не рис, что привело с самого начала к переводу значительной части чиновников и солдат на денежное жалованье. Уже в 1803 г. все военные и гражданские чиновники севера были переведены на прожиточный минимум жалованья такого рода[417]. Для того чтобы на полученные деньги можно было купить рис, необходимо было максимально быстро возрождать Зядинь как рисовую житницу. Эту цель и преследовали отмена налогов в этом сравнительно благополучном месте на ряд лет и быстрая демобилизация именно зядиньских крестьян из армии[418]. То, что на первых порах Зя Лонг решал свои трудности за счет севера, объяснялось как необходимостью вознаградить свою старую социальную базу — зядиньских помещиков, так и пониманием того, что возрожденный богатый юг может скорее способствовать созданию мощной империи.
Включение в состав империи севера с его специфическими традициями, появление в администрации севера некоторого количества чиновников Ле, начало организации гражданской администрации — все это вызвало спор о том, какие традиции необходимо возрождать, чей опыт — Дангчаунга или Дангнгоая — должен лечь в основу создания империи. Даже среди южан, приближенных к Зя Лонгу, были сторонники реставрации по образцу Ле — Чинь. Их возглавлял Нгуен Ван Тхань. Возможно, именно как человек, которому были близки традиции Ле — Чинь, он и был назначен управляющим севера[419]. Полной противоположностью ему был маршал-евнух Ле Ван Зюет, тесно связанный с Зядинем и купечеством юга; близкие к нему позиции занимал Ле Тят. Было бы неправильно рассматривать Зя Лонга выразителем позиций феодалов какой-то одной части страны. Он стремился минимально обострять противоречия между двумя группами своих сторонников, оставляя их взаимные жалобы друг на друга, как правило, без последствий. В годы его правления постепенно усиливалось влияние уроженцев «старых областей» Нгуенов — центра и отчасти северян, хотя в своей практической деятельности Зя Лонг лишь в очень небольшой степени обращался к социальному опыту севера. Именно поэтому открытое столкновение произошло у него с лидером сторонников северных традиций. С небольшими вариациями с 1802 г. и до своей смерти в 1817 г. Нгуен Ван Тхань и его сторонники требовали восстановления общинного и условного чиновничьего землевладения[420]. Требования эти не оказали никакого влияния на политику правительства[421]. Не было принято никаких мер по ограничению частного землевладения; линия поощрения помещиков продолжалась. При составлении кадастра частные земли были юридически зафиксированы[422].
Обострение положения на севере и в центре в связи с крестьянскими восстаниями использовалось «консерваторами» для новых требований восстановления всевластия феодальной бюрократии, прекращения политики поощрения помещиков и купцов. Они требовали насильственного закрепления крестьян в деревнях, в то время как правительство просто облагало их налогами на новом месте проживания. Тогда в 1810 г. правительство нанесло решительный удар по «консерваторам», их лидер Нгуен Ван Тхань был снят с поста наместника севера и переведен на почетный, но маловажный пост в столице[423].
Посылка Ле Тята на север и принятие энергичных мер по подавлению восстаний привели к тому, что в 1810—1812 гг. они постепенно идут на убыль. Сменив Нгуен Ван Тханя, Ле Тят выяснил, что восстановление добрых старых порядков при Нгуен Ван Тхане сопровождалось ростом коррупции, крупных хищений, в том числе со стороны самого Нгуен Ван Тханя[424].
С момента перевода Нгуен Ван Тханя в столицу обостряются споры при дворе, но здесь «консерваторы» не получили почти никакой поддержки. В этой ситуации группировка Нгуен Ван Тханя решает действовать там, где у нее была какая-то социальная база, т. е. на севере. Возникает заговор, в котором принимают участие и остатки сторонников Ле в Бактхане[425].
Зя Лонг, верный своей осторожной политике, не торопился с решительными мерами, но, когда к 1815 г. стало очевидным, что «консерваторы» не пользуются почти никакой поддержкой в столице, были приняты жесткие и решительные меры в отношении руководителей заговора. Все они были казнены, Нгуен Ван Тханю было приказано покончить с собой[426]. Чрезвычайно важно, что в решении динь тханов он был обвинен наряду с покровительством бунтовщиков и в подаче пристрастных и недостойных докладов[427]. Таким образом, прямо было сказано, что Нгуен Ван Тхань был осужден за свою политическую программу, которая была объявлена преступной, а не только за связь с бунтовщиками. Обращает на себя внимание то единодушие, с которым высшая администрация и двор выступили против Нгуен Ван Тханя; основным его противником был Ле Ван Зюет[428]. Вряд ли это можно объяснить только раболепным заискиванием перед императором, тем более что Нгуен Ван Тхань в течение трех лет открыто высказывал свои взгляды, не подвергаясь никаким репрессиям. Верхушка администрации в 1815 г. явно состояла из сторонников реалистической политики. Примечательно, что после воцарения Минь Манга мы не видим у власти в столице ни одного из этих людей.
Острой проблемой последних лет правления Зя Лонга был вопрос о наследнике престола. После борьбы победила кандидатура будущего Минь Манга, достигшего уже 30-летнего возраста, четвертого сына Зя Лонга, объявленного наследником за три года до смерти отца[429]. Поскольку с первых же дней своего правления он показал себя последовательным сторонником консервативной политики, начал реализацию многих требований Нгуен Ван Тханя, резко порвал с соратниками отца, можно считать, что его взгляды сформировались еще до воцарения, так как с самого начала он правил самостоятельно, не находясь ни под чьим влиянием и опекой. Зя Лонг, бесспорно, сознавал, что сын попытается пересмотреть его политику, и буквально на смертном одре, к которому помимо членов семьи Нгуенов были приглашены лишь Ле Ван Зюет и Фам Данг Хынг, вручил бразды правления сыну, а власть над югом — Ле Ван Зюету. Трудно сказать, помешало ли Минь Мангу сместить Ле Ван Зюета то, что последний был назначен его умирающим отцом формально уже при власти самого Минь Манга, или он не имел для этого сил, однако замысел Зя Лонга удался: на протяжении значительного периода своего царствования Минь Манг не имел возможности проводить консервативную политику на большей части территории своей страны. Если учесть, что севером до 1826 г. правил единомышленник Ле Ван Зюета — Ле Тят, то можно считать, что Зя Лонг оставлял после своей смерти достаточно уравновешенную систему.
1820—1830 годы были во внутренней политике временем попыток восстановления старой структуры класса феодалов на новой социальной базе. Но попытки такого рода с самого начала не ставили себе целью изменение социальной базы. О ликвидации частных земель и помещиков, восстановлении общинных земельных отношений, реальном отказе от жалованья никто не помышлял, кроме отдельных ярых «консерваторов». Методом проб и ошибок феодальная верхушка убеждалась в невозможности полного восстановления старой структуры власти на новой социальной базе, и поскольку базу изменить было невозможно, то медленно и постепенно менялась сама структура. На практике это изменение реализовалось в ходе борьбы двух групп — «реалистов» и «консерваторов». Верховную власть постепенно захватывали «консерваторы», но параллельно в их политике все больше появлялись элементы реализма. Носителями реалистических тенденций были крупные сановники — наместники времен Зя Лонга (Ле Ван Зюет и Ле Тят) и зядиньцы вообще. Носителями консервативных тенденций — столичная администрация Фусуана, верхушка чиновничества центрального аппарата в столице и старое кадровое гражданское чиновничество из северян. Во главе «консерваторов» стоял сам Минь Манг, бесспорно крупнейший политический деятель того времени.
Первоначально борьба шла между двумя этими группами, на позднем этапе она приняла характер междоусобной войны. Но даже военная победа императора в 1835 г. (подавление восстания сторонников Ле Ван Зюета на юге) не означала прекращения борьбы двух указанных тенденций и соответствующих групп. После воссоздания регулярной гражданской провинциальной администрации и по мере провала наиболее крупных консервативных начинаний или реализации их негативных последствий провинциальная администрация, тесно связанная с практическим положенем дел в стране, начинает выступать, правда в новых формах, против линии «консерваторов».
В сфере экономики для первой части периода (1820—1827) были характерны попытки ослабить экономическую роль помещиков при помощи их социального притеснения и экономического ограбления, одновременно увеличив численность и расширив власть феодального чиновничества. Но попытки эти были еще сравнительно робкими и проводились только в центральной части страны, поскольку на севере и на юге сидели сторонники реалистической политики, практически независимые при решении внутренних проблем.
Сокращался общий объем денежного жалованья, куаны переводились на рисовое жалованье. Феодальное чиновничество стремилось изъять у купцов и промышленников наиболее выгодные сферы предпринимательской деятельности и поставить их под контроль «экономических» чиновников. Этой цели служило частичное установление государственной монополии на торговлю рисом, сахаром и пр., усиление регламентации в торговле и предпринимательстве, сужение сферы свободного предпринимательства в горнодобывающей промышленности. Особое место занимал отказ от политики поощрения денежных отношений и отказ от поощрений в горнодобывающей промышленности, чьи продукция материально обеспечивала развитие денежного обращения.
Уже эти первые годы показали, что ряд консервативных начинаний сводится на нет экономическими реальностями; в частности, регулярная замена налогового риса деньгами (при плохих урожаях) требовала больших масс денег. Проведение этой политики стало нарушать с трудом установившуюся экономическую систему начала XIX в., в которой важными факторами были денежное жалованье чиновников и товарный рис помещиков, и не замедлило сказаться в наиболее бедной части страны — на севере и в Тхань-хоа — Нгеане, которые не снабжались в отличие от столичного района рисом из Зядиня. Здесь участились голодовки. Более частыми, чем раньше, и более затяжными стали крестьянские восстания. Напряженное, хотя и стабильное положение первых десятилетий стало быстро ухудшаться в ответ на попытки усиления феодально-бюрократической эксплуатации в деревне (дополнительно к помещичьей) и ограничение предпринимательской деятельности на шахтах. В сочетании с широким престижным строительством, увеличивающимися расходами на растущий чиновничий аппарат и малоэффективным ирригационным строительством в перенаселенных районах это привело к острой нехватке денежных средств, отказу от широких налоговых льгот, дальнейшему усилению налогообложения во всех областях. В богатом и практически независимом Зядине ухудшения экономического положения не ощущалось. В снабжавшемся им столичном районе ухудшение экономического положения стало ощущаться значительно позднее. Но на бедном севере, где часть экономической программы Минь Манга все-таки осуществлялась, и особенно в Тханьхоа и Нгеане, где она проводилась полностью, это ухудшение стало ощутимым. Особенно все указанные явления стали заметны с 1823г., когда «консерваторы» во главе с Минь Мангом полностью устранили из столичной администрации сторонников более гибкой политики.
К чему же сводились конкретно экономические изменения этого периода, в целом связанные с попыткой восстановления старых норм? Рассматривая их, необходимо учитывать, что проведение политики восстановления отживших форм социально-экономических отношений было следствием заранее продуманной политики консервативной части феодальной верхушки, возглавляемой Минь Мангом. Все мероприятия этого рода начались сразу во всех областях в 1820 г., они расширялись и усиливались по мере сокрушения политических противников «консерваторов».
В сфере рынка, купечества и денежного обращения имели место децентрализация денежного хозяйства, отказ от изготовления средних серебряных денежных номиналов, усиление регулирующей роли государства на рисовом рынке, усиление налогообложения торговцев и промышленников и попытки заменить купеческую торговлю рисом завозом государством денег на юг и встречными казенными поставками риса в центр. Но одновременно еще проводились и мероприятия, связанные со старой политикой Зя Лонга: периодическое снижение налогов на рисоторговцев, поощрение внешней торговли, расширение общего объема денежного жалованья.
В целом по мере приближения к концу этого периода реакционные мероприятия все больше преобладали над реалистическими. На 1824—1826 гг. приходился ряд запретов на экспорт, введение государственной монополии на свинец, резкий рост непроизводительных расходов на содержание императорского двора и столичного чиновничества (с 1823 г.) и, что особенно важно, постановка под государственный контроль как объединений торговцев и ремесленников, так и отдельных предпринимателей[430]. К 1826 г. становится совершенно очевидным стремление ограничить сферу денежного обмена и изъять у купечества торговлю наиболее массовым предметом потребления — рисом. С этой целью в районы, производящие рис, централизованно завозилось большое количество денег, закупленный на них рис перевозился, но уже в рамках государственных перевозок, теми же купцами, причем с низкой оплатой. Эти казенные перевозки, по признанию современников, были гораздо менее эффективными. Одновременно предпринимались попытки восстановить древнюю систему резервных рисовых складов (традиционно связанную с большими потерями риса) и тем самым еще более сузить сферу торговли рисом. Еще одним ударом по купцам с целью увеличить доходы как феодального чиновничества в целом, так и отдельных его представителей было начало борьбы с выгодной для купечества системой откупов, вначале только на таможнях. Все это ухудшало экономическое положение и не позволяло в случае неурожая и голодовок гибко маневрировать имеющимся рисовым резервом, который к тому же постоянно уменьшался, а необходимость маневрировать в то время была чрезвычайно острой. За эпидемией 1820 г., унесшей 200 тыс. жизней, последовали три года (1821, 1822, 1824) с засухой и голодом везде, кроме юга[431]. Естественное регулирование рисового рынка в эти годы было затруднено финансовой политикой Минь Манга, в которой непонимание законов денежного рынка сочеталось с рядом откровенно реакционных установок. Стройная и относительно современная денежная система времени Зя Лонга, основанная на крупных и средних серебряных номиналах, медных деньгах, имевших самостоятельную стоимость, и цинковых деньгах, имевших номинальную стоимость, стала быстро распадаться. Наивная вера Минь Манга в то, что для нужд народа достаточно традиционных медных денег, что серебро нужно лишь для больших выплат «большим людям», а цинковые деньги есть временное средство выхода государства из трудных финансовых ситуаций[432], пришла в противоречие с тем обстоятельством, что отказаться от регулярной выплаты огромных сумм жалованья и от получения таких же сумм в виде налогов, особенно в неурожайные годы, феодальное государство не могло. Если же денежная система была в расстройстве, то эти неизбежные массовые денежные операции влекли за собой большие убытки с обеих сторон. А это расстройство началось с первых же лет правления Минь Манга. Оно было как следствием спесивого презрения сановников к «купчишкам», что повлекло за собой конфликт и с предпринимателями и с торговцами цинком, так и следствием пренебрежения к законам денежного обращения, что выражалось в периодическом разрешении обращения всех видов денег, включая тэйшонские, и в консервативном недоверии к широкому обращению серебра. В непосредственной связи с этим находились и пренебрежение к регулярной добыче соответствующих металлов, навязывание меди вместо серебра и, наконец, порча качества слитков драгоценных металлов, основанная на непонимании чиновниками (но не купцами) различия между долей благородного металла в слитке и его номинальной стоимостью.
Но в целом реализация консервативной программы в первой половине 1820-х годов лишь начиналась, поскольку значительная часть верхушки феодального аппарата и его среднего звена была сторонниками Зя Лонга. 1820—1822 годы были временем массовой замены военных, в основном зядиньцев, гражданскими чиновниками, главным образом из центра и с севера. В 1821 —1822 гг. была проведена замена высших сановников в столице, к власти приходят как новые люди из числа «консерваторов», например Нгуен Данг Туан, так и переметнувшиеся ветераны Зя Лонга: Нгуен Хыу Тхан, Чинь Хоай Дык и Фам Данг Хынг. Значительной властью в этот переходный период пользовались нейтральные политики времен Зя Лонга, такие, как Нгуен Ван Нян и Нгуен Дык Суан, влияние которых, однако, быстро падало.
В эти же годы начинается борьба, пока еще не в острой форме, с наиболее последовательными сторонниками реалистической линии, прочно закрепившими за собой север и юг,— Ле Тятом (север) и Ле Ван Зюетом (юг).
Дальнейшее развитие внутренней жизни Вьетнама этих лет происходило в условиях затяжных крестьянских восстаний, размахом и длительностью резко отличавшихся от крестьянских выступлений периода правления Зя Лонга. Основными очагами восстаний в это время были Тханьхоа и Нгеан[433], в меньшей степени — горные районы севера. Они, естественно, обостряли внутриполитическую обстановку в стране в 1823—1826 гг., ознаменовавшуюся совершенно новой расстановкой сил на политической арене: «консерваторам» в столичной верхушке резко противостояла гражданская и военная верхушка севера и юга, ставшая практически полунезависимой. В самом центре постепенное оттеснение военных от власти сопровождалось формированием политически пассивной группы чисто военных лидеров, лояльных по отношению к Минь Мангу и могущих в перспективе быть противопоставленными военным лидерам севера и юга. В этих условиях в 1824 г. развивается открытый конфликт императора с Ле Ван Зюетом и Ле Тятом, в ходе которого выяснилось, что править без них практически невозможно: их совместная просьба об отставке[434], которой, по словам источника, они «пугали» императора, удовлетворена не была. Видимо, император действительно испугался, так как до конца жизни каждый из них оставался реальным правителем своих областей. При этом два этих лидера постоянно координировали свою политику. Особенно ярко проявился конфликт в 1825 г., когда правительство было почти полностью очищено от ветеранов и к власти пришли совершенно новые лидеры, такие, как Фан Хюи Тхык, Чыонг Ван Минь, Хоанг Кюинь и др.[435]. В связи с этой сменой руководства необходимо отметить такую особенность политической жизни Вьетнама, как отсутствие постоянных лидеров, кроме императора. Таким образом, в это время основная борьба — это совместная борьба севера и юга против центрального правительства.
Что представляли собой Ле Ван Зюет и Ле Тят, какова была их политическая программа и социальная база, к чему они стремились и чего успели добиться, в чем была их сила, в чем была их слабость? Прежде всего необходимо сказать, что оба лидера были крупные политические деятели, ближайшие соратники Зя Лонга, последовательно проводившие его политику гибкого учета социально-экономических реальностей, отказа от полного восстановления норм феодально-бюрократического государства, политику опоры на помещиков и отчасти на купцов и горнопромышленников (без которых невозможно было решение финансовых проблем того времени). Различия же между ними были скорее всего различиями их экономической и военно-политической базы (бедный север с сильной прослойкой феодальной бюрократии и богатый помещичий юг с преобладанием военного чиновничества), а также различиями их личного опыта и темперамента: опытный и осторожный политик и полководец — евнух Ле Ван Зюет и обязанный всему своим личным качествам, блестящий и темпераментный военачальник, бывший тэйшон Ле Тят, особняком стоявший и в окружении Зя Лонга из-за своего тэйшонского прошлого[436]. Источники неоднократно напоминают о единстве их политической программы, об объединении их в одну «партию», и есть все основания считать, что многие высказывания более резкого Ле Тята отражают общую линию их поведения, тем более что многие намерения Ле Тята не могли быть реализованы без помощи Ле Ван Зюета. И, наконец, существенно то, что критика Ле Тята как политического противника императора началась лишь девять лет спустя после смерти Ле Тята, когда умер и Ле Ван Зюет и было практически подавлено восстание Ле Ван Кхоя на юге[437]. Очевидно, что Ле Ван Зюет препятствовал критике их общей политической программы.
Борьба двух этих политических лидеров с императором Минь Мангом выражалась в следующем: они подавали взаимно согласованные протесты против тех или иных мероприятий «консерваторов» и свои собственные предложения, шедшие вразрез с мероприятиями Минь Манга; самостоятельно назначали и смещали практически всех чиновников во вверенных им областях и даже требовали пересмотра соответствующих решений императора; предпринимали коллективные демарши, оказывая давление на императора; присвоили себе всю полноту власти, вплоть до права смертной казни[438]; оба публично признавали право смены императора и относительность императорской власти, причем Ле Тят прямо требовал дать ему на усыновление одного из принцев, что придало бы выступлению оппозиционеров черты легитимности. И, наконец, самое важное: на протяжении правления Ле Тята на севере и Ле Ван Зюета на юге они выполняли общеимперские приказы и распоряжения лишь в той мере, в какой это соответствовало их политической программе. Наиболее ярким проявлением этого были посылка Ле Ван Зюетом посольства в Англию (которое не сумело добраться до места назначения) и обмен посольствами с Бирмой[439]. Это было явным покушением на прерогативы императора, но еще более явным покушением был план Ле Тята — насильственное свержение ближайших сотрудников императора Чинь Хоай Дыка и Нгуен Хыу Тхана при помощи прямой демонстрации при дворе. При этом оба наместника регулярно принимали у себя представителей императора, но обычными следствиями такого рода поездок были сообщения императору о том, что Ле Тят «сидит на императорском месте», или о том, что Ле Ван Зюет «строит себе мавзолей». Император обижался, но сделать ничего не мог. И при этом он отказался принять их отставку, поскольку за ними стояла сила. Что же это была за сила? На юге это были зажиточная часть крестьянства, помещики, армия, администрация и купечество Зядиня. На севере положение было иным. Основную опору Ле Тята составляли армия и преданные ему кадры администрации. Это было гораздо меньше того, чем располагал Ле Ван Зюет на юге, но это было и единственным, чем располагала здесь династия Нгуенов вообще.
1827 год был определенным рубежом в развитии страны. Смерть Ле Тята и подчинение севера центральному правительству расширили социально-экономическую базу консерваторов, что повлекло за собой, с одной стороны, дальнейшее укрепление центральной власти, с другой стороны, обострение социальных конфликтов.
С 1836 г., после победы в междоусобной войне и подавления основных очагов восстаний вьетнамских крестьян на севере и в Тханьхоа — Нгеане, противостояние носителей двух тенденций в феодальной верхушке («реалистов» и «консерваторов») утратило характер открытой борьбы. В то же время явный неуспех проведения консервативной политики на севере и восстания там, а также отказ от радикальной аграрной перестройки юга окончательно показали невозможность последовательного проведения консервативной политики. Поиски выхода из противоречия между новой социально-экономической базой и старой формой организации феодального государства получили характер практических решений тех или иных конкретных задач в рамках, более близких к реалистической линии, ибо иных путей во вьетнамском обществе XIX в. не было. Говорить о возвращении к реалистической политике первых десятилетий нет никаких оснований, но и консервативных решений в это время в аграрной политике феодального государства было не много. В немалой степени этому способствовали результаты реакционных экспериментов Ву Суан Кана и Нгуен Конг Чы, когда была предпринята попытка противопоставить общей тенденции провинциальной администрации к гибкой политике на местах образцы последовательно проводимой консервативной линии в местном управлении[440]. Результаты этих реакционных экспериментов в Куангиене в 1833—1839 гг. и в Биньдине в 1839— 1841 гг. были плачевны и во многом определили на долгое время нежелание центральной администрации вмешиваться в ту сферу, которую она торжественно объявила основной,— в земледелие.
Конец 20-х — середина 30-х годов XIX в. были временем острой политической борьбы, шедшей на фоне быстрого роста многочисленных крестьянских выступлений на севере и в Тханьхоа — Нгеане. Крестьянство экономически и социально ощущало возвращение государства к системе двойного гнета — феодалов-чиновников и помещиков,— который был основной причиной восстания Тэйшонов. Можно предполагать, что уход с поста, болезнь и смерть Ле Тята послужили сигналом к восстанию Фан Ба Ваня не только потому, что не стало опытного и авторитетного военного феодального лидера, но и потому, что сразу началось восстановление ненавистных крестьянам старых порядков. Экономические трудности, крупные крестьянские восстания обострили в эти годы борьбу среди политических лидеров в правительстве. Столицу потрясали непрерывные смены и перемещения высших чиновников. Полный разгон по чисто политическим соображениям всей администрации Ле Тята на севере (за «неуважение законов», т. е. за невыполнение распоряжений Минь Манга) не мог не ослабить феодальной власти на севере, что повлекло за собой новое усиление крестьянских восстаний. Восстание Фан Ба Ваня было принципиально новым явлением. Впервые после восстания Тэйшонов возникла территория, долгое время контролируемая восставшими крестьянами. Но правительство Хюе поставило в эти годы задачу борьбы со своими политическими противниками в стане феодалов на первое место. В ущерб качеству управления севером был отменен пост наместника всего севера, что резко снизило эффективность руководства[441]. Тогда же военные функции начали передавать гражданским чиновникам, что было полным отказом от административных традиций Нгуенов вообще и Зя Лонга в частности[442]. Одновременно в министерства назначаются по нескольку министров сразу, в то же время один министр мог вести дела нескольких министерств. Это понижало компетентность руководства в министерствах, усиливало власть императора и мешало текущей работе. Еще в 1827 г. была сделана попытка подчинения Зядиня путем замены там кадров и последующего увеличения вывоза риса из Зядиня. Попытка эта провалилась, и с тем большим рвением консервативные сановники и Минь Манг обрушились на еще сохранившихся в центральном аппарате ветеранов Зя Лонга, массами переводя их детей и родственников в категорию крестьян. Продолжалась централизация государственного аппарата. Был создан придворный совет (ной как), который должен был выполнять функции премьер-министра, но в силу отсутствия в своем составе высших чиновников не представлял опасности для императора[443]. Начало 1830-х годов ознаменовалось завершением смены администрации на севере и разрастанием конфликта с Зядинем по целому ряду вопросов. Но до самой своей смерти в 1832 г. Ле Ван Зюет сохранял возможность прямого давления на императора. Смерть же Ле Ван Зюета превратила многолетний конфликт феодалов юга с императором в открытое столкновение. 18-го числа пятого месяца 1833 г. ночная атака 60 солдат при поддержке пяти слонов привела к свержению наместника императора, назначенного на место Ле Ван Зюета[444]. Власть на юге без боя перешла к приемному сыну Ле Ван Зюета, дальнему родственнику Нгуенов — Ле Ван Кхою. Началась трехлетняя война феодалов юга с центральным правительством, война, исход которой вначале вряд ли казался кому-либо предрешенным. Широчайший размах восстания на севере, один из лидеров которого был тестем Ле Ван Кдоя, и затянувшаяся война в Камбодже привели к тому, что императору пришлось бросить в бой свою личную гвардию. Но большинство военных и политических лидеров оказали поддержку Минь Мангу, а разрозненные выступления на севере так и не слились в единое мощное восстание. Это позволило взять часть войск с севера и сравнительно быстро оттеснить войска Ле Ван Кхоя в г. Зядинь (Фиенан), Связь с морем, большие запасы продовольствия и денег, а также бесспорная поддержка части жителей города позволили Ле Ван Кхою в течение двух лет удерживать город. Определенную поддержку вначале он имел и у сельского населения в Зядине, где в 1834 г. представителям центрального правительства так и не удалось собрать налоги[445]. Локализация восстания в Зядине позволила перебросить часть войск обратно на север и подавить там восстания крестьян и горожан Ханоя.
Поддержка боеспособной армии дала возможность не только осаждать и штурмовать Фиенан и подавлять восстания на севере, но и вести активные боевые действия в Камбодже и лаосских княжествах. В 1832—1835 гг. затяжные крестьянские восстания были постоянной реальностью внутриполитической жизни Вьетнама, и власти ограничивались их локализацией. Это позволило выделить войска для войны в Зядине и за пределами страны, но имело далеко идущие отрицательные последствия для феодалов на севере, где значительная часть крестьянства успела побывать в повстанческих отрядах и хранила их традиции, что значительно облегчало восстания последующего периода. Наиболее дальновидные продолжатели «реалистической традиции», среди которых в это время выделяется Нгуен Данг Зяй, прямо предлагали восстановить помещичьи дружины и передать помещикам эффективную власть на местах, но политическая близорукость и традиционное недоверие к помещикам как к социальной силе привели к тому, что динь тханы и двор отвергли это предложение. В немалой степени спокойствию правительства Минь Манга и консерваторов в целом способствовал тот факт, что к середине 1835 г. восстания пошли на убыль.
Вторая половина 1830-х годов отмечена продолжением последовательной консервативной политики в деревне и в сфере феодальной эксплуатации и частичной либерализацией торгово-предпринимательской сферы. Усилились меры по экономическому ущемлению помещиков; в Биньдине и частично в Зядине конфисковались частные земли.
Однако в 1839 г. практически все чиновничество было переведено на денежное, отчасти рисовое жалованье[446]. Этому способствовали довольно энергичные меры по восстановлению горнодобывающей промышленности, сопровождавшиеся отказом от ряда консервативных положений прошлого: частичное восстановление откупа шахт, повышение заработной платы шахтерам и десятникам, посылка на шахты в качестве «экономических» чиновников наиболее ответственных и способных администраторов из столицы[447]. Для восстановления рынка на один год были отменены все налоги на торговлю; фактически запретительные пошлины предыдущего периода заменены традиционной пошлиной — 1/40[448]; пытались расширить золотое и серебряное обращение, соотнести стоимость денег с реальным содержанием металла[449]. Но проведение этих мероприятий явно было не реализацией программы какой-то группы сановников, а скорее попытками улучшить способы феодальной эксплуатации. Параллельно осуществлялось проведение целого ряда архаических мер. Последнее во многом было обусловлено тем, что проводили эту политику, бесспорно, господствующие с середины 1830-х годов консервативные лидеры, ведущая роль среди которых принадлежала Чыонг Данг Куэ, Ву Суан Кану, Ха Зуи Фиену, Данг Ван Тхиему и др.
Конец 1830-х годов для консервативной феодальной верхушки Вьетнама казался временем внутриполитической стабильности и внешнеполитического могущества. Страна была торжественно переименована в Дайнам[450]. Прекратились крестьянские восстания, затихла борьба феодалов в стране и при дворе. Влияние Дайнама, казалось, с каждым днем крепло в Камбодже и лаосских княжествах.
Ничто не предвещало новой полосы экономических и социальных трудностей, когда в 1840 г. умер, добившись, казалось бы, всех поставленных перед собой целей, император Минь Манг.
40-е годы XIX в. стали заметной вехой в историческом развитии Вьетнама. Именно в это время, когда острота аграрного кризиса временно спала в результате регулярной эксплуатации Зядиня и сравнительного упрочения положения на севере и в центре, при политической стабильности внутри страны, стали очевидны органические пороки той системы эксплуатации в экономических, социальных и политических сферах, которую навязывала стране в течение 20 лет феодальная верхушка руками центрального правительства. Если в предшествующий период ряд провинций центра не был в состоянии прокормить свое собственное чиновничество, то сейчас это положение распространилось на весь центр и большую часть севера. Практически большая часть прибавочного продукта в этих частях страны шла помещикам, отстраненным от политической власти. Феодальное же чиновничество, центральное правительство и армия фактически существовали за счет враждебного им Зядиня. В этих условиях центральное правительство утрачивает заинтересованность в повседневном руководстве большей частью страны, что ярко выражается в отказах реагировать на насущные проблемы провинций, которые пытается отстаивать провинциальная администрация. В провинциях складываются устойчивые, долго не перемещаемые кадры администрации, которые порой яростно спорят с центром, не подвергаясь при этом репрессиям. Столица вяло реагирует на импульсы с мест, и даже крупнейшие принципиальные решения (признание развала общины и отказ от ее использования в качестве фискальной единицы) принимались в рабочем порядке и занимали очень небольшое место в повседневной деятельности министерств и ведомств. Об ослаблении связей между центральной администрацией и провинциями ярко свидетельствует высказывание нового императора, Тхиеу Чи (1841 — 1848), о том, что в докладах, присылаемых из провинций, не говорится ни о каких делах. «Или в Поднебесной нет никаких дел, достойных упоминания?»[451] Предельно ясным становится противопоставление провинциальной администрации центра и севера (и тем более юга) центральному правительству, которое отказывается от проведения даже консервативных мероприятий.
Немалую роль в распаде стройного административного здания, созданного Минь Мангом, сыграла деятельность плохо контролируемого и безответственного цензората; его противоречивые высказывания и рекомендации хотя и не оказывали большого влияния на течение дел, но заметно обостряли положение при дворе и в столице, тем более что зачастую критике подвергался император, порой по пустяковому поводу[452]. Намечается не только совершенно очевидное ослабление влияния столичной администрации на дела провинций, но и ослабление власти императора в столице.
Здесь также сложились устойчивые группы феодальных лидеров со своими программами; они, как и усиливающийся цензорат, все меньше считались с мнением императора. Чрезмерно разросшийся императорский дом также принимал все более активное участие в делах управления, внося в них сумятицу и разнобой. Все это сопровождалось падением дисциплины столичного чиновничества, неисполнительностью, пьянством и т. д. Налицо очевидный упадок власти, сыгравший немалую отрицательную роль во время войны с Францией. Растущая самостоятельность провинциальных властей не могла не сопровождаться заметным возрождением торговли и купечества, некоторым оздоровлением денежного обращения, но горная промышленность находилась в упадке, аграрная ситуация в центре и на севере была явно ненормальной, количество риса и земли на душу населения падало, большие военные затраты были напрасными. Все это показывает, что восстановление архаической системы гражданского управления в ее законченном виде, при котором высшее ее звено (столичное чиновничество) порождало и пыталось реализовать консервативные идеи, оказалось исторически оправданным применительно к средним и низшим звеньям, т. е. к провинциальной администрации. Эта администрация все более сознавала свое тождество с интересами помещиков и слившегося с ними низшего недипломированного чиновничества (лай зить) и последовательно проваливало все попытки социального ущемления помещиков. Архаичность и избыточность консервативного столичного чиновничества становятся полностью очевидными в это время, и уже раздаются призывы если не к ликвидации этой группы, то к полному изменению ее персонального состава.
Важнейшими событиями были в 40-х годах постепенный отказ от опоры на общину в ряде районов страны и требования перехода к налогообложению конкретных городов, деревень и даже отдельных хозяйств. Об этом свидетельствует доклад генерал-губернатора Шонтэя — Хынгхоа — Тхайнгуена: «Крестьяне в общинах и деревнях большей частью зовутся жителями одной общины, но жители, общинные дома, пагоды, земли — все у них отдельное, у них нет родственных чувств по отношению к соседям и родственникам; есть места, где в настоящее время одна община разделена на две деревни либо на три, четыре, пять деревень, а так как земли было то больше, то меньше, крестьянское население то густое, то редкое, поэтому и солдатская повинность была то тяжелая, то легкая и налоговые сборы то большие, то маленькие. Что касается обычаев народа, то (крестьяне. — Авт.) постоянно делились на группы, а по записным книгам — это одна община. Например, одна деревня — густонаселенная и богатая, а вторая и третья — редконаселенные и бедные либо вторая и третья — густонаселенные и богатые, а первая — редконаселенная и бедная. Если же компенсацию за бегство солдат и налоговые недоимки собирать одинаково со всей общины, то, поскольку земля и общинники (имущественно) совершенно разные, одна деревня колеблется и не хочет страдать из-за другой деревни. Если же заставляют одну деревню нести повинность, то ясно видно, что она окажется в бедственном положении и не сможет этого вынести; вот и получается, что одна деревня бежит (пустеет), а вторая и третья деревни тоже разбегаются вслед за ней».
В связи с этим генерал-губернатор просил: «В тех общинах, где население, общинные дома, пагоды, земли — все раздельное (например, община Бошон — две деревни Бошон и Кхале и т. д.), то там оставить старое название общины, а затем четко вписать в списки, каким деревням принадлежат эти земли, каким общинникам принадлежат эти земли, для того чтобы приводить в качестве свидетельства при расследованиях»[453].
В эти годы продолжается экономическое усиление помещиков, которому уже никто не пытался препятствовать. Продолжается и их конституирование в качестве ранговых феодалов (покупка феодальных рангов). Быстрыми темпами идет расслоение деревни, несмотря на отсутствие крупных голодовок, продолжается самовольный уход из деревень. Деревня перестает быть основой традиционной административной организации; служба за деньги одних вместо других настолько широко распространилась, что появились предложения о признании практически профессионального характера армии, ее соответственном резком уменьшении с привлечением в случае необходимости ополченцев, прошедших лишь обязательное военное обучение.
В стране сокращались проверка и контроль общинных списков. Резко упрощается процедура исключения умерших из списков[454], признается право на заклад и аренду общинной земли без ограничения срока, государство отказывается от контроля за арендой[455]. Государственные монополии сохраняются только по отношению к второстепенным сельскохозяйственным культурам, заметно уменьшается казенный завоз риса в различные районы страны, сокращается строительство дамб. Регулярно уменьшаются годовые налоги, в чем немалую роль играет то обстоятельство, что широчайшее использование зядиньского риса уже не сопровождается (в отличие от времени Ле Ван Зюета) регулярной отправкой больших сумм денег на юг. Усиленное использование экономических ресурсов Зядиня, возможно чрезмерное, дошло до того, что порой приходилось временно снижать налоги и в Зядине.
Финансовые проблемы продолжали оставаться сложными и запутанными. Объем денежной массы рос параллельно росту числа населения, но структура ее была архаической, преобладала медь, а не серебро и золото. В стране продолжалась острая нехватка серебра, рыночная стоимость которого была в 3 раза выше официальной[456].
В налоговом деле и выплате жалованья деньги играли ведущую роль, тем более что государство постепенно возвращалось от массовых перевозок денег к использованию рынка и купцов. О неэффективности таких перевозок свидетельствует то, например, что во время одной перевозки крупной суммы денег из столицы в Ханой четвертая часть этой суммы была разворована. В сфере налоговой эксплуатации помимо высокой роли денежных налогов необходимо отметить отказ от малоэффективных усилий в деле налогообложения горцев и китайцев, а также регулярное временное снижение налогов как вследствие неурожаев, так и при очень больших урожаях из-за перегрузки рисовых складов.
Был сделан ряд уступок купечеству, что повлекло за собой быстрый рост торговли с самого начала 1840-х годов. Этими уступками являлись как периоды беспошлинной торговли, сокращение числа внутренних таможен, так и возвращение к системе аренды таможен купцами.
Немалую роль во всем этом играла борьба ряда провинциальных лидеров за интересы купечества. Они настолько тесно связали себя с интересами купечества, что один из них был назван «проповедником коварных купцов» за высказывание о том, что «земля и небо породили имущество не для государства, а для народа и нужно поощрение, чтобы люди, выставляющие товары и занимающиеся торговлей, тоже в равной мере пользовались выгодой»[457]. Но было бы неверно говорить о политике поощрения купечества, хотя правительству было ясно, что с купечеством нельзя не считаться. («Если в местах производства не будут с охотой торговать товарами, то нельзя будет выполнить закон о закупках и народу придется туго»[458].) По мере роста торговли и обогащения купцов была сделана попытка лишить их части доходов, особенно на юге, за счет установления государственных цен на товары и введения сложных регламентации[459].
Государственная экономика не была предметом особых забот правительства, что не могло не повлечь за собой ее упадка даже в военной промышленности столицы. Сократился общий объем государственных перевозок риса (казенные перевозки риса в столицу уменьшились в 3 раза).
Из тех лидеров, которые были у власти в течение этого десятилетия, нужно выделить регента Чыонг Данг Куэ, Ву Суан Кана — второго человека в государстве, Лам Зуи Хиепа — все они последовательно придерживались консервативных взглядов, контролировали лишь общее руководство страной и мало были связаны с провинциальной администрацией. Им противостояла группа провинциальных лидеров, требовавших проведения более гибкой социальной и экономической политики. Эта группа регулярно выступала со своими предложениями и в столице (Нгуен Данг Зяй и Нгуи Кхак Туан), где их осторожно поддерживала группа практических политиков, с опытом работы в провинциях (среди последних можно выделить Фан Тхань Зяна), Особняком стояла группа военно-гражданских лидеров умеренно консервативного направления, руководствовавшаяся в своей деятельности не только консервативными идеалами, но и насущными потребностями страны, особенно военно-политическими: Нгуен Чи Фыонг, Чыонг Минь Зянг. На протяжении 10 лет соотношение сил этих группировок существенно не менялось, хотя в 1848 г. при новом молодом императоре, Ты Дыке (1848—1883), взаимоотношения их резко обострились. Уже в конце первого года правления Ты Дыка стали видны противоречия между группой чиновников-консерваторов Лам Зуи Хиепа, к которой примыкал Нгуен Чи Фыонг, и группой Нгуен Данг Зяя. По словам Ты Дыка, «когда они говорят, то как будто бы шутят друг с другом, но если вглядеться пристально в их душу, то кажется, что между ними есть разногласия»[460]. Очень скоро чиновники перешли от насмешек к более резким проявлениям чувств, и в 1849 г. при дворе разразился кризис. Поводом для конфликта послужило обсуждение кандидатуры на пост генерал-губернатора Нгеана—Хатиня. Не желая терпеть в столице лидера «реалистов», консервативное чиновничество решило отправить Нгуен Данг Зяя в почетную ссылку. Инициатором этого явился Чыонг Данг Куэ. Зяй отказался, сославшись на то, что всего год находится в столице. Против него выступил Нгуен Чи Фыонг. Тут же один из чиновников заявил, что Зяй любитель азартных игр и надо выбрать кого-либо другого, например Лам Зуи Хиепа или Фан Тхань Зяна, известных примерным поведением. Но Фан Тхань Зян тоже отказался. Тогда Зяй подал доклад императору, в котором открыто изложил мотивы выдвижения его консервативным чиновничеством на провинциальную должность: «Двор решил выдвинуть меня на эту должность, так как у меня прямой характер, всегда, когда говорю, не избегаю конфликтов, при обсуждении дел имею отличное (мнение.— Авт.), разве не поэтому они не хотят находиться со мной в одном ряду?»[461]. Далее Зяй прямо говорил о борьбе партий при дворе: «Когда я вдалеке, двор беззаботен, гражданские (чиновники.— Авт.) безмолвствуют, военные веселятся, а сегодня я подаю тайный доклад, завтра подам обвинительный, разве не потому динь тханы ненавидят меня, что я не вхожу в одну клику с ними?»[462]. На этом конфликт не кончился. Сановники начали борьбу по поводу выдвижения еще одной кандидатуры, и споры стали столь бурными, что вмешался цензорат. Император резко выбранил обе группировки, напомнив о старой вражде Нгуен Данг Зяя и Лам Зуи Хиепа. В разгар ожесточенных столкновений была похищена принцесса, невестка Чыонг Данг Куэ; нити преступления вели в придворный совет и дворцовую стражу. Положение при дворе становилось критическим. Глава цензората Буй Куй обвинил Чыонг Данг Куэ в узурпации власти, а Нгуен Данг Зяя — во вздорных речах. Страсти так накалились, что император с удивлением похвалил Куй, не испугавшегося могущественных вельмож, и, обвинив в «разделении на группировки», понизил Чыонг Данг Куэ на две ступени, Нгуен Данг Зяя — на три[463].
В следующем месяце Нгуен Данг Зяй был отправлен генерал-губернатором в Нгеан—Хатинь, Нгуен Чи Фыонг отправлен наместником в Намки (юг), где в 1849 г. эпидемия унесла более полумиллиона жизней.
В столице остались одни консервативные лидеры, однако часть страны находилась под управлением «реалистов» (Нгуи Кхак Туан в Шоннаме, Нгуен Данг Зяй в Нгеане) и практиков (Нгуен Чи Фыонг в Намки). В известной мере воспроизводилась ситуация 1820—1827 гг., с той только разницей, что сам Ты Дык не был «консерватором». Хранителями консервативных традиций оставались «люди Минь Манга»: Чыонг Данг Кюэ, Лам Зуи Хиеп, Ха Зуи Фиен. Ты Дык в известной степени находился под их влиянием и соглашался с их требованиями, если «консерваторы» ставили вопрос категорически; так, они провалили инициативу императора, направленную на возвращение конфискованных частных земель в Биньдине. Однако в то же время Ты Дык охотно санкционировал почти все мероприятия как практического, так и законодательного характера, исходившие от «реалистов». На протяжении четырех с половиной лет — с начала 1850 г. до своей смерти в середине 1854 г.— лидеры «реалистов» Нгуен Данг Зяй и Нгуи Кхак Туан, обладавшие практически верховной властью на севере, проводили почти во всех областях экономики и управления идеи возвращения к нормам эпохи Зя Лонга. Не будет преувеличением сказать, что идея возвращения к нормам эпохи Зя Лонга стала знаменем почти всех мероприятий, предлагаемых и осуществляемых в период 1850—1854 гг.
Всемерно повышалась роль лай зитей в общине и волости (тонг), и ограничивалось вмешательство чиновничества в дела этих административных единиц. Отныне чиновники в фу и хюенах сами не составляли списки, а лишь приказывали «крестьянам». «Крестьяне», а скорее всего помещики составляли эти списки, а провинциальные чиновники их только просматривали. Из центра, чего не было ранее, вообще никого не присылали. Помещики получили возможность сами оформлять в записных книгах захваты зависимых крестьян и их земель[464]. В докладе Нгуен Данг Зяя специально указывалось, что ранее ли зити не собственноручно составляли списки общинников, а вынуждены были пользоваться услугами провинциальных секретарей. Если же количество земли и налогоплательщиков не изменялось (по мнению тех же ли зитей), то списки эти вообще не надо было составлять[465]. Пересматривался и основной принцип общинного администрирования. Переписи один раз в три года практически отменялись. Отсутствие переписей вело к окончательному распаду общинной собственности — превращению общинного держания в наследственное, а затем в аллод. На усилении помещиков — ли зитей — как единственной администрации общин и волостей настаивал и Нгуи Кхак Туан. Он предлагал увеличить количество местных чиновников в волости и отменить посылку провинциальных чиновников в горные районы[466], в национальных районах управлять должны были местные вожди. Ли зити получали денежно-рисовое жалованье— 1 куан 2 тиена деньгами либо в пересчете на рис — и становились официально частью государственного аппарата.
Одновременно началась кампания за сокращение числа дипломированного чиновничества. Зачинщиком ее был все тот же Нгуен Данг Зяй, который предложил для этого ликвидировать провинцию Хатинь, разделив ее территорию между Нгеаном и Тхуан-хоа[467]. «Реалисты» хорошо понимали, как страдал Вьетнам от избыточного количества служилых феодалов. Несмотря на то что его предложение не было принято, оно не осталось незамеченным. Идея укрупнения провинций снова всплыла в пятом месяце 1853 г., когда европейское вторжение уже «висело в воздухе» и, возможно, ощущалась необходимость срочно укрепить Намки в военном плане. Для обсуждения этой проблемы император пригласил двух «консерваторов» (Чыонг Данг Куэ, Данг Ван Тхиема) и двух «реалистов» (Нгуен Данг Зяя, Нгуи Кхак Туана). (Такое сочетание в начале 50-х годов XIX в. было постоянным явлением.) В подходе «консерваторов к этому вопросу проявлялась лишь забота о возможности набора войск. Считалось, что на укрупненной территории это сделать легче. Чыонг Данг Куэ полагал, что из шести провинций можно сделать две-три. Данг Ван Тхием, как истинный питомец Минь Манга, был настроен скептически. Он считал, что в Намки народ из Куангнама до сих пор еще живет «как на чужбине», еще не стал местным населением, поэтому «набранные утром войска днем разбегутся»[468]. «Реалисты» были вполне уверены в возможности обороны Намки, однако Нгуи Кхак Туан рассматривал эту проблему как возможность прежде всего для немедленного сокращения числа чиновников. Французское вторжение помешало реализации этих планов.
Одной из основных проблем было создание стабильной и хорошо обученной армии. Ни тем ни другим качеством вьетнамская армия в первой половине XIX в. не обладала. Бегство из армии продолжалось, и ни освобождения от замены беглых солдат, порой до трех лет, ни сокращения набора солдат из общин с редким населением, ни установление 10-летнего срока замены беглых солдат не помогали. Все это заставляло государство прибегать к найму солдат из неприписных крестьян. В середине века войска из неприписных крестьян насчитывали в среднем от 15 до 30% солдат в армии.
В сфере экономики явственно виделось разделение приложения усилий «консерваторов» и «реалистов». Первые были заняты в основном организацией освоения целинных и заброшенных земель при помощи дон диенов, вторые пытались оздоровлять торговлю и финансы.
Во втором месяце 1852 г. Ты Дык поднял вопрос о возвращении землевладельцам конфискованной частной земли в Биньдине. Но после долгих споров и решительного отказа Ха Зуи Фиена и Чыонг Данг Куэ согласиться на возврат помещикам как всей конфискованной земли, так и хотя бы «компромиссных» 10% победа осталась за «консерваторами»[469]. Но этим дело не кончилось, просьбы о возвращении биньдиньской земли снова стали появляться в докладах императору[470].
Единственной сферой экономики, в которой активно действовали «консерваторы», было земледелие, хотя создание дон диенов в Намки в начале 50-х годов преследовало и военные цели. Несмотря на то что дон диены были традиционной формой освоения целинных земель, в Намки они приняли своеобразную форму и несколько напоминали дон диены периода Зя Лонга. Во-первых, их частично обрабатывали группы бедных крестьян, уже потом превращаемых в военные подразделения (а не изначально солдаты). Во-вторых, по свидетельству посланного императором чиновника, эти земли только в период освоения были дон диенами, а в будущем должны были стать частными землями. В-третьих, крестьяне, уходившие из общин и вступавшие в дон диены, получали освобождение от налогов на пять лет.
Так же обстояло дело с дон диенами и в период Зя Лонга, только тогда организаторы дон диенов, уходившие из общин, получали полное и пожизненное освобождение от налогов и повинностей. Они превращались во владельцев созданных при участии государства поместий с фиксированным налогом. Все, что они выжимали из крестьян больше налоговых ставок, они присваивали себе. Дон диены 50-х годов отличались от зялонговских меньшей свободой и значительно большим контролем со стороны администрации Нгуен Чи Фыонга.
Наибольшее сопротивление созданию новых дон диенов оказали помещики, которые не хотели терять своих зависимых и «распространяли слухи, смущающие крестьян». Несмотря на это, уже в первое время было организовано 100 поселений. Программа была рассчитана на долгие годы, но была прервана французским вторжением. И тогда дон диены должны были оправдать свое название — военные поселения.
На севере в это время «реалисты» проводили программу по восстановлению торговли, финансов и организации промыслов.
Предлагалось прекратить использование даровой силы солдат и платить за работу и доставку материалов деньги по государственным ценам либо покупать все по рыночной цене. Кроме того, предлагалось прекратить практику принудительных закупок крестьянами различных товаров и поставок в пользу государства. Для этого надо было учредить производственные и торговые объединения (хо). Члены этих объединений должны были освобождаться от военной службы и общественных работ, а налог платить произведенной продукцией или товарами. В случае массовых государственных закупок полагалось по правилам эпохи Зя Лонга разверстать всю сумму на земельную площадь, а потом вычитать из побочных земельных налогов с крестьян. Цена закупаемого, которая должна была лечь в основу суммы, вычитаемой из побочных земельных налогов, устанавливалась по рыночной. По сравнению с прежним порядком, когда вычитаемая сумма разверстывалась между всеми общинниками вне зависимости от их земельных владений, новый порядок должен был несколько облегчить положение безземельных бедняков (не плативших земельных налогов) и ударить по богатым и средним землевладельцам. Благоприятно должен был отразиться на ремесленниках и торговцах и запрет заниженнной государственной цены на ремесленные изделия, покупаемые государством.
Было предложено также поднять фрахтовые цены на транспортные корабли, предлагалось освободить владельцев кораблей от военной службы и трудовых работ, разрешить набирать в гребцы крестьян. Вся процедура — фрахт кораблей, оплата гребцов и т. д.— устанавливалась по нормам эпохи Зя Лонга. Кроме того, предусматривалось улучшение транспортных путей.
Многое из этой программы после обсуждения чиновниками двора реализовалось, но что именно — неизвестно[471]. Вопрос о закупке товаров по рыночным ценам был поднят еще раз Нгуен Ван Тяном и на этот раз одобрен императором[472].
Была одна сфера, в которой даже активная деятельность «реалистов» не смогла навести порядок. Этой сферой являлись финансы. Они были так запутаны и испорчены в период Минь Манга, что быстро совладать с царившей неразберихой было не под силу даже самым светлым умам того времени.
Первым мероприятием «реалистов» в этой области в 1848 г. был выпуск в оборот всех старых монет, за исключением тэйшонских и поломанных, издавна хранившихся в Ханое. Тэйшонские и поломанные монеты шли на переплавку.
Одновременно устанавливалась государственная монополия на выпуск нового серебряного ланга. Частным лицам строго запрещалось их отливать. Старый слиток в 10 лангов, на котором не стояло эры правления, названия провинции и пробы, не считался фальшивым и употреблялся наравне с другим мелким серебром и слитками. Но если это серебро сдавали в качестве налогов, то его тут же переливали в новый ланг. Но восстановление системы средних номиналов не спасло положения. Серебряные шахты были заброшены, серебра было мало. В конце 1848 г. был отлит новый донг, состоявший из 60% меди и 40% цинка. Но и это не помогло, цена донга падала, серебра — росла, но взять его было неоткуда.
Все лидеры «реалистов» подали на обсуждение двора доклады с совершенно различными точками зрения по поводу проведения необходимых мероприятий в сфере денежного хозяйства. Наиболее правильный, как представляется, путь предложил Нгуи Кхан Туан, который советовал подтвердить запрет частной чеканки цинковой монеты и тем самым ввести в оборот государственные деньги с номинальной стоимостью.
Нгуен Данг Зяй, напротив, хотел отменить запреты и способствовать наибольшему Производству цинковых денег кем угодно. К нему примыкал Тон Тхат Бат, предлагавший отменить запреты, поставить как можно больше монетных дворов и разрешить народу поставлять цинковые донги в казну. Был избран второй путь. Чиновники императорского двора разрешили в провинциях ставить по одной-две литейни. Такие литейни должны были находиться под контролем провинциальных властей, обязанных наблюдать, чтобы литейщики соблюдали все правила при изготовлении денег, которые должны были полностью соответствовать цинковым донгам эры Ты Дыка[473].
Государство тем самым признало, что само не могло уже справиться с беспорядком в денежном хозяйстве. Чтобы ликвидировать этот беспорядок, необходима была длительная и последовательная добыча ценных металлов. Но горное дело было подорвано экономической политикой Минь Манга, восстанавливалось долго и с трудом. Хотя налоговые льготы давали себя знать, шахтовладельцы были лояльны к правительству Ты Дыка и даже выступали на стороне императорских войск в подавлении мелких восстаний, за что получили награды из Хюэ, но для успеха необходимо было время, а его-то у Ты Дыка уже не было.
В конце 40-х — начале 50-х годов курс на возвращение к временам Зя Лонга привел сначала к частичной, а затем к почти полной реабилитации умерших врагов Минь Манга: старшего сына принца Каня, Ми Дыонга, который, как сын наследного принца, имел с некоторой точки зрения определенные права на престол, Нгуен Ван Тханя, Ле Тята и Ле Ван Зюета.
Интересно, что вопрос об этом поднял Ву Суан Кан, некогда решительный «консерватор», инициатор биньдиньского эксперимента. В 1848 г. Ву Суан Кан для каждого из этой четверки нашел свое оправдание: «Нгуен Ван Тхань покончил с собой, потому что не сумел воспрепятствовать сыну; вину Ле Ван Зюета и Ле Тята нельзя отрицать, но если подумать о причине вины, то можно оказать снисхождение. Они умели сражаться, но не умели держать себя скромно. Когда у них появились заслуги, они стали кичливыми. Поэтому они навлекли на себя гнев и совершили провинность»[474]. Ву Суан Кан просил оказать милости потомкам трех старых государственных деятелей. Потомок принца Каня Ле Тюнг был награжден титулом хау, потомки Нгуен Ван Тханя, Ле Ван Зюета и Ле Тята привлечены на службу, а младшему брату Ле Ван Зюета, осужденному вместе с ним, вернули должность маршала[475]. В конце 1853 г. один из старых чиновников подал императору доклад, в котором предлагал вернуть прежние привилегии детям ветеранов Зя Лонга, отмененные Минь Мангом. Выполнено это не было, но обсуждалось вполне серьезно.
Таким образом, с 1848 по 1854 г. наблюдается в определенной мере процесс возвращения к реалистической политике в экономической и социальной сферах. Этот процесс не дошел до конца и был прерван, во-первых, смертью лидеров «реалистов» Нгуен Данг Зяя и Нгуи Кхак Туана к 1854 г., во-вторых, восстанием Као Ба Куата, которое охватило значительную часть севера и потребовало напряжения и сплочения всех сил феодального государства, что произошло после смерти этих двух политиков и осуществлялось уже под «консервативным» знаменем, и в-третьих, началом французского вторжения 1858 г., прервавшим мирное развитие вьетнамского государства.