Государственное устройство
Главой всей законодательной и исполнительной власти был император. Законосовещательные функции исполнял двор.
Основными исполнительными органами были шесть столичных ведомств: личного состава и назначений (чинов) (бо лай), церемоний (или обрядов) (бо ле), финансов (подворное ведомство) (бо хо), военных дел (бо бинь), юстиции (наказаний) (бо хинь), общественных работ (бо конг),— где велись все основные государственные дела[394].
В 1833 г. Минь Манг издал «Свод уложений» о государственном аппарате (Хой дьен тоат йеу), где были определены функции всех ведомств и учреждений.
Ведомству личного состава и назначений и при Зя Лонге и при Минь Манге отводилось особое место в системе административной иерархии, так как оно выполняло весьма важную с точки зрения власти кадровую работу — формирование, по сути дела, всего государственного аппарата. Выдвижение на новые посты, перемещение с поста на пост, повышение и понижение в должности гражданских чиновников, решение вопросов о наградах — все это входило в функции этого ведомства. Оно следило за качественным и количественным кадровым составом всех остальных ведомств и учреждений, чем и определялась его важная роль в государственном аппарате.
Ведомство финансов отвечало за обложение и сбор налогов, упорядочение реестров налогоплательщиков, осуществляло контроль за казной, контроль за внешней торговлей, разбирало споры о принадлежности земель, обеспечивало выплату жалованья гражданским и военным чиновникам, осуществляло регулирование цен и выпуск денег. В его ведение входила также подготовка ежегодных статистических докладов императору о количестве обрабатываемой земли, о количестве денег, находящихся в обращении, о количестве зерна, серебра и золота, о числе налогоплательщиков и всего населения в стране.
Ведомство должно было также следить за продовольственной ситуацией в стране: вследствие частых наводнений и неурожаев требовались специальные меры по перемещению зерна из благополучной провинции в провинцию, охваченную голодом.
Ведомству финансов подчинялись также все дворцовые и столичные сокровищницы. Как указывалось, вся денежная политика страны осуществлялась ведомством финансов. Сразу же после прихода к власти Нгуенов была возобновлена чеканка медных монет: в 1802 г. был открыт монетный двор в фу Донгчи.
Одновременно шла борьба за установление государственной монополии на выпуск монеты, в связи с чем Зя Лонгом и его преемниками издавались указы, запрещавшие тайный выпуск денег.
Борьба государства за монополию на выпуск денег велась в нескольких направлениях. Власти шли по линии централизации денежного дела, сознательно не увеличивая количество монетных дворов. Так, в Зядине в течение многих лет не было своего монетного двора, и деньги туда везли, как правило, из столицы[395].
Когда в 1829 г. были вскрыты крупные злоупотребления, выразившиеся в тайной выплавке денег на монетном дворе Бао Туйен в Бактхане, Минь Манг распорядился перевезти его в столицу Хюе, где было проще осуществлять надзор[396].
Одновременно делались попытки пресечь приток дешевых цинковых денег из соседних провинций Китая, для чего был усилен пограничный контроль на заставах[397]. В тех же целях борьбы с инфляцией в Каобанге было запрещено платить налоги китайскими деньгами, что до сих пор формально разрешалось[398].
О том, что эти меры не помогали и инфляция в стране росла, говорит переписка Минь Манга с ведомством финансов. Минь Манг констатировал, что, несмотря на хорошие урожаи, цены на зерно растут, и объяснял это необычайно широкими масштабами тайной выплавки денег[399].
Ведомство церемоний занималось главным образом разработкой культовых церемоний, установлением времени и порядка жертвоприношений по поводу традиционных праздников, контролем за порядком церемоний во время аудиенций при дворе.
Ведомству церемоний были приданы функции органа, ведающего постановкой образования в стране: оно руководило школами, набирало чиновников через конкурсные экзамены, изучало китайскую классику и хроники минской и цинской династий в целях отыскания образцов для подражания.
В обязанности ведомства церемоний входило: установление сроков траура по умершему монарху, по членам императорской семьи, составление генеалогии правящей династии, организация церемониала восхождения на престол вьетнамского монарха, а также установление наград долгожителям и высокопоставленным людям. Присвоение посмертного имени чиновникам также входило в компетенцию этого ведомства.
Одной из важных его функций, за неимением специального внешнеполитического органа, была дипломатическая, которая сводилась к приему и проводам послов, организации и проведению церемоний по приему инвеституры от китайского императора и приему и проводам послов из соседних стран — данников, выдаче им инвеституры.
По указанию императора ведомство устраивало моления о попутных ветрах «в помощь навигаторам» в многочисленных бухтах страны в начале весны каждого года. Помимо молений ведомству церемоний было поручено следить за погодой и вести ежедневные записи.
Военное ведомство ведало всеми военными делами в стране. Важной опорой вьетнамского императора была армия. Размеры армии были поистине огромными. Так, в 1820 г. число солдат и военных чиновников в стране достигало 204220 человек при численности армии 160 тыс.[400].
Несмотря на то что в начале века большая часть вьетнамской армии была вооружена по-европейски и прошла европейскую подготовку, организация армии оставалась традиционной.
Сухопутные вооруженные силы были организованы в пять армий, главнокомандующим которыми считался император[401].Во главе каждой из пяти армий стоял военачальник. Армия состояла из крупных воинских единиц — зоань. Зоань делились на ве, ве делились на дои. В зоань (5 тыс. солдат) входило 10 ве. В ве входило 10 дои. Один дои насчитывал 50 человек.
Столичные войска находились на особом положении и были трех видов: личная гвардия императора, гвардия дворцовой охраны, регулярные войска[402]. Морские силы были организованы по той же системе, что и сухопутные. Во главе морских сил стоял главный адмирал — тхуй ши до тхонг, которому подчинялись вице-адмирал — тхуй тхонг и два контр-адмирала — тьионг ве[403].
Армия набиралась на основе воинской повинности, которая при Нгуенах не была всеобщей[404]. При Зя Лонге солдаты набирались среди семей, где было три сына и более. Семья солдата получала от общины натуральное или денежное содержание во время службы сына. Солдат выбирал староста деревни, которому запрещалось заменять «военнообязанного» на невоеннообязанного, а также назначать в солдаты силой. За нарушение этих положений устанавливалось строгое наказание. Невоеннообязанные, которые, как правило, были бедняками, могли добровольно поступить на службу в части туан тхань — вид жандармерии, фао тху — в артиллерию и речной флот.
Срок службы в армии не был одинаковым. Солдаты — выходцы из Центрального Вьетнама служили в армии 15 лет, из других провинций— 10 лет.
Нгуены поощряли сверхсрочную службу в армии[405]. Солдаты, отбывшие в армии два срока, освобождались от подушного налога и от всех повинностей. Отличившиеся солдаты после окончания службы платили только половину подушного налога[406].
В число постоянных функций военного ведомства входило: смещение и назначение военных чиновников, контроль над личным составом войск, созыв и направление войск на поле боя либо на подавление крестьянских волнений и мятежей, борьба с пиратами, набор крестьян в армию, выявление заслуг и провинностей, составление списков кадровых военных чиновников, составление докладов императору о числе войск в стране. Здесь создавались карты страны. Совместно с ведомством общественных работ военное ведомство несло ответственность за строительство военного характера и охрану морских бухт. Чиновники военного ведомства часто выполняли дипломатические функции, возглавляли либо входили в посольские миссии, направляемые в Китай, Камбоджу и другие страны. Они использовались также в аппарате управления Камбоджей, когда она получила статус наместничества (протектората).
В подчинении ведомства находилась почтово-курьерская служба (быу тииь).
Ведомство юстиции венчало правовую иерархию феодального Вьетнама и следило за установлением и соблюдением правопорядка в стране.
В его подчинении находились большой апелляционный суд — дай ли ты и цензорат — вьен до сат.
Совокупность этих учреждений носила название там фап ти — палата трех законов[407].
Заседания представителей этих судебных учреждений во главе с императором образовывали, по сути дела, верховный суд, где разбирались смертные приговоры и другие сложные судебные дела, адресованные императору[408].
Ведомство юстиции наблюдало за работой провинциальных юридических учреждений. В конце каждого года оно сообщало императору о количестве людей, заключенных в тюрьмы страны, и о числе дел, которые предстояло рассмотреть[409].
Во Вьетнаме, где по конфуцианским нормам наказание подданных считалось не только правом, но и долгом суверена, а наказание рассматривалось как мера воспитания, ведомству юстиции как карающему органу отводилось особое место.
В ведомство юстиции к концу каждого года поступали доклады с мест (городов и провинций) с описанием особо тяжелых приговоров — каторга, изгнание, казнь через обезглавливание, через повешение и т. д. Все эти дела рассматривались в ведомстве и докладывались вместе с аналогичными данными по столице императору, за которым и было право на окончательное решение[410].
Выработка правовых норм, форм наказаний, правил расследования преступлений, решения о пересмотре тяжелых приговоров, рассмотрение не окончательно доказанных преступлений, разбирательство дел людей, заключенных под стражу,— так определялись функции ведомства юстиции в «Своде уложений» от 1833 г.[411].
Хотя ведомство юстиции находилось на вершине судебной иерархии, его решение не было окончательным. В сомнительных случаях император назначал определенную группу придворных сановников (динь тхан) для дополнительного разбирательства. Окончательное решение оставалось за императором.
Обязанностью цензората, который был создан в 1832 г. и входил в правовую триаду, было выявление и расследование служебных проступков чиновников всех рангов[412]. В цензорат входило шесть палат, которые осуществляли контроль за соответствующими шестью ведомствами и рядом других учреждений[413].
Ведомство общественных работ занималось строительством крепостей, строительством и ремонтом дорог, возведением мостов, императорских дворцов, храмов, всяким строительством, связанным с землей и деревом, рытьем каналов, получением и распределением всякого рода строительных материалов, разработкой образцов и моделей для различных ремесел, строительством и ремонтом флота[414].
В системе центрального аппарата имелись два важных органа, находившиеся в непосредственном подчинении императору: придворный совет (ной как) и тайный совет (ко мат).
В ведении придворного совета была переписка между императором и министрами шести ведомств и подготовка императорских указов и посланий.
Одно из отделений придворного совета, под названием би тхи со, служило личным секретариатом императору. Там хранились императорские литературные труды и деловые документы[415].
На придворный совет возлагалась обязанность контролировать деятельность шести ведомств и докладывать непосредственно императору обо всех ошибках и злоупотреблениях в их работе.
Для обсуждения особо важных секретных государственных дел и пресечения роста влияния придворного совета в 1834 г. был создан тайный совет.
Столицей своего государства Нгуены сделали г. Фусуан (Хюэ), отказавшись от Тханглонга, в котором видели оплот антиправительственных восстаний. Тханглонг, который при Зя Лонге назывался Бактхань, был в 1831 г. переименован в Ханой — главный город одноименной провинции.
При императоре Зя Лонге весь Вьетнам был поделен на 23 провинции, которые, в свою очередь, делились на фу и хюены; хюены делились на тонги, а тонги — на общины (тхон или са).
Основное назначение тонга состояло в том, что он являлся дополнительным промежуточным звеном в административном аппарате, усиливавшим централизацию управления страной. Несколько тонгов объединялись в хюен. Во главе хюена стоял уже не выборный, а назначаемый центральным правительством начальник, в руках которого сосредоточивалась вся власть — как административная, так и судебная.
Два или три хюена объединялись в фу, глава которого назначался центральным правительством.
Несмотря на то что фу, так же как и тонг, играл второстепенную роль в управлении страной, Нгуены придавали фу большое значение как промежуточному звену для еще большей централизации административного аппарата.