Социально-экономические мероприятия государства Тэйшонов
Отдавая большую часть времени мероприятиям, направленным на обеспечение независимости государства, Куанг Чунг в то же время пытался осуществить ряд шагов, которые способствовали бы стабилизации хозяйства страны. Свои основные цели он изложил в специальном «Обращении к крестьянам», в котором подчеркнул настоятельную необходимость восстановления сельскохозяйственного производства. «Какое-то время в нашей стране,— отмечал он,— бушевала война, много земель превратилось в пустоши, а налоги составляли только четвертую или пятую часть от прежних. Сейчас в государстве наступил мир, и необходимо покончить с бродяжничеством крестьян; необходимо обрабатывать заброшенные земли. Надо сделать все, чтобы бродяги и тунеядцы вернулись на землю»[311].
Таким образом, программа восстановления сельскохозяйственного производства, выработанная Куанг Чунгом, предусматривала выполнение двух взаимосвязанных задач: возвращение крестьян на землю и обязательная обработка заброшенных земель и целины.
В этих целях Куанг Чунг издал указ самым строжайшим образом разыскивать бродяг и «чужаков» по волостям и возвращать их для жительства и обработки земли по месту рождения. Исключение составляли лишь те «чужаки», семьи которых проживали в данной общине не менее трех поколений. В этом случае их вносили в общинные списки и они не подлежали возвращению в родные места. Если какая-либо община скрывала беглых крестьян, то общинный староста и сам беглый подвергались суровому наказанию. Даже те, кто находил убежище в буддийских храмах, были обязаны отказаться от «пострижения» и возвратиться к крестьянскому труду[312].
В «Обращении к крестьянам» Куанг Чунг указывал общинным старостам на необходимость как можно скорее ликвидировать пустоши: «Общинные и частные земли, доселе заброшенные, должны быть снова обрабатываемыми землями»[313].
В сентябре 1789 г. Куанг Чунг приказал общинным старостам составить точные списки всех мужчин общины, в которых ясно указать количество вернувшихся бродяг, площадь пустующих и обработанных земель. На основе этих рапортов государство имело в виду определить сроки ликвидации всех заброшенных земель в каждой общине. Если же по истечении этого времени в общине оставались необработанные земли, то, как указывалось в эдикте, «коль скоро это общинные участки, то в соответствии с установленным порядком увеличить ставку взимаемого с них поземельного налога; если же это частные земли, то изъять их и передать общине и взимать с них налог как с общинных земель»[314].
Под действие этого указа попадали также и те земли, которые Тэйшоны конфисковали у сторонников бывшего императора Ле и участников подавленных феодальных мятежей. Так, в самом начале 1789 г., после разгрома маньчжурской армии, отряд Тэйшонов конфисковал землю и имущество у богатого ши-фу Нго Чонг Кхюе (из пров. Хадонг), а самого его арестовал[315].
В. И, Ленин указывал, что «при борьбе крестьян с крепостниками-помещиками самым сильным идейным импульсом в борьбе за землю является идея равенства,— и самым полным устранением всех и всяких остатков крепостничества является создание равенства между мелкими производителями»[316]. В начале движения Тэйшонов мы могли проследить действие этого импульса, нашедшего выражение в лозунге «захватывать имущество богатых и делить его среди бедных». Однако современные вьетнамские историки отмечают, что после вступления Тэйшонов в Северный Вьетнам (т.е. после образования государства Тэйшонов) их вожди уже по-другому относились к этой проблеме[317]. Можно утверждать, что осуществлялась конфискация земель, принадлежавших крупным феодалам и ши-фу, сторонникам Чиней и Ле, но нет достоверных данных о том, распределялась ли она среди крестьян, как это было на первом этапе движения.
Стихийное стремление крестьян к «созданию равенства между мелкими производителями», выразителями которого на первом этапе восстания были его вожди, уступило место интересам фео-дализировавшихся руководителей государства Тэйшонов.
Борьба против «старых» землевладельцев, феодальных чиновников отнюдь не означала, что Куанг Чунг вообще ликвидировал частное землевладение. Государственный аппарат, созданный Куанг Чунгом, представлял собой большую армию чиновников-куанов, которые набирались из вчерашних предводителей и военачальников восставших крестьян, а также из тех ши-фу и чиновников аппарата Ле, которые перешли на сторону Тэйшонов. Складывалась новая правящая группировка, имевшая свои феодальные права и привилегии. Эти «новые феодалы-чиновники» эпохи Куанг Чунга обычно получали в виде пожалований за службу «в кормление» некоторое количество общин и занесенных в списки крестьян. Так, Фан Хюи Ить, один из близких к Куанг Чунгу людей, получил 16 солдат запаса, а затем еще 15 внесенных в кадастровые списки крестьян. Нгуен Тхиеп, которого Куанг Чунг очень ценил, имел право собирать для себя лично налог с общины Нгуетао (пров. Хатинь). В одном из писем к Куанг Чунгу в 1789 г. Нгуен Тхиеп просил дать ему одну общину, чтобы деньги, которые община выделяет на пропитание рекрутов, шли ему в виде кормления. Несколько лет спустя, в 1792 г., после смерти Куанг Чунга, тот же Нгуен Тхиеп писал его сыну, чтобы ему была дана возможность «собирать налог или дана бы община в кормление на покое»[318]. Сохранялись и все частные земли, кроме заброшенных. Проводя раздачу деревень или права взимать налог с определенного числа крестьян, государство рассматривало это как вознаграждение определенному лицу за определенную службу, которое не может передаваться по наследству. Сам размер этих временных пожалований сократился. Если в XV в. куан мог получить за службу тысячу мау, то в XVIII в. наделы сократились до 50 мау в Южном Вьетнаме и до 10 мау и менее в Северном Вьетнаме[319]. По-видимому, Куанг Чунг ограничивал количество частных земель, однако невозможно сделать вывод относительно того, как широко распространилась система кормлений и какие мероприятия по недопущению превращения их в частную собственность он осуществлял. Можно только предположить, что этот процесс как с той, так и с другой стороны не получил достаточного развития, ибо период преобразований, осуществляемых Куанг Чунгом внутри страны, был весьма кратким, протекал, по существу, в условиях военных действий. Все это придавало указанным реформам характер реакции на самые насущные требования времени, делало их недостаточно глубокими.
Таким образом, в государстве Тэйшонов составление кадастровых списков и учет земель, раздел всего мужского населения страны по разрядам означали, по существу, прикрепление крестьян к земле. Ответственность за обработку земли, как в форме внеэкономического принуждения, так и посредством применения экономических санкций (увеличение ренты-налога), возлагалась на общину как на основную социально-экономическую единицу государства.
Попытка перехода к аграрным отношениям по принципу община—государство, по крайней мере на первых порах, возможно, давала экономический эффект и приводила к ликвидации недовольства крестьянства. В 1791 г., например, урожай был обильным и в 5 чанах из 10 всей страны царило спокойствие[320]. Но более вероятно, что для крестьянской массы, жившей по передававшейся из поколения в поколение привычке к подчинению, никогда не выходившей «за пределы ближайших местных отношений и связанного с ними узкого местного горизонта»[321], всякое, пусть временное, уничтожение гнета и принуждения со стороны местного чиновника-феодала (а именно такую политику, как мы видели выше, проводили вначале Тэйшоны) было само по себе благом.
В этом смысле политика Куанг Чунга, пытавшегося создать экономическую опору государства в виде общины как низовой производственной единицы и в конечном итоге в виде мелкого крестьянского хозяйства в рамках данной общины, временно могла обеспечить крестьянину такие минимальные условия существования, которые за три года мирного правления Куанг Чунга, разумеется, не могли вызвать недовольства крестьянской массы. Не случайно в многочисленных донесениях европейских миссионеров, в общем настроенных негативно по отношению к Тэйшонам, нет каких-либо данных о противодействии крестьян политике Куанг Чунга в Северном Вьетнаме. Более того, европейцы, побывавшие во Вьетнаме в начале XIX в., уже после свержения власти Тэйшонов, отмечают, что их правление «было гораздо более популярным», нежели власть династии Нгуенов, установившаяся в 1802 г.
Анализируя аграрную политику Куанг Чунга, историки Социалистической Республики Вьетнам делают вывод: «Политика династии Тэйшонов не ставила задачи уничтожения класса помещиков и не нанесла сильного удара по его экономической базе, за исключением ряда определенных мероприятий в отношении помещиков, выступивших против новой власти. Тем не менее политическая атмосфера и социальные условия того периода ясно говорят, что они не благоприятствовали укреплению и развитию помещичьего землевладения»[322].
Мероприятия по возвращению крестьян на землю и по увеличению площадей обрабатываемых земель, а также реализация указа Куанг Чунга относительно составления списков мужского населения страны создавали основу для нормализации работы фискальных органов государства.
Форма получения земельного налога оставалась традиционной. Все общинные земли подразделялись на три категории в зависимости от их качества. С участков, относящихся к первой категории, налог взимался в размере 150 батов риса с 1 мау, второй категории — 80 батов, третьей — 50 батов с 1 мау.
Размер земельного налога имеет важнейшее значение для ответа на вопрос, какие преимущества по сравнению с периодом правления прежнего феодального клана, свергнутого в результате восстания, получили крестьяне, являвшиеся его движущей силой. Известно, что в период правления Чиней в соответствии с указом 1670 г. с общинных земель взимался натуральный налог в размере 30 тхангов с каждого мау. Отсутствие данных о точном соотношении мер сыпучих тел «тханг» и «бат» не позволяет, в том числе и современным вьетнамским историкам, сделать определенный вывод о разнице между размером натурального налога, установленного Куанг Чунгом, и налога, принятого в период правления Чиней. Если взять за основу утверждения хрониста Фан Хюи Итя, считавшего, что 1 тханг равнялся 7 батам, а также традиционное понимание того, что 1 тханг больше 1 л, а 1 бат меньше, можно согласиться с тем, что размер натурального налога с общинных земель при Куанг Чунге был ниже, чем при Чинях. В то же время налоговая ставка в денежном выражении с каждого мау общинных земель вне зависимости от их качества оставалась на том уровне, какой был при Чинях—1 тиен 50 донгов[323].
Частные земли также делились на три категории — по плодородию. Налоги с них взимались по-прежнему по более низкой ставке, чем с общинных земель: с полей первой категории — 40 батов с 1 мау, второй — 30 батов и третьей — 20 батов с 1 мау[324].
Эта же тенденция прослеживается и в правилах денежного сбора с частных земельных участков, который был (хотя и немного) ниже налога с общинных земель и равнялся 1 тиену 30 донгам[325].
Куанг Чунг также отменил льготы на выплату налогов с частных и общинных земель в чанах Тханьхоа и Нгеан, которыми эти административные единицы, являвшиеся «родовыми» для семейства Чиней, регулярно пользовались во время их правления. Такой шаг был вызван необходимостью борьбы против феодалов — сторонников Чиней, ликвидации социально-экономической основы для возникновения мятежей «старых» куанов и ши-фу. Вместе с тем получение натурального и денежного налогов с самых плодородных чанов Северного Вьетнама способствовало достижению экономической стабильности в государстве, к чему стремился Куанг Чунг.
Что касается подушного налога, то Куанг Чунг ликвидировал разнообразные его виды, сохранявшиеся в период правления Чи-ней (1789 г.), и ввел единую подать, которую должен был выплачивать каждый внесенный в кадастровый список мужчина. В отличие от Чиней, взимавших подушную подать в смешанной — денежной и натуральной — форме (ежегодно 1 куан 2 тиена и 4 ба-та риса), Куанг Чунг определил, что подушный налог взимается только в денежной форме и составляет 1 куан 2 тиена.
Прямое отношение к налоговой политике государства Тэйшонов имел и указ 1789 г. об учете земель и разделе всех налогоплательщиков на четыре категории. Начатая в этом направлении работа могла бы оказать серьезное воздействие на упорядочение финансовой и фискальной деятельности государства. Однако объективные трудности, с которыми столкнулось государство Тэйшонов после 1789 г. (мятежи феодалов, действия Нгуен Аня на юге и др.), не позволили Куанг Чунгу сделать значительные шаги в этом направлении. Предпринятые им меры, по существу, сводились лишь к некоторой модернизации — в сторону понижения в интересах крестьянства и главным образом новой феодальной верхушки — традиционных форм сбора налога, существовавших в Северном Вьетнаме в период правления Ле — Чиней.
В 1791 г. в Северном Вьетнаме была введена единая денежная система. Получила хождение медная монета с надписью «деньги Куанг Чунга» вместо различных монет, чеканившихся до этого в Шонтэе и Тхайнгуене[326]. Эти деньги, выпущенные при Куанг Чунге, имели хождение и после его смерти.
Говоря о курсе Куанг Чунга на проведение экономических преобразований, историки Вьетнама подчеркивают, что это были неглубокие, ограниченные мероприятия, к тому же они «встречали противодействие со стороны старых куанов, а правление Куанг Чунга было недолгим»[327].
С образованием на территории Вьетнама единого государства создавались объективные предпосылки для развития ремесленного производства, активизации внутренней и внешней торговли. Куанг Чунг понимал важность этих отраслей хозяйства как одного из факторов, гарантирующих независимость страны, прежде всего от Китая. Еще перед наступлением на захваченный маньчжурами Тханглонг он указывал (в 1788 г.): «Я хотел бы, чтобы орудия, которыми мы пользуемся, не были куплены в Китае»[328].
Современные вьетнамские историки, опираясь на это высказывание Куанг Чунга, делают вывод о том, что он вовсе не хотел полностью изолировать Вьетнам от Китая, «закрыть» страну, но хотел показать, что Вьетнаму необходимо развивать ремесленное производство, отказаться «от презрительного отношения к торговле», какое было характерно для правителей Чиней и Нгуенов.
Мы не находим конкретных данных о том, какие принципиальные изменения в положение торгово-ремесленных элементов страны внес Куанг Чунг. Видимо, для осуществления подобных мероприятий требовался большой период мирного развития. Некоторые факты, относящиеся к развитию ремесла и торговли в период: правления Куанг Чунга, свидетельствуют о том, что деятели государства Тэйшонов направляли главные усилия на то, чтобы ремесленные предприятия, в основном принадлежавшие государству, обслуживали главным образом двор, армию и обеспечивали внешнеторговые связи. В свою очередь, внешнеторговые контакты они стремились использовать для того, чтобы получать сырье и материалы, необходимые прежде всего для укрепления военного могущества государства.
Одним из ремесленных и торговых центров по-прежнему оставался Тханглонг, где занимались ткачеством, изготовлением парчи и т. д. Здесь же, на специально построенном монетном дворе, чеканилась медная монета. В стране получили развитие также такие отрасли ремесла, как литье пушек, строительство крупных кораблей на государственных верфях и др.
Куанг Чунг заключил торговое соглашение с Китаем (1789г.)[329]. Китайские купцы могли торговать в двух пунктах Северного Вьетнама — в Мукме (чан Каобанг) и Килыа (чан Лангшон). В этих пунктах маньчжуры учредили должности начальников складов, начальников торговых рядов и ответственного за перевозки. Впоследствии Куанг Чунг настоял, чтобы маньчжуры разрешили своим купцам торговать еще в одном пункте Северного Вьетнама — в Хоашане (чан Лангшон)[330]. Убедившись, что пограничная торговля на территории Вьетнама протекает без каких-либо осложнений, Куанг Чунг в 1790 г. обратился к маньчжурам с предложением открыть такие же торговые пункты для вьетнамских торговцев на китайской стороне (в Наннине, пров. Гуанси) и получил согласие Цянь Луна[331].
О заинтересованности Куанг Чунга в развитии торговли с Китаем говорит и такой факт, что все ремесленники и торговцы, проживавшие севернее р. Зиань и связанные с торговыми пунктами на китайско-вьетнамской границе, освобождались от государственных повинностей[332].
Помимо развития торговли с Китаем Тэйшоны пытались наладить торговые связи и с европейцами. В 1777 г. представитель английской Ост-Индской компании Чарлз Чапмэн на кораблях «Дженни» и «Амазонка» отправился в Южный Вьетнам, чтобы попытаться установить коммерческие связи. Когда 25 июня 1777 г. английские корабли вошли в устье Меконга, Чапмэн узнал, что правитель Нгуен изгнан из Южного Вьетнама и вся территория этой части страны находится под властью Тэйшонов. Тогда англичане направились в Куиньон, где были приняты Нгуен Няком, который заявил, что готов разрешить им вести торговлю на всей территории, находящейся под властью Тэйшонов. Няк также выразил пожелание зафрахтовать два английских судна и принять английских офицеров для обучения вьетнамских солдат. Чапмэн, сославшись на то, что ему не дано право решать такие вопросы, обещал передать просьбы и пожелания Тэйшонов губернатору Бенгалии. Англичан не могло не удивить такое расположение Тэйшонов, тем более что тот же Чапмэн встретил немного позже в Дананге, где еще правили Чини, португальских купцов из Макао, которые жаловались, что их четыре корабля были обложены высокой пошлиной и что они понесли большие убытки[333].
Ни вьетнамские хроники, ни письма европейских торговцев не приводят свидетельств того, что между Тэйшонами и западными торговцами были установлены прочные связи. Однако миссионеры в своих донесениях неоднократно упоминали о том, что Тэйшоны хотят торговать с европейцами. Так, в письме Лабусса от 16 июля 1792 г., т. е. через 15 лет после одной из первых попыток Нгуен Няка завязать отношения с английской Ост-Индской компанией, отмечается, что Тэйшоны «хотят отправить посольство в Макао, чтобы побудить европейцев начать с ними торговлю»[334].
Наиболее крупным внешнеторговым портом в рассматриваемый период оставался Файфо. Торговля шла в основном с Китаем. Осуществлялась она через китайских купцов и посредников, поселившихся здесь еще во времена правления Нгуенов. Через этот порт в страну ввозились из Китая и Японии медь, фосфор, бумага, ткани, чай. Вывозились, главным образом в Китай, продукты ремесленного производства и рис[335].