Деятельность педагога-аниматора

В последнее время реализацию функций досуга на практике все чаще своей задачей определяют специально обученные люди – аниматоры.

 

Данная специализация, как и термин «социальный работник - аниматор», была введена во Франции для характеристики деятельности организатора послеурочных занятий детей в свободное время (фр. «Animer» - вдохновляющий, побуждающий к какой – либо деятельности.) [2].

 

Аниматор старается создать условия для увлекательной, вызывающей интерес деятельности, вдохновляет и побуждает детей и взрослых ею заниматься. Он сам воспринимается как член созданной им группы, поскольку участвует в её жизни, а не находится вне её или рядом с нею. В тоже время он ответственен за социальное и культурное совершенствование группы. Его задачи состоят в том, чтобы создать для членов групп условия, в которых стремился бы к освоению культурных ценностей. В связи с этим он помогает установить доброжелательные отношения в группе, побудить её членов к занятиям творчеством.

 

Как показал анализ литературы по проблеме, работа аниматора может быть разносторонней или иметь определенную направленность (например, техническое творчество). В первом случае руководитель – аниматор занимается координацией, общей организацией коллектива, учитывая его потребности и интересы. Во втором – он имеет конкретную технологическую (или другую) специализацию. Деятельность аниматора может быть открыта для жителей определенной территории (квартала, города, деревни) или направлена только на определенную группу жителей [2].

 

Согласно исследованиям Мустаева Ф. А. анимация может охватывать не только внешкольную, внеурочную и внерабочую деятельность, но и внедряться в учебно-воспитательный рабочий процесс, пробуждая у индивида веру в свои силы и возможности, активизируя процесс общения, самопознания, самопризнания, устанавливая новый стиль человеческих отношений, отвечающих потребности в проявлении своего творчества во всех сферах деятельности.

 

Аниматор также должен эффективно реализовывать процесс социализации человека и гармоничной его интеграции с обществом и миром средствами культуры.

 

Теоретический анализ проблемы показал, что условно можно выделить 4 сферы деятельности аниматора [2]:

 

- социально - экономическое направление – аниматоры контактируют с многочисленными ассоциациями и объединениями для увеличения ресурсного и кадрового обеспечения учреждений досуга;

 

- открытие для населения объединений в жилых кварталах (например, общественных, воспитательных и культурных, сельских центров, Муниципальных центров по делам молодежи, семейных ассоциаций и д.р.) ;

 

- создание специальных объединений для отдельных категорий населения (общежитий молодых трудящихся, домов престарелых, детских домов, частных и общественных клубов крупных предприятий и т.п.);

 

- организация туризма и отдыха (а именно: туристические летние базы, семейные дома и деревни отдыха и д.р.).

 

Анимация активно развивается в культурно - досуговых центрах для молодежи. Широкое распространение получили Дома культуры молодежи, в которых молодежь занимается в клубах по интересам и где представлены различные виды культуры и искусства.

 

В настоящее время происходит ярко выраженная дифференциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально - культурных процессов. Множество взаимодействующих в социально - культурное сфере субъектов (различных групп населения), профессионалов отдельных организаций фактически составляют три основные категории:

 

1) социальные заказчики, представляющие потребителя социально-культурных благ и услуг;

 

2) менеджеры – организаторы социально - культурной среды, являющиеся по существу основными фигурами реализации многочисленных проектов и программ;

 

3) творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально - культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ [4].

 

В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Социальные работники-аниматоры включены во вторую и третью категории. В качественно новом социальном статусе аниматора доминирующими признаками становятся профессиональная компетентность, а также высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной или групповой досуговой деятельности.

 

В соответствии с содержанием и направленностью мы условно обозначили следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает аниматор:

 

- менеджер, предприниматель, продюсер в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей – активное участие в соорганизации, координации действий всех участников социокультурного процесса;

 

- посредник, реализующийся в двух «ипостасях» : в сфере общения людей (роль ведущего) и в коммерческой деятельности (роль импресарио, антрепренера) – организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и коммерческими структурами – с другой;

 

- реформатор – инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга, изменение действующих условий, поиск и осуществление новых решений культурно - досуговых задач;

 

- лидер в малой группе, формальной или неформальной общности – выполнение функций педагога – корректора поведения детей, подростков, молодежи, взрослых, развитие творческих способностей и методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.

 

Таким образом, мы установили, что деятельность аниматора социальный и воспитательный характер. Главной задачей анимации является обеспечение процесса развития группы, коллективов и их членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. При этом общественные отношения должны быть направлены на установление межличностных отношений между индивидами и общественных связей с различными социальными институтами, а культурное формирование на приобщение к новым культурным ценностям.

Литература

1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания.-М.,2007