Документальное оформление движения материалов.

Поступление материалов.

При поступлении материалов от заказчика отдельный договор поставки между заказчиком и подрядчиком обычно не заключается, все взаимоотношения строят на основе договора подряда, в котором конкретизируют обязанности каждой стороны. В частности, должны быть оговорены виды, количество, стоимость передаваемых материалов, а также сроки их передачи. Передача материалов сопровождается товарно-транспортной накладной, которая служит основанием для отражения материалов на забалансовых счетах.

Если ценности передаются без передачи права собственности, в порядке обеспечения заказчиком необходимых строительных материалов для производства СМР, то учет движения строительных материалов проводят в соответствии с требованиями действующего законодательства. Т.е. если согласно условиям договора строительство здания осуществляет подрядная организация и при этом заказчик обязуется обеспечить подрядчика строительными материалами, передачу заказчиком подрядчику названных стройматериалов, ранее приобретенных с НДС, проводят по ценам без учета НДС. В дальнейшем у заказчика, по мере принятия к оплате актов выполненных работ, НДС, ранее отнесенный в зачет по стройматериалам, использованным на строительство, подлежит сторнированию и включению в стоимость объекта. При этом у подрядчика стоимость таких строительных материалов акте выполненных работ отражается отдельной строчкой и в облагаемый оборот в целях исчисления НДС не включается. Т.о. учет передаваемых стройматериалов заказчик отражает как НЗП, а подрядчик должен учитывать полученные от заказчика ценности за балансом.

Если передачу осуществляют в порядке купли-продажи, то документальное оформление поступления материалов ничем не отличается от порядка отражения ценностей от поставщика. Стоимость приобретаемых у заказчика ценностей подрядчик либо оплачивает в общеустановленном порядке, либо уменьшает на их стоимость выставляемые заказчику счета на оплату выполненных СМР. В данном случае заказчик выступает в роли поставщика, отражая в учете реализацию передаваемых ценностей. Передача ценностей осуществляется на основании накладной или ТТН и сопровождается выпиской налогового счета-фактуры

Списание материалов

Отпуск материалов закрытого хранения со склада в основное и вспомогательное производство осуществляют в соответствии с графиком производства по лимитно-заборным, лимитно-нормативным картам или другим документам, определяющим потребность в различных строительным материалах. Многие организации не используют лимитную документацию и не ограничивают отпуск материалов в производство. Однако списание материалов в состав производственных затрат проводят в строгом соответствии с действующими нормами расхода материалов, сверхнормативное использование оформляют оправдательными актами, в которых указывают причины, вызвавшие потребность в сверхнормативном использовании и ее величину. На основе этих актов принимается решение, является ли перерасход оправданным и должен ли он быть включенным в состав производственных затрат, или же следует взыскать величину перерасхода с виновных лиц, или списать за счет результатов деятельности строительной организации.

Расход материалов на хозяйственные нужды, а также внутреннее перемещение материалов, их отпуск на сторону оформляют накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, при перевозке – товарно-транспортными накладными.

Передачу генподрядчиком субподрядным организациям своих строительных материалов в соответствии с условиями договора, а также обеспечение их услугами вспомогательных производств в большинстве случаев оформляют и отражают в учете как реализацию материалов и услуг сторонним организациям.