Балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся началь­ных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситу­ации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость


340 Глава VII. Психологические основы обучения

от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации яв­ляется средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учите­лем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый порт­фель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сфор­мированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привле­кает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочи­тают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторон­ними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учеб­ной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адапта­ции к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присут­ствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная
дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут про­являть агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у по­добных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные при­страстия ребенка.


Глава VIII ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ