Иерархия потребностей по А.Х. Маслоу
ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
(самовыражение,
____ индивидуальность)____
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (красота, гармония, симметрия)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (знание, понимание, исследование)
ПРЕСТИЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
(статус, положение в обществе, одобрение
со стороны значимых лиц)_____________
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
(принятие в какую-либо общность, потребность быть
объектом внимания, заботы, любить и быть любимым)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (безопасность, уверенность в завтрашнем дне)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
(пища, воздух, вода, движение, отдых, одежда, наличие жилища как
_____ средства выживание, удовлетворение полового влечение)
Физическая, умственная, социальная и эмоциональная подсистемы существуют в человеке в постоянном взаимодействии и также непрестанно влияют на его развитие и поведение, разделить же их можно только в научном анализе, в мышлении, в целях углубленного изучения каждой из них и организма в целом. И как невозможно понять, скажем, сердечно-сосудистую систему без рассмотрения целостной системы организма, точно так же мы никогда не поймем поведение, развитие и отношения ребенка с окружающими, если будем изучать каждую его подсистему изолированно от других.
Рассмотрим такой пример. Девочка учится в III классе, и ей предстоит пройти тестирование для определения ее успехов в прошедшем учебном году. Если девочка в момент проверки устала или голодна, то она либо не выполнит задание, либо выполнит гораздо хуже, чем в том случае, если ее физические и биологические потребности полностью удовлетворены.
52 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе
Прогрессивный французский психолог А.Валлон диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость разных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:
1 . Стадия внутриутробной жизни. Н а этой стадии имеет место полная зависимость зародыша от организма матери.
2. Стадия моторной импульсивности (от рождения д о 6 м е с ) . Потребности младенца в питании и двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках, движениях, жестах. Все это служит основой для выработки элементарных условных рефлексов как питания, так и моторики (режим, положение, укачивание).
3. Эмоциональная стадия (от 6 м е с . д о 1года). В э т о в р е м я мал ы ш , используя мимику и жесты, устанавливает отношения с окружающими людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии, удовольствие. Наиболее тесный контакт у него устанавливается с матерью, что в первую очередь стимулирует его развитие. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для формирования психики.
4. Сенсомоторная стадия (от 1 года д о 3 л е т ) . О н а характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми, благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.
5. Стадия персонализма (от 3 д о 5 лет). О н а н а ч и н а е т с я с кризиса трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «Я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стремится подчеркнуть свое «Я». Затем появляется желание быть в центре внимания окружающих, а также стремление подражать другим людям.
6. Стадия различения (от 6 до 11 лет). Н а этой стадии расширяется круг взаимоотношений ребенка. В коллективе он чувствует себя и свободным, и подчиненным. В этом возрасте для него характерно стремление добиться признания. Появляется желание занять определенное место в коллективе. В этот период развиваются как взаимоотношения, так и умственные способности ребенка.
7. Стадия полового созревания и юношества. Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики отличается ярко выраженными противоречиями. Появляются такие чувства, как любовь и ненависть, самоуверенность и неуве-
§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка53
ренность, искренность и скрытность. Идеалы приобретают действенную силу в поведении. Развиваются самоанализ и самооценка. Эти стадии, считает Валлон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка. В книге «Психическое развитие ребенка» он пишет: «Переход от одной стадии к другой является не просто результатом количественных изменений, но и перестройкой; деятельность, преобладающая на первой стадии, становится второстепенной и, может быть, даже вовсе исчезает на следующей. Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кризис, который может заметным образом влиять на поведение ребенка. Таким образом, развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности. Тот из двух видов деятельности, который начинает подчиняться законам другого, должен перестроиться и в дальнейшем потерять свою ф у н к ц и ю в регуляции поведения» [1, с. 21].
В психологической науке А.Валлон прежде всего известен как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности — это ребенок в норме и патологии в преддо-школьном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у Валлона с практическими задачами обучения и воспитания.
Подводя итог изложению зарубежных теорий детского развития, подчеркнем, что противопоставление наследственности и среды лежит в основе двух противоположных точек зрения на развитие и поведение человека. Одни считают, что наибольшее воздействие на детей оказывает фактор наследственности (его иногда называют природным, биологическим, генетическим); другие — среда, обучение. Сегодня большинство ученых признают, что на развитие и поведение ребенка воздействуют среда и наследственность, находящиеся в постоянной взаимосвязи [29, с. 31—59].
Анализируя различные зарубежные теории психического развития, отечественный психолог Л.Ф. Обухова1 считает, что все они отражают естественнонаучную парадигму исследования. Ее отличительные черты: понимание хода развития как процесса социализации, подчеркивание роли наследственного фактора в разви-1 См.: Обухова Л.Ф. Две парадигмы детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 31.
54 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе
тии (одаренность, задатки, способности предстают как данные природой), рассмотрение среды в качестве условия развития без указания на существенные различия между ребенком и животным. Главная отличительная черта этой парадигмы — трактовка процесса развития как приспособления, адаптации ребенка к среде. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в классическом бихевиоризме, объяснение развития влиянием среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе иллюстрируют принципиальные установки естественнонаучной парадигмы.