Иерархия потребностей по А.Х. Маслоу



ПОТРЕБНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

(самовыражение,
____ индивидуальность)____

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (красота, гармония, симметрия)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (знание, понимание, исследование)

ПРЕСТИЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
(статус, положение в обществе, одобрение
со стороны значимых лиц)_____________

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

(принятие в какую-либо общность, потребность быть

объектом внимания, заботы, любить и быть любимым)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (безопасность, уверенность в завтрашнем дне)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

(пища, воздух, вода, движение, отдых, одежда, наличие жилища как

_____ средства выживание, удовлетворение полового влечение)

Физическая, умственная, социальная и эмоциональная под­системы существуют в человеке в постоянном взаимодействии и также непрестанно влияют на его развитие и поведение, разде­лить же их можно только в научном анализе, в мышлении, в це­лях углубленного изучения каждой из них и организма в целом. И как невозможно понять, скажем, сердечно-сосудистую систему без рассмотрения целостной системы организма, точно так же мы никогда не поймем поведение, развитие и отношения ребенка с окружающими, если будем изучать каждую его подсистему изоли­рованно от других.

Рассмотрим такой пример. Девочка учится в III классе, и ей предстоит пройти тестирование для определения ее успехов в про­шедшем учебном году. Если девочка в момент проверки устала или голодна, то она либо не выполнит задание, либо выполнит гораз­до хуже, чем в том случае, если ее физические и биологические потребности полностью удовлетворены.


52 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Прогрессивный французский психолог А.Валлон диалектичес­ки решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость раз­ных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению учено­го, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

1 . Стадия внутриутробной жизни. Н а этой стадии имеет место полная зависимость зародыша от организма матери.

2. Стадия моторной импульсивности (от рождения д о 6 м е с ) . Потребности младенца в питании и двигательной активности про­являются в спазматических подергиваниях, криках, движениях, жестах. Все это служит основой для выработки элементарных ус­ловных рефлексов как питания, так и моторики (режим, положе­ние, укачивание).

3. Эмоциональная стадия (от 6 м е с . д о 1года). В э т о в р е м я ма­л ы ш , используя мимику и жесты, устанавливает отношения с ок­ружающими людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии, удоволь­ствие. Наиболее тесный контакт у него устанавливается с мате­рью, что в первую очередь стимулирует его развитие. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для формирования пси­хики.

4. Сенсомоторная стадия (от 1 года д о 3 л е т ) . О н а характеризу­ется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешне­му миру за пределами отношений с близкими взрослыми, благо­даря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.

5. Стадия персонализма (от 3 д о 5 лет). О н а н а ч и н а е т с я с кризи­са трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «Я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стре­мится подчеркнуть свое «Я». Затем появляется желание быть в цен­тре внимания окружающих, а также стремление подражать дру­гим людям.

6. Стадия различения (от 6 до 11 лет). Н а этой стадии расширя­ется круг взаимоотношений ребенка. В коллективе он чувствует себя и свободным, и подчиненным. В этом возрасте для него характер­но стремление добиться признания. Появляется желание занять определенное место в коллективе. В этот период развиваются как взаимоотношения, так и умственные способности ребенка.

7. Стадия полового созревания и юношества. Она характеризует­ся неуравновешенным развитием личности. Формирование психи­ки отличается ярко выраженными противоречиями. Появляются такие чувства, как любовь и ненависть, самоуверенность и неуве-


§ 1. Причины и сущность психического развития ребенка53

ренность, искренность и скрытность. Идеалы приобретают дей­ственную силу в поведении. Развиваются самоанализ и самооценка. Эти стадии, считает Валлон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка. В книге «Психическое развитие ребен­ка» он пишет: «Переход от одной стадии к другой является не просто результатом количественных изменений, но и перестрой­кой; деятельность, преобладающая на первой стадии, становится второстепенной и, может быть, даже вовсе исчезает на следую­щей. Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кри­зис, который может заметным образом влиять на поведение ре­бенка. Таким образом, развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности. Тот из двух видов деятельности, который начинает подчиняться законам другого, должен перестроиться и в дальнейшем потерять свою ф у н к ц и ю в регуляции поведения» [1, с. 21].

В психологической науке А.Валлон прежде всего известен как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его науч­ной деятельности — это ребенок в норме и патологии в преддо-школьном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у Валлона с практическими задачами обучения и воспитания.

Подводя итог изложению зарубежных теорий детского разви­тия, подчеркнем, что противопоставление наследственности и среды лежит в основе двух противоположных точек зрения на раз­витие и поведение человека. Одни считают, что наибольшее воз­действие на детей оказывает фактор наследственности (его иногда называют природным, биологическим, генетическим); другие — среда, обучение. Сегодня большинство ученых признают, что на развитие и поведение ребенка воздействуют среда и наследствен­ность, находящиеся в постоянной взаимосвязи [29, с. 31—59].

Анализируя различные зарубежные теории психического раз­вития, отечественный психолог Л.Ф. Обухова1 считает, что все они отражают естественнонаучную парадигму исследования. Ее от­личительные черты: понимание хода развития как процесса соци­ализации, подчеркивание роли наследственного фактора в разви-1 См.: Обухова Л.Ф. Две парадигмы детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 31.


54 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

тии (одаренность, задатки, способности предстают как данные при­родой), рассмотрение среды в качестве условия развития без ука­зания на существенные различия между ребенком и животным. Главная отличительная черта этой парадигмы — трактовка про­цесса развития как приспособления, адаптации ребенка к среде. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и на­учения в классическом бихевиоризме, объяснение развития влия­нием среды и наследственности в теории конвергенции, психо­аналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе иллюстриру­ют принципиальные установки естественнонаучной парадигмы.