Архитектура

 

Древнейшие памятники искусства на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Эти первые произведения искусства представляют собой наскальные рисунки, созданные около 15 тысяч лет назад, и являются наиболее примечательным примером из многочисленного собрания археологических находок в пещерах мира. Это живо и точно написанные изображения зверей на стенах пещер Альтамира, а также других пещер в Кантабрийских горах. Древнейшие памятники изобразительного искусства в Валенсии – многочисленные пещерные росписи и наскальные рисунки в окрестностях Аресат‑дель‑Маэстрата, относящиеся к эпохе каменного века. Также от эпохи неолита сохранились в пещерах на востоке Испании схематичные сцены охоты и войн, а также найденные повсеместно вылепленные примитивные керамические изделия.

Изображение бизонов на стенах пещер Альтамира

 

Гончарное искусство достигает расцвета в бронзовом веке. К этому периоду также относятся выложенные каменными плитами подземные гробницы, к которым ведут крытые коридоры (дромосы). Хорошо сохранились и прямоугольные жилища из камня. Башни, алтари и усыпальницы периода бронзового века сохранились на Менорке и в некоторых местностях Кастилии и на востоке, где мы встречаем первые образцы иберийского искусства железного века, в их числе Торос де Гисандо. Дошедшие до нас памятники кельто‑иберийской эры хранят следы многообразного влияния кельтской и греческой культуры. Самый знаменитый образец этой культуры – прославленный бюст «Дамы из Эльче», датированный около 475 года до н. э.

Дама из Эльче. III в. до н. э.

 

От искусства иберов сохранились остатки сложенных в VI веке до н. э. по особой технологии без применения воды (насухо), циклопических каменных стен Таррагоны и других городов. Интереснейшими произведениями гончарного искусства являются расписные керамические вазы, выполненные также под влиянием греческой техники.

Предметы из клада Алексида (VII в. до н. э.)

 

Вотивная корона, инкрустированная драгоценными камнями

 

Финикийцы, переплывшие Средиземное море, создали колонии и оставили следы своей культуры на побережье Андалусии (Адра, Кадис), на восточном берегу (Картахена) и на Ибице. Греки также основали свои колонии в различных пунктах восточного побережья и на юге (Ампуриас, Росас), но все же самый большой вклад внесла римская цивилизация после того, как Пиренейский полуостров был завоеван Римом в 218 году до н.э.

Римское владычество оставило заметный след. Романизация была столь глубокой, что Испании доводилось давать Риму и императоров, и видных представителей интеллигенции, и полководцев, получая как бы взамен крупные образцы инфраструктуры и гражданского строительства: мощеные дороги, шахты, каменоломни, водопроводы, мосты. Римляне создали также многочисленные города: Таррагону, Барселону, Мериду. В них до сих пор сохранились древние сооружения: общественные бани, купальни, театры, цирки. Сохранились и руины римских построек в Куэнке, Сории, Севилье и Малаге. К римской эпохе относятся также амфитеатр в Сагунто и остатки колоннады в древнем центре Картахены.

 

«Дары подносящая дама» женская статуя, которая особо выделяется среди всех фигур самой большой скульптурной композиции иберийского искусства, найденной на юго‑востоке провинции Альбасете. Там расположено древнейшее святилище иберов Холм Святых (Серро де лос Сантос). По своей красоте эта скульптура может сравниться только с другими иберийскими статуями «Дамой из Эльче» и «Дамой из Баса». Она вытесана в полный рост, в смиренной позе с сосудом в руках. Лицо, прическа и одежда вырезаны с большим мастерством. Эта фигура, как и остальные найденные вместе с ней, свидетельствует об особом религиозном духе иберийского народа. Быки Гисандо это каменные скульптуры, вытесанные кельтами, проживающими на Кастильской Месете. Большая часть этих фигур статуи быков, хотя встречаются и кабаны. Все фигуры вытесаны из цельных каменных глыб. Ученые предполагают, что эти фигуры древние земледельцы расставляли на полях для магической защиты урожая. Чудовище Баласоте название скульптуры, найденной в Альбасете. Это одна из самых загадочных скульптур прероманского искусства. Она изображает лежащего быка с лицом бородатого человека и маленькими рожками. Чудовище Баласоте, как и другие подобные скульптуры, было вытесано иберами примерно в III веке до н. э. и, возможно, изображает греческое божество, покровителя рек и подводных источников.

 

Музеи Мериды и Таррагоны обладают весьма богатыми фондами экспонатов и образцов периода романизации. Северные народы, захватившие Рим и покончившие с Римской империей, создали на территории Испании богатую культуру, например вестготы, которые сделали Толедо столицей и основным центром распространения своего влияния.

Толедо. Римский мост на реке Тахо

 

Художественной культуре государства вестготов принадлежат наиболее ранние памятники искусства феодальной эпохи. Это тяжелые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере: Сан‑Хуан в Баньосе (661 год); Санта‑Комба‑де‑Банде близ Оренсе (VII век); Сан‑Педро‑де‑ла‑Наве в провинции Самора (около 700 года), капители в нефе IX – X веков. Для этого периода также характерны украшения «полихромного стиля» с яркой эмалью и цветными камнями. Наиболее ярко этот стиль представлен в реликвии «вотивная корона» короля Рецесвинга, созданной в VII веке и хранящейся сейчас в Музее Клюни.

В церковном зодчестве северных районов Испании еще в VIII – IX веках продолжали развиваться местные вестготские традиции. Они проявились в строительстве небольших каменных церквей в так называемом астурийском стиле. Расположенные близ Овьедо церквушки Сан‑Хуан‑де‑лос‑Прадос, возведенная около 830 года, и Сан‑Мигель‑де‑Линьо, построенная около 848 года, были щедро украшены внутри резьбой и росписью.

Вид Толедо

 

Проникновение арабов в 711 году и пребывание их на полуострове в течение восьми веков способствовало созданию полной блеска цивилизации, проложившей превосходный мост между Востоком и Западом. Это период слияния культур. Значительное влияние на развитие средневекового искусства Испании оказали замечательные произведения мавританского искусства. Арабы принесли в испанское искусство развитую культуру орнамента и оставили ряд великолепных памятников архитектуры в мавританском стиле. Исламское искусство достигло своего расцвета в X веке, в период халифата. Наиболее ярким и интересным из сохранившегося до наших дней являются мечеть в Кордове, построенная в VII веке, дворцовый город Медина Асахара, вблизи Кордовы, дворец‑комплекс Альгамбра в Гранаде и сады в Генералифе, созданные в XIII – XV веках. Но уже в X – XII веках мосарабы (беженцы‑христиане) приносят с собой элементы архитектуры с применением кирпича, который используется в изготовлении выносных карнизов, консолей и дольчатых куполов. Пример таких сооружений – церковь Сантьяго‑де‑Пеньяльба близ Леона, построенная около 920 года. В период после развала Кордовского халифата (XI век) были построены цитадель в Малаге и замок Альхаферия в Сарагосе. При последующем правлении Альмохадов были построены башни Хиральда и Торре дель Оро (Золотая башня) в Севилье. Искусство периода правления династии Назаринов в маленьком королевстве Гранада оставило красивейшие образцы орнаментального стиля XIV и XV веков. След ислама оказался таким глубоким, что проник даже в христианский стиль, благодаря чему сформировались два новых стиля: мосарабский – в среде христианских меньшинств и мудехар – в среде арабских меньшинств. Стиль мудехар сложился в результате слияния в архитектуре элементов готики, а позднее Ренессанса с мавританским наследием. Типичные черты стиля мудехар – богато украшенные внутренние дворики, причудливо‑изящные арки и изысканные арабески на сводах, сочетающие в себе геометрические и растительные мотивы, а также разноцветные изразцы, украшающие купола и башни. Особенно яркий пример – изразцовое убранство старого центра арагонского города Теруэль.

Овьедо. Церковь в астурийском стиле

 

Арка мечети в Кордове – образец мавританского стиля

 

Теруэль. Колокольня кафедрального собора Санта‑Мария – образец стиля мудехар

 

В XI – XII веках на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, замечательным памятником которого является величественный собор в городе Сантьяго‑де‑Компостела.

В рано отвоеванной Каталонии, тяготевшей к Италии и к южной Франции, к началу XI века стали повсеместно возводиться трехнефные церкви‑крепости, такие как Санта‑Мария в Риполе постройки 1020 – 1032 годов, близкие к романскому стилю. Французским образцам следуют и создатели первых романских церквей, построенных по заказу монашеского ордена клюнийцев. Важнейшим сооружением эпохи этого стиля являются церкви в Сантьяго‑де‑Компостела постройки примерно 1080 – 1211 годов и церковь Сан‑Висенте в Авиле, начатая в XII веке. Но одновременно вырабатываются местные особенности романской архитектуры: простота и слабая расчлененность композиции, отсутствие в храме хора, нарядная башня с куполом (симборио) над средокрестием. Интереснейшими постройками этого стиля стали соборы в Саламанке постройки 1160 года, Саморе постройки 1154 – 1174 годов и другие. Скульптура романских храмов отличается многообразием композиционных решений и богатством пластического языка. Наиболее ярко это проявилось в прекрасных образцах этого стиля: рельефах клуатра церкви Санто Доминго де Силос в Бургосе, созданных в конце XI – XII века; статуе и рельефах портала церкви Санта‑Мария в Риполе середины XII века. В фигурах «Портика славы» собора в Сантьяго‑де‑Компостела, начатого мастером Матео в 1168 году и оконченного им в 1188 году, намечаются самые ранние в Европе черты перехода к образной системе готики. В романский период появляется и новый вид искусства – раскрашенная деревянная скульптура. В сравнительно многочисленных сохранившихся росписях этого периода преобладает наивная достоверность, наглядность рассказа, которая присутствует и в образах (фронталях), написанных непосредственно на алтарях. Примеры такой росписи вы можете увидеть в стенописи XII века в церкви Сан Клементе де Тауль в Каталонии.

Саламанка. Кафедральный собор – образец романского стиля

 

Еврейское сообщество дало развитие третьей культуре периода слияния культур на земле Испании, который длился несколько веков. Эта культура близка, по своим художественным формам, к исламу. Еврейские кварталы, ритуальные бани и синагоги, такие как Трансито и Санта‑Мария ла Бланка в Толедо, а также в Кордове и Жироне, оставили свой отпечаток на рельефе того времени.

Барселона. Алтарь кафедрального собора

 

В XIII – первой половине XV века в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль. Испанская готика нередко заимствует мавританские черты, о чем свидетельствуют величественные соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо, который является одним из крупнейших в Европе.

В Каталонии был создан лучший образец гражданских сооружений эпохи готики – Биржа Лонха в городе Пальма, послужившая типологическим примером для бирж Валенсии и Сарагосы. Строительство ее велось четверть века – с 1426 по 1451 год.

Формирование собственно испанской художественной культуры протекало в условиях Реконкисты, оказавшей влияние на все стороны жизни. С ее продвижением к югу различные по своим истокам местные художественные традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на искусство Испании наложили аскетизм и фанатичное благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной борьбы, которая велась под знаменем католической церкви. В то же время тяга к яркости и изощренному богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации и ставшая традицией в южных областях Испании, проникала на север с притоком туда беженцев‑христиан.

Типичное испанское поселение с крепостью на холме

 

Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистическую пестроту и некоторую непоследовательность эволюции средневекового искусства Испании. Особенно это проявилось в архитектуре. Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесленных поселков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из заглохших римских или цветущих мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были кольца городских стен с воротами, от которых узкие извилистые улицы вели к площади обязательно с ратушей и храмом. Общей чертой также была неупорядоченность плотной застройки.

Города Андалусии с ее устойчивым «мавританским» колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома, с внутренним двориком, называемым патио, галереями, плоской глиняной или несколько покатой черепичной крышей, с отделкой внутренних стен полихромными керамическими плитками (асулехо), получил в Средние века распространение почти по всей Испании. Видоизменялся он только в зависимости от местных климатических условий, бытовых традиций и имеющегося материала.

Лишь каменные дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют каменные башнеобразные или фахверковые жилища с каменным заполнением. Эти невысокие дома, имеющие название касерио, отличаются асимметричной двускатной крышей.

Создатели каменных крепостей и замков Испании, в том числе и наиболее известных с XIV века замков Кастилии, использовали строительный опыт Франции и крестоносцев. Со второй половины XV века замки превращаются в парадные резиденции. Их композиция и внутреннее убранство становятся богаче и живописнее. Типичным представителем такой резиденции является замок Ла‑Кока близ Сеговии, построенный в XV веке.

Дворец графов Альбунерне (XVI в.)

 

Завершение Реконкисты к концу XV века, объединение всех испанских земель в едином государстве, открытие Америки и приток золота в Испанию стимулировали оживление искусства и рост городов, а значит бурную строительную деятельность. Но Испания не испытала мощного расцвета культуры Возрождения, т. к. экономический подъем страны совпал с утверждением в ней феодально‑клерикального режима. Градостроительная мысль не обогатилась новыми идеями. Вырастая за пределы средневековых крепостных стен, города сохраняли прежнюю структуру, и их новые районы застраивались так же стихийно, как и старые. Не изменился и характер массовых жилищ. Усилия архитекторов сосредоточились на постройках для знати и на отдельных общественных сооружениях. Традиционная склонность к пышной декоративности и возрождение гуманизма вдохновили на создание декоративного стиля платереско[2], в котором богатое скульптурное убранство как бы наложено поверх стены, без учета структурных членений постройки. Платереско стал национальным стилем испанского Возрождения, который наряду с элементами готики и стиля мудехар включил в себя и мотивы итальянского Ренессанса. Элементы этого стиля были завезены и по‑разному интерпретированы немецкими, нидерландскими и французскими мастерами – Колония, Эгас, Гуас и другими, работавшими в Испании уже с XV века.

Эскориал. Южный фасад

 

В Кастилии – главной области развития платереско – есть ряд храмов с причудливым декором этого стиля, светского по своему духу. Он нашел более полное свое выражение в роскошных фасадах коллегии Санта‑Крус в Вальядолиде, построенной архитектором Э. де Эгасом в 1487 – 1491 годах, дворце Касаде лос Пикос в Сеговии XVI века и многих других. С расширением в XVI веке торговых и культурных связей с Италией ренессансные формы ее искусства стали проникать оттуда в Испанию прямым путем. Образец архитектуры этого стиля – дворец Карла V в Гранаде, начатый в 1526 году архитектором Мачука.

Но по мере роста миродержавных устремлений испанских королей эти формы, усваивавшиеся испанскими художниками, стали служить целям создания некоей вненациональной культуры, лишаясь своего гуманистического содержания, предельно упрощаясь и огрубляясь. Появляются рассудочно сухие и строго официальные здания. Вплоть до середины XVII века в светской архитектуре утверждается стиль десорнаментадо (исп. неукрашенный). Он назывался также эрререско по имени X. Б. де Эрреры, строившего в 1563 – 1584 годах резиденцию Филиппа II – Эль Эскориал, в котором геометризм композиции и леденящая нагота форм доведены до предела. Но если одиноко стоящий гранитный прямоугольник Эскориала все же величествен, то бесконечно однообразные подражания ему, строившиеся последователями Эрреры в городах, производят впечатление чужеродных вкраплений.

Испанская пластика, развивавшаяся с конца XV и в начале XVI века в общем русле с архитектурой платереско, представленная скульпторами X. де Силоэ, Д. Формент, Ф. Бигерни, постепенно осваивает язык ренессансной скульптуры. Скульпторы вводят в композиции ретабло портреты, стремясь к конкретности сюжетного раскрытия той или иной евангельской сцены, но сохраняют общий декоративный подход к решению ретабло в целом. В XVI веке в скульптуре нарастают ноты драматизма и смятения. Еще по‑ренессансному гармоничные в произведениях Силоэ и Ордоньеса, в работах Берругете, таких как ретабло церкви Сан‑Бенито в Вальядолиде 1526 – 1532 годов постройки, пропорции фигур вытягиваются, иногда искажаются, следуя выражению порыва, страдания, взволнованности чувств. Нередко это стремление воплотить остроту переживания приводило в работах испанских скульпторов, например де Хуни, к внешней экспрессии.

Испанский Ренессанс, отличавшийся выраженной религиозностью и сложной декоративностью, часто рассматривают как предшественника барокко. Основные черты этого стиля можно встретить во многих городах Испании. Наиболее яркие его примеры – колокольня собора Санта‑Каталина в Валенсии, здание муниципалитета в Аликанте, кафедральный собор в Мурсии или капелла в Каравака де ла Крус. Характерные черты этого стиля – роскошно декорированные фасады, витые колонны и мраморные гирлянды, часто создающие почти театральный эффект. Интерьер соборов был богато украшен превосходной скульптурой и живописью.

 

В XVIII веке многие мастера в своем стремлении к пышной декоративности достигли почти феерической изощренности. В качестве примера можно назвать дворец маркиза «Дос Агуас» в Валенсии. Типичный образец той эпохи предельно реалистические сценки ваятеля Франсиско Сальсильо (17071783) из Мурсии.

 

В XVII веке прежде всего в культовом зодчестве Испании, относительно свободном от регламентации двора и нуждавшемся в эмоциональной насыщенности форм, начинает развиваться барокко. Мало чем отличаясь по своему объемно‑пространственному строю от итальянских прототипов, испанские барочные храмы, а затем и светские сооружения, как бы в противовес аскетичности эрререско, получают сходное с платереско пышное декоративное убранство. Во второй половине XVII века архитектором Хименес Доносо в этом стиле была построена коллегия Сан‑Томасо в Мадриде, а архитектором Беррохо в 1666 году – храм Ла‑Пасьон в Вальядолиде.

Здания, выполненные в стиле барокко, поражают пышным декоративным убранством

 

Испанское барокко, получившее здесь также название чурригереско по фамилии семьи архитектора Чурригера, уже к началу XVIII века приобрело популярность общенационального стиля. Еще умеренный в творчестве Хосе Бенито Чурригера, автора застройки в 1709 – 1713 годах города Нуэво Бастан, и у создателей ансамбля Пласа Майор в Саламанке, построенного в 1729 – 1755 годах А. Гарсией де Киньонес и А. де Чурригера, декор зданий в стиле чурригереско становится безудержно пышным и приводит к беспредельному дроблению и зрительному распаду форм. Таков подход к созданию интерьера сакристии картезианского монастыря Ла‑Картуха в Гранаде, созданного архитектором Аревало в 1727 – 1764 годах. В XVIII веке этой архитектуре, которая отвечала любви народа к декоративности и в силу своей популярности использовалась иезуитами в их религиозных постройках, противостояло дворцовое строительство пришедших к власти Бурбонов. Его ввели французские и итальянские архитекторы, такие как Ювара и другие, ориентировавшиеся на пример французского Версаля при создании дворца Ла‑Гранха около Сеговии в 1721 – 1726 годах. Дворцовое строительство, бравшее за образец римские палаццо, принималось за образец при строительстве Королевского дворца в Мадриде в 1738 – 1764 годах.

Старинные улочки испанских городов

 

Предпочтение барокко выразилось и в колониальном искусстве на Американском континенте: в Мексике, Куско, Лиме, Гаване.

Созданная в 1744 году Архитектурная Хартия в Мадриде стала проводником академического классицизма, проникшего с изгнанием из Испании иезуитов в 1767 году в культовое зодчество. Ее членами стали архитектор В. Родригес и X. де Вильянуэва. Отдельные ансамбли, созданные в XVII и XVIII веках, существенно не изменили характер испанских городов, остававшихся неблагоустроенными и сохранявшими свой средневековый облик и на протяжении почти всего XIX века. Мало коснулись стилевые изменения в испанской архитектуре и рядовых жилищ. Лишь их аркады в южных районах приобрели сходство с итальянскими.

 

Тысячелетняя Барселона переживала в XIX веке, как и многие другие крупные города Европы, архитектурный кризис: за исключением готического центра, город имел в сущности деревенскую структуру, современный стиль жизни находился в противоречии с городским устройством. В 1875 году автор одной из местных газет писал: «Барселона это лабиринт грязных улочек, плохо построенных новых или тесных старых домов, между ними высятся горы мусора, в которых гнездятся вороны. Теснота, сырость, смрад. Где просторные проспекты? Где сады? Где бульвары? Где площади? Где все то, что в остальной Европе называют «современным городским планированием?» Одновременно в глубинах европейского художественного сознания начинает пробиваться удивительное растение, которое вскоре расцветет причудливыми мозаичными пиниями и ирисами на фасадах гранд‑отелей европейских столиц, завьется сказочными изгибами чугунных решеток. Этот стиль получил в разных странах разное название «арт модерн» в России, «югендстиль» в Германии, «арт нуво» во Франции. Одной из самых причудливых его разновидностей стал каталонский «модернисме». Толпы собирались перед первыми модернистскими домами Барселоны, с удивлением разглядывая дуги‑радуги окон вместо обычных квадратных прорезей, причудливые растительные узоры вместо классических кариатид.

 

Многолетний застой в развитии испанской архитектуры и случайность застройки городов, при которой еще сильнее обнажались контрасты между центром и окраинами, между сверхбогатыми особняками и массовым жильем, все более приходившим в упадок, – все это длилось в Испании вплоть до конца 20‑х годов XX века.

Возникновение модернизма в последние годы XIX столетия связано с обновлением, внесенным гениальной рукой каталонца Гауди. Лишь творчество Антони (Антонио) Гауди (1852 – 1926) (см. раздел «Великие испанцы»), поистине архитектора стиля модерн, внесло новую струю в архитектуру. Его идеи получили воплощение в строительстве собора Святого Семейства (Sagrada Familia), парка Гуэля (Parc Güell произносится «гуэй») и других замечательных и уникальных строений в Барселоне. Но превосходные образцы этого стиля можно встретить и в Картахене, и в Теруэле.

Благодаря популярности и быстрому развитию стиля модерн, в настоящее время здания в этом стиле представлены в стране столь же богато и разнообразно, как и памятники архитектуры барокко.

В противовес строго консервативным классическим пропорциям новые здания банков, жилые дома и вокзалы своими плавными, текучими линиями и прихотливыми лепными украшениями создают впечатление большей живости и эффектности.

Заметным явлением стало градостроительное начинание А. Сорио‑и‑Мата, автора проекта «линейного города», разработанного в 1892 году, в котором впервые была выдвинута идея линейной структуры развития современного города. Но это никак не изменяло косного духа испанских городов того времени.

Строительство и до, и после Первой мировой войны 1914 – 1918 годов велось в традиционных формах «исторических стилей». С провозглашением Испанской республики в 1931 году начинается широкая градостроительная деятельность группы архитекторов и техников – ГАТЕПАК (что в переводе означает Группа испанских архитекторов и инженеров для содействия прогрессу современной архитектуры), которая возникла в 1928 году и исходила из принципов функционализма. Эта группа предприняла разработку ряда типовых зданий, предназначенных для школ, больниц, жилищ. В Мадриде началось строительство сооружений, в которых применялись прогрессивные конструкции и планировочные системы: Университетского городка, созданного в 1931 году архитектором М. Лопес Отеро, Центрального туберкулезного санатория в 1935 году, ипподрома, построенного в 1935 году инженером Э. Торроха.

После установления в Испании фашистской диктатуры направление архитектуры резко меняется, новаторские поиски отметаются как политически левые. Это приводит к тому, что Испания теряет кадры ведущих архитекторов, вынужденных эмигрировать: X. Л. Серта, Л. Лакаса, Ф. Кандела и других. Насаждается «стиль Эскориала», воплощенный архитектором Л. Г. Сото в постройке здания министерства авиации в Мадриде в 1943 – 1951 годах. Строятся церкви, монастыри и другие нарочито монументализированные сооружения.

Барселона. Собор Святого Семейства

 

Однако после разгрома фашизма в Германии и Италии франкистский режим вынужден был пойти на ряд уступок прогрессивно настроенной культурной оппозиции. В этих условиях «новая архитектура» находит применение при строительстве отдельных рабочих поселков новых городских районов в Валенсии в 1952 году, возобновляется реконструкция Мадрида, для чего архитектором X. Л. Сертом в 50‑е годы XX века разрабатывается новый генеральный план. Этот план реконструкции предусматривал свободную планировку и смешанную застройку домами разной этажности, сочетаемыми с устройством патио и квартир в двух уровнях. Наряду с функционалистскими решениями применяются принципы органической архитектуры, воплощенной архитекторами X. А. Корралес, А. де ла Сота и другими при строительстве детского дома отдыха Мирафлорес де ла Сьерра близ Мадрида в 1959 году и брутализма, использованного при строительстве жилого дома в Ситжесе в 1969 году. Однако эти работы не снимают проблемы широкой реконструкции городов и их жилого фонда, многие жители Испании по‑прежнему проживают в крайне неблагоприятных условиях, а цены на жилье в связи с его недостатком постоянно растут.

Мост в Бильбао. Арх. Калатрава

 

В последние десятилетия вклад Испании в мировую архитектуру внесли выдающиеся архитекторы Серт, Бофиль, Калатрава.