Инквизиция

 

Чаще всего это слово ассоциируется у нас именно с историей Испании. Из учебной и художественной литературы, а также исторических фильмов мы имеем достаточно смутное представление о ней. Что же действительно скрывается за этим словом, какова сущность инквизиции, тем более что ее история неразрывно связана с историей Испании?

Латинское слово «инквизиция» вошло в европейские языки во времена Средневековья. По‑латыни слово inquisitio – существительное, производное от глагола inquirere (искать, расследовать), и соответственно означало «розыск», «расследование». Inquisitio haereticae pravitatis, т. е. розыск еретической порчи. Sanctum Officium (Святое учреждение) – институт католической церкви, созданный для розыска, суда и наказания еретиков.

Теоретической основой инквизиции служил основной постулат церкви: земная жизнь не имеет цены, она только приготовление к царству небесному. Главная цель существования человека – спасение души; а следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, – величайшие злодеи, достойные лютой казни, обычной в Средние века и за другие преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со средневековым аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные инквизиторы нередко были и ревностными аскетами.

Понятие «инквизиции», в смысле розыска ереси, существовало уже в раннюю пору христианской церкви, ибо епископы еще с тех времен, да и по сей день, имеют право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они посчитают еретиками.

В IV веке христианство становится государственной религией Рима. Разделение в 395 году Римской империи на два государства привело и к разделению христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). Вскоре католический путь развития приобретает значение господствующей идеологической силы Европы. Католическая церковь, оказывая сильное влияние на все стороны общественной жизни, монополизировала образование и оставила значительный след в культуре.

Причинно‑нравственной основой инквизиции в Европе стало христианское вероисповедание. В христианстве возникало большое число новых течений, противоречащих католицизму, – «ересей». Некоторые из них становились весьма влиятельными, поэтому католикам «необходимо было» с ними бороться.

Существует много теорий о том, кому нужна была инквизиция. В частности считается, что государство значительно пополняло свою казну за ее счет, так как имущество каждого осужденного вне зависимости от степени его вины конфисковывалось. Многие также считали инквизицию гарантом политического и духовного единства в стремлениях испанского народа, выраженных в девизе «единый закон, единый король, единая вера».

Прикрываясь именем Христа, инквизиция боролась со свободомыслием

 

Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием III (понтификат 1198 – 1216). Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский собор 1215 года. Решения этого собора заложили теоретическую основу деятельности инквизиции.

Кроме еретиков и врагов церкви и короля, она преследовала принявших христианство евреев и мусульман.

Верховным главой инквизиции являлся Папа Римский. Члены инквизиционных трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от Папы. Дело инквизиции было передано орденам нищенствующих монахов – доминиканцам и францисканцам.

Инквизиция действовала почти во всех католических странах с XII по XIX век. В XIII веке инквизиционные трибуналы были учреждены в Испании, на юге Франции, в Италии, Германии, Португалии, позже в других странах Европы. Испанцы и португальцы ввели их также в своих американских владениях.

В начале XIII века еретические учения получили большое распространение в объединенном государстве Арагона и Каталонии, т. к. многие еретики искали там спасения. Вследствие этого в 1232 году местная церковь также организует в Арагоне инквизицию.

Первые смертные приговоры были провозглашены в 1301 году в Каталонии. В течение последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов.

Уже в XVI – XVII веках за пределами Испании, главным образом в протестантских государствах, появляются многочисленные памфлеты, изобличавшие жестокость испанских инквизиторов. Эта критика особенно усилилась в XVIII веке в рядах деятелей Просвещения – от Вольтера и энциклопедистов до публицистов времен Французской революции. При этом, клеймя мракобесие и бесчеловечную жестокость инквизиторов, некоторые приписывали всему испанскому народу якобы извечно присущие ему фанатизм и преданность консервативным началам. «Черная легенда» об испанской инквизиции перерастала в «черную легенду» об испанском народе. Следует понимать, что под влиянием религиозной истории общества и сложившегося менталитета, при постоянном внедрении в сознание народа идеи о грехе инакомыслия подобного рода религиозная организация не могла не возникнуть. Правда, в Испании инквизиция приобрела глобальный характер.

Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в Испании костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, где торжествовал разум, где шла борьба за социальную справедливость. От суда инквизиции не спасали ни социальное положение, ни пол, ни возраст, ни даже сама смерть, т. к. осуждение распространялось на родственников и на потомков в трех поколениях.

В 1464 году Изабелла I становится королевой Кастилии, а в 1478‑м папа Сикст IV учреждает там инквизицию. В 1469 году принц Фердинанд становится королем Арагона, и, женившись на Изабелле, объединяет Кастилию и Арагон в единое Испанское государство. А в 1492 году испанцы завоевывают Гранаду – последнее арабское государство на полуострове.

XV – XVI века в истории Испании – это начало кризиса феодального устройства. Инквизиция в это время была последней надеждой церкви сохранить потерянное господство. Томас де Торквемада (ок. 1420 – 1493), монах‑доминиканец, убеждает королей объединенного государства Кастилии и Арагона Изабеллу I и Фердинанда II в том, что новая инквизиция должна укрепить королевскую власть. Король Фердинанд II Арагонский учреждает так называемую «новую» инквизицию и ставит во главе ее Томаса де Торквемаду. Появились первые инквизиторы Мигель де Морильо и Хуан де Сан Мартин. Слухи о еврейском заговоре привели к первым арестам, и состоялось первое аутодафе, святая процессия, представляющая собой многолюдное шествие горожан, подготовку узника к экзекуции, пение траурных гимнов, оглашение приговора, облачение в «санбенито» (одежду, символизирующую степень вины), предшествующее массовой смертной казни, происходившее впоследствии по два раза в месяц. В 1482 году Папа утверждает 8 новых инквизиторов, в том числе и Томаса де Торквемаду, отличавшегося суровостью и аскетизмом. Став духовником королевы и ее супруга, он втайне способствовал учреждению инквизиции, а в 1483 году стал Генеральным инквизитором Кастилии.

Новая инквизиция становится грозным оружием абсолютизма в руках власти под прикрытием внутренних вооруженных сил – Святого Братства (Santa Hermandad) в борьбе против всех инакомыслящих.

Она получила широчайшие возможности главного защитника христианской веры, что позволило ей вмешиваться практически во все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть инквизиционных судилищ.

После упорного сопротивления дворянства в 1484 году было дано согласие на создание трибуналов в Арагоне. Но богатые «конверсо» все равно сопротивлялись и устраивали тайные покушения на инквизиторов после первого процесса. К этому времени «фабрики смерти» охватили всю Испанию.

 

Исторический факт: однажды испанская инквизиция приговорила к казни целую страну Голландию за то, что ее жители принадлежали к протестантской, а не католической церкви и, следовательно, были еретиками.

 

За короткий срок инквизиция превратилась в совершенную модель административной пирамиды, приспособленную для управления всей страной. В 1484 году Торквемада составил «Инструкции», которые превратились в свод законов инквизиции. Согласно ему Генеральный инквизитор руководил деятельностью всех трибуналов. В распоряжение совета поступали все штрафы и конфискованное имущество, треть которых уходила в казну государства, а все остальное составляло бюджет инквизиции. Все ее служители должны были обладать «чистой кровью». Была разработана подробнейшая иерархия должностей и ответственных лиц. Большую часть инквизиции составляли внештатные работники, т. е. доносчики, которые публично демонстрировали свою близость к Священному трибуналу.

Для того чтобы привлечь кого‑либо к ответственности, разумеется, требовались основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение одним лицом другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам. Тот, кто откликался в установленный срок на призыв инквизиторов и сообщал ему сведения о еретиках, получал награду. В проповедях инквизиторы объясняли верующим отличительные черты различных ересей, признаки, по которым можно обнаружить еретиков, хитрости, на которые последние пускались, чтобы усыпить бдительность преследователей. Здесь же, наконец, определялись способы или формы доноса. Печальная слава, сопутствовавшая инквизиции, создала среди населения атмосферу страха, террора и неуверенности, порождавших волну доносов. Подавляющее большинство этих доносов было основано на вымыслах или нелепых и смехотворных подозрениях. Люди спешили «исповедаться» перед инквизитором в надежде в первую очередь оградить себя от обвинений в ереси. Особенно старались доносчики, действовавшие из корыстных побуждений, в надежде получить за выдачу еретиков часть их состояния.

Наряду с этим инквизиторы пользовались и другими источниками получения информации об инакомыслии, в частности: художественные, философские, политические и иные произведения, в которых высказывались «крамольные» мысли и идеи. Несоответствие этих произведений принципам католической ортодоксальности служило более чем достаточным основанием для привлечения их авторов к судебной ответственности.

Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их и в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев, сторонников и друзей. Были организованы «периоды милосердия», которые по своей сути являлись ловушками для еретиков. Главная особенность судопроизводства состояла в секретности всех этапов, например, обвиняемый не мог знать имен доносчиков. От обвиняемого требовали раскаяния, которое вовсе не исключало наказания. В качестве наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенных содержали в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.

Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый был психологически подготовлен признать свою вину, если же он «упорствовал», то отправлялся в комнату пыток. Согласно инструкции он мог подвергнуться пытке лишь единожды. Чаще всего применялось три вида истязаний: оборотами веревки, водой и дыбой. Все наказания делились на две категории: для «примирившихся» и для «упорствующих». Для первой категории существовали три типа наказаний: духовные, физические и материальные. Для второй категории было единственное наказание – смерть через сожжение, которое призвано было устрашить народ. В первые полстолетия инквизиторы приговаривали к смерти 40% всех подсудимых. В случае если еретик умирал до суда или успевал скрыться, то его казнили заочно, сжигая его чучело.

Все приговоры объявлялись на аутодафе – зрелище, призванном устрашить тысячи зрителей. О предстоящей процессии извещали весь город. С самого утра дня казни совершались тщательные приготовления и устраивались внушающие страх декорации на площади. В 7 утра обычно начиналось аутодафе. По площади продвигалась процессия из монахов, солдат и осужденных, которых облачали в «санбенито». Судимые шли, разбитые группами по категориям в порядке увеличения степени их вины. Затем церковь символично передавала каждого осужденного светским властям, которые оглашали приговор. После этого еретиков, осужденных на смерть, уводили за город и сжигали. Впоследствии их «санбенито» вывешивали на городских стенах, как символ позора.

Главным объектом гнева испанской инквизиции за время ее существования была «иудействующая ересь». Основная причина этого явления состоит в том, что когда в 711 году мавры завоевали большую часть Иберийского полуострова, образовались две группы государств: испано‑христианские и арабо‑мусульманские. После этого до 1492 года шел процесс отвоевания испанских земель. За это время мавры и христиане наладили тесные взаимоотношения, отчасти благодаря евреям. Но учреждение инквизиции нарушило это относительно мирное сосуществование трех народов.

Гоняясь за ересью, христиан убедили, что мавры и евреи пользуются благами христианской цивилизации. Но осложнять отношения с маврами было опасно, т. к. Гранада была достаточно сильным государством и еще оставалась под арабским влиянием.

Франсиско Рим. Аутодафе 1680 года

 

Евреи в середине XII века из‑за нашествия приверженцев мусульманской религии были вынуждены переселиться в Испанию и южную Францию. Преследование евреев в Европе началось непосредственно с началом крестовых походов, призванных освободить Гроб Господень и Святую землю Палестины. В 1096 году здесь прокатилась волна еврейских погромов. Многие еврейские семьи формально приняли христианство, оставаясь верными своей религии. Во Франции в 1276 году была сожжена первая группа таких «новых христиан». Арагонский король Джауме I ограничивает сферу деятельности евреев. Растет насилие по отношению к ним: их обвиняют в разных бедах, в том числе в эпидемии чумы, они поголовно уничтожаются.

Испанская инквизиция активно участвует в насилии и притеснении – 6 июня 1391 года перестала существовать самая многочисленная еврейская община «севильская альхама». Более 4 тысяч евреев было убито, около 20 тысяч приняли христианскую веру. Насилия и убийства, происходящие под покровительством правительства и церкви, охватили всю Испанию. 13 лет происходили погромы и грабежи еврейских общин по всей территории страны. С 1391 года половина общин исчезла совсем, а оставшиеся состояли из крещеных евреев.

В начале XV века на судьбу евреев повлияла деятельность доминиканского монаха Винсента Феррера. Он три года ходил по городам Испании и проповедовал всеобщее крещение евреев, порождая в народе еще большую к ним ненависть. По его инициативе был принят Вальядолидский устав, сильно ограничивающий права еврейского населения.

Новый папа – Мартин V крестил «по доброй воле» около 3 тысяч испанских евреев. Это не принесло желаемых результатов, но очень напугало иноверцев.

Всего в XV веке число новообращенных составляло от 200 до 300 тысяч. Чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, многие евреи были вынуждены перейти в христианскую веру, но большинство тайно оставались верными религии предков. Конфликты возникали также и внутри еврейских общин, между правоверными и крещеными их представителями, потому что среди новообращенных были люди, искренне принявшие христианскую веру, но были и такие, которые, приняв ее, стремились покинуть общины, чтобы сберечь свое богатство.

Еврейский квартал в Толедо сохранился до сих пор

 

Поначалу христиане достаточно благожелательно отнеслись к «новым христианам», на них даже не распространялись условия Вальядолидского устава. Крещеные евреи стали весьма влиятельным общественным слоем, многие из них даже получили дворянские патенты. Но вскоре их верность религии Христа все больше стала подвергаться сомнениям, и возникли споры о «чистоте крови», что противоречило нормам христианской этики. После 1449 года «новым христианам» было запрещено занимать муниципальные должности. Спустя несколько десятилетий требования изгнания правоверных евреев и инквизиционный трибунал для «иудействующих новых христиан» были воплощены в жизнь.

В 1492 году был подписан указ об изгнании евреев из всех владений испанских государей. Этот указ для евреев вышел совершенно неожиданно. Как следствие, резко возросло число новообращенных христиан, которое в 2 – 3 раза превысило число правоверных евреев. На протяжении всего XV века принимались меры, направленные на то, чтобы сделать жизнь испанских евреев невыносимой. Местные власти стремились исключить возможности для общения евреев с христианами. В 1580‑х годах стало особенно заметно сокращение числа правоверных евреев в Испании. Казна тем временем значительно пополнилась за счет налогов, взимаемых с еврейских семей. Стараниями инквизиции гонения усилились. Все эти меры имели большое психологическое значение для нагнетания в стране обстановки напряженности и ненависти к иудейскому народу.

Решение об изгнании евреев было принято в связи с деятельностью инквизиции и влиянием на королевских особ Генерального инквизитора Торквемады. Кроме того, антисемитские настроения в массах, нагнетаемые многолетними проповедями инквизиторов, повлияли на принятие этого решения. Но решающее значение для появления указа имели стремления абсолютистского государства к всеобщему объединению под единой религией. Это объясняет еще и то, что указ появился сразу после освобождения Гранады от арабского влияния, что сыграло немалую роль в формировании единого государства.

Вопреки ожиданиям власти, большинство оставшихся евреев предпочитали изгнание насильственному крещению. «По закону» им разрешалось продать свое имущество за 2 – 3 месяца, но местные власти нередко конфисковывали его, тем самым нарушая этот «закон».

Огромные движения изгнанных еврейских масс, толпы, в которых было около 100 тысяч человек, тянулись по испанским дорогам по направлению к гаваням. Но путь был настолько труден из‑за постоянных грабежей и обманов, что многие все же предпочитали вернуться в Испанию и принять христианство. По существу можно сказать, что был принесен в жертву целый народ, ни в чем не повинный и подвергшийся геноциду только за то, что отказался отречься от веры своих предков.

На протяжении многих столетий на Иберийском полуострове возникло несколько районов компактного проживания мавров. Это Арагон, Каталония и Валенсийское королевство. Здесь они составляли треть населения и успешно сосуществовали с испанцами‑христианами. Другим центром являлась Гранада, где даже после завоевания испанцами в 1492 году арабы составляли больше половины населения. В остальных местах арабское население было невелико, и большая часть его были морисками, т. е. крещеными.

После изгнания евреев стали приниматься меры для принятия маврами христианства, противоречащие условиям арабской капитуляции. Вскоре эти действия переросли в массовое и насильственное крещение. В 1502 году был опубликован декрет, который ставил мавров перед выбором крещения или изгнания. В 1527 году уже считалось, что ислам официально изгнан из Испании, но что крещение было для многих мавров не вполне добровольным и некоторые мориски не слишком сведущи в вопросах Святой веры. Против неблаговерных морисков избрали испытанное оружие инквизиционных преследований. В 1526 году в Гранаде был учрежден инквизиционный суд. В это время начинается ограничение прав морисков, и ведется политика внедрения «старых христиан» в поселения морисков, которая порождала вражду и нетерпимость.

Испания, ведя войну против протестантов в Европе, начинает войну с гугенотами. По слухам, мориски обвинялись в тайном сговоре с ними. Также их обвиняли в сотрудничестве с враждебными турками, нанесшими серьезное поражение Испании. Поэтому права морисков все сильнее сужались королевскими указами. Инквизиция в Гранаде сжигала 80% всех осужденных морисков. Со стороны мавров были предприняты слабые попытки восстания, но силы были неравными. Для прекращения сопротивления были предприняты меры по их переселению на север страны, вследствие чего оставались большие обезлюдевшие территории. Наряду с этим в новых местах обитания мавров усиливается инквизиция.

Под страхом готовившегося крупномасштабного восстания всех врагов Испании Филипп III в 1609 году решает осуществить поэтапное изгнание морисков. В течение 5 – 6 лет было изгнано приблизительно 275 000 человек, в результате чего страна лишилась многих искуснейших ремесленников.

В XVI – XVII веках в Европе появилось новое веяние в деятельности инквизиции – безумие, связанное с вымыслами о ведьмах, колдунах и т. д. Люди, которые обвинялись в этих грехах, отличались от других своими способностями и знаниями, за это их подозревали в связях с сатаной. В Средние века ведьмы и ведуны заняли среди всех категорий этих людей почетное место. Слово «ведьма» и на русском и на английском (witch) образуется от слова «ведь» (wit), означающее знание и разум. Сначала ведьмы считались грешницами «не по злому умыслу», но с XII – XIII веков их обвиняют в добровольном пакте с дьяволом.

Мавры оставили след в облике городов Испании

 

Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство. Также им приписывали невероятные возможности, такие, как летать, превращаться в диких животных и прочее. Их все чаще отправляют на костер. Стала появляться литература на тему ведьм и буллы как священные уставы, в их числе знаменитая булла "Summis desiderantes". Самая знаменитая книга на тему ведьм – «Молот ведьм», написанная в 1487 году, которая вобрала в себя все народные предания и стала наставлением для инквизиторов Европы.

Титульный лист «Молота ведьм». Лионское издание 1669 г.

 

Изгнание бесов с помощью молитвы

 

В этих книгах ведьмы описываются как уродливые старухи, деятельность которых обычно направлена на силы природы. Иногда они изображались молодыми девушками, соблазняющими мужчин. Как это сейчас ни странно, но все народные выдумки о полетах и превращениях ведьм стали содержанием серьезных богословских сочинений и протоколов инквизиционных трибуналов. Практически все данные, известные о ведьмах на сегодняшний день, взяты из двух источников. Самый главный источник – это показания самих ведьм на пытках. Заключенные в неволю, подвергшиеся воздействию инквизиторов и надеявшиеся на снисхождение, они готовы были признаться в чем угодно, тем более, что нередко они и сами верили в эти истории под психологическим прессингом инквизиции. Другие сведения, дошедшие до нашего времени, основаны на произведениях искусства тех времен.

Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх. Она совпала с эпохой Возрождения, которая стала выражением противодействия сил прогресса и старых мировоззрений. Этот факт объясняет еще и то, что по всей Европе велись кровопролитные войны представителей разных направлений христианства за свою религию. Ведьмы для этих противоборствующих сил стали как бы поводом, на который можно было свалить всю вину. Охота на ведьм была коллективным безумием, охватившим все страны Европы и казнившим за каждую мелочь. В течение двух с лишним столетий эта эпидемия унесла множество жизней. За это время было осуждено около 200 тысяч человек. Закончилась эта стихия тогда, когда в ведовстве стали обвинять членов семей правителей, потому что это подрывало устои государства.

Удивительно, но во время этой лихорадки Испания и ее инквизиция проявили себя скромнее всего. Дело в том, что у испанского государства в то время были более существенные враги: евреи, мавры и протестанты. Но все же казни за этот грех были достаточно массовые и жестокие. Очаги охоты на ведьм возникали локально и в основном около французских границ, при этом инквизиция не брала на себя всю ответственность за них. Происходили эти казни на протяжении всего XVI века. Некоторые даже умудрялись прилично зарабатывать на поимке ведьм. В XVII веке охота на ведьм приобретает политическое значение, достигая своего апогея, и «сходит на нет» в начале эпохи Просвещения.

Но все же, несмотря на сильную власть, инквизиция не могла, как и все в этом мире, длиться вечно. Против ее изуверств были направлены массовые народные движения XVIII века. Ограничению деятельности инквизиции также способствовало укрепление королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпох Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах в XIV веке, во Франции – в 1789 году, в Португалии – в 1820 году. В Испании инквизиция прекратила свое существование в 1834 году, а в американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость – в 1810 – 1826 годах.

Печальная слава испанской инквизиции затмила злодеяния инквизиторов в других странах. О ее кровавых расправах написаны сотни книг. О ней пишут и будут писать испанские историки и историки других стран, рассказывая о ее жестокостях в назидание потомству. В Испании инквизиция достигла своей «высшей» степени развития. Испанская инквизиция стала примером, эталоном для учреждений такого же рода во всем христианском мире.

И действительно, нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты церковной и государственной полиции, как это было здесь, в стране, управляемой католическими монархами.

Испанская инквизиция оставила кровавый след в истории. Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томящихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий итог деятельности инквизиции. Среди ее жертв – философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, руководители и участники народных движений и восстаний, герои патриотической борьбы, противники папства и феодальных порядков. Инквизиция погубила много известных личностей, благодаря которым сегодня наука, искусство и творчество были бы на более высокой ступени развития.