Иностранные инвестиции

 

Основным источником развития экономики любой страны являются инвестиции, особенно те, которые вкладываются в предприятия иностранными инвесторами, т. к. это является дополнительным источником налогов и создания новых рабочих мест без отвлечения финансовых ресурсов из других отраслей или регионов, а тем более – за счет социальной сферы.

Все из вышеперечисленных и предусмотренных законодательством Испании форм коммерческих предприятий могут использоваться иностранными инвесторами. Тенденция инвестирования в определенные формы предприятий соответствует общей тенденции в использовании этих форм по стране.

Функционирование свободной экономической зоны Канарских островов регулируется специальным законом 1994 года. Его действие заканчивается 31 декабря 2024 года. Специальный (офшорный) режим Канарских островов является в настоящее время одним из самых привлекательных для иностранных инвесторов на пространстве ЕС. Налог на доход корпораций составляет всего 1% (для сравнения – 30 – 35% на материке).

По совокупности налоговых льгот и привилегий налоговый режим Канарских островов оставляет позади преимущества испанской налоговой системы. В этой связи в последнее время в Брюсселе – штаб‑квартире ЕС – все чаще раздаются голоса об упразднении этого фискального оазиса в рамках ЕС. Особую активность в этом вопросе проявляет Германия. Сторонники этой точки зрения ссылаются на принципы европейской конвергенции и на возможность использования льгот, предоставляемых Канарским налоговым спецрежимом для ведения недобросовестной конкуренции. Пока эти попытки наталкиваются на жесткую позицию испанского правительства, которое отстаивает в Брюсселе тезис о том, что сохранение специального налогового режима Канарских островов, их особого периферийного статуса – чуть ли не единственный способ поддержания устойчивых темпов социально‑экономического развития этой островной территории.

В настоящий момент действует общий режим либерализации иностранных инвестиций на территории Испании в форме последующего уведомления соответствующих административных органов в административных, экономических и статистических целях. Исключение составляют инвестиции, осуществляемые из свободных от налогов зон.

Очень важным в этом вопросе является определение субъектов инвестиций. К иностранным инвесторам относятся: физические лица – нерезиденты и юридические лица, зарегистрированные за рубежом.

Объектами инвестиций могут быть инвестиции, реализованные посредством какой‑либо из следующих операций:

1. Участие в испанском предприятии. Под участием понимается учреждение предприятия, долевое участие или приобретение акций существующего предприятия, в полном объеме или частично, а также приобретение прав на покупку акций, облигаций с возможностью их последующей конвертации в акции и других аналогичных ценных бумаг, дающих право на участие в капитале и управлении предприятием.

2. Учреждение и увеличение финансирования постоянного представительства или филиала.

3. Приобретение прав требования по ссудам, выданным резидентами Испании.

4. Участие в инвестиционных фондах – членах рынка ценных бумаг.

5. Приобретение недвижимости на территории Испании на сумму, превышающую 3 миллиона евро, а также независимо от стоимости, если оплата производится из свободных налоговых зон.

6. Учреждение или участие в соглашениях о капитальных вложениях на сумму, превышающую 3 миллиона евро, а также независимо от размера вклада, если оплата производится из свободных налоговых зон.

Официальная регистрация инвестиций в административных органах осуществляется в соответствии со следующими нормами: по общему правилу инвесторы лично декларируют вложения. В случае, если операции по инвестированию требуют нотариального удостоверения, то по соглашению сторон, обязанность по регистрации может быть возложена на нотариуса.

В исключительных случаях действуют следующие правила:

• Предприятия, оказывающие услуги по реализации инвестиций, кредитные организации и другие финансовые учреждения обязаны декларировать операции по инвестированию, если вложения производятся в ценные бумаги, котирующиеся на рынке ценных бумаг. В случае инвестиций в некотирующиеся ценные бумаги и их последующей регистрацией или оставлением на хранение в соответствующих учреждениях (специализированные подразделения банков), последние выполняют рассматриваемую обязанность.

• Организации, управляющие делами испанских инвестиционных фондов, уведомляют соответствующие государственные органы о поступивших в них вложениях. В случае приобретения именных акций испанской компании, указанная обязанность возникает у последней с момента внесения инвестора в списки аффилированных лиц компании.

• Предприятия с иностранными инвестициями, составляющими от 10 до 50% уставного капитала или превышающими в общей сложности сумму 3 миллиона евро, а также постоянные представительства или филиалы обязаны предоставлять годовой отчет об использовании инвестиций в своей деятельности.

• Для осуществления инвестиций в сферу деятельности, связанную с национальной безопасностью, а также для приобретения на фондовой бирже пакета акций компании (5% и более), работающей в данной области, необходимым условием является получение предварительного разрешения в административных органах государства.

• Требуется разрешение на инвестиции в следующие области: оборонная промышленность, транспорт, связь, добыча нефти и газа, игорный бизнес, банковская и страховая деятельность, рыболовство. Отсутствие ответа на заявку инвестора в тридцатидневный срок является разрешением на инвестиции.

 

Таково законодательство и порядок иностранного инвестирования в Испании, а воспользоваться им как информацией или руководством к действию – личное дело каждого. Если в данном случае воплотится в жизнь выражение «кто владеет информацией – владеет миром» и вы овладеете хоть частичкой его благодаря именно этой информации, будем надеяться, что затраты на приобретение этой книги вы окупите.