Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Верхошанский

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ: БЛОКОВАЯ СИСТЕМА ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Верхошанский

 

Блоковая система - это нетрадиционная форма организации тренировочного процесса в годичном цикле, предназначенная исключительно для спортсменов высокого класса, как в любительском, так и в профессиональном спорте.

Эта форма исходит из известных общих закономерностей долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности [38, 52, 55, 56, 58, 59, 62], а также результатов проведенных автором и его сотрудниками исследований закономерностей процесса становления спортивного мастерства [11, 21, 37, 38, 39, 46, 70, 77] и морфофункциональной специализации организма [8, 15, 17, 20, 43, 44, 66, 80] в ходе многолетней подготовки. Создание в тренировочном процессе оптимальных условий для реализации этих закономерностей - главная целевая задача блоковой системы [43, 46-51, 67, 70, 75, 81, 84].

 

Введение в проблему. 40 лет назад впервые была обоснована необходимость системного использования средств специальной физической (силовой) подготовки в тренировке спортсменов высокого класса. Подчеркивалось, что "вместо неоправданных поисков какого-то абсолютного средства (в то время это был весьма актуальный вопрос. - Ю.В.) необходимо обратить внимание на создание системы средств - системы, максимально способствующей достижению требуемого эффекта при минимальных затратах времени и энергии спортсмена "[6, 8]2.

Дальнейшее развитие этой идеи привело к разработке "принципа концентрации силовых средств" на ограниченном во времени этапе" и "сопряженно-последовательной системы" организации нагрузок различной преимущественной направленности, затем к "принципу приоритета специальной физической подготовки " и "программно-целевому принципу организации тренировочного процесса " в годичном цикле" и, наконец, к "блоковой системе" построения тренировки спортсменов высокой квалификации [15, 21, 24, 27-31, 35, 43, 47, 50]. Эта система и ее принципы выдержали жесткую критику сторонников устаревшей концепции "периодизации" тренировки (подробнее об этом см. в [97 и 106]) и с конца 70-х гг. уже внедрялась в практику [23-30].

Анализируя проблему подготовки советских спортсменов к Олимпийским играм 1988 г., заместитель председателя Госкомспорта СССР А. Колесов писал, что "ведущие тренеры в легкой атлетике, гребле академической и ряде других видов спорта используют так называемый блоковый метод построения тренировок, когда основная направленность работы (например, на преимущественное развитие силы или скорости) не меняется в течение нескольких дней и даже недель" [87]. В то же время он подчеркивал необходимость обращения особого внимания на взаимосвязь применяемых в тренировке средств и методов. "Содержание комплексных целевых программ показывает, - писал он, - что именно в отстающих видах спорта даже при общих больших объемах тренировок нет сопряженности средств и методов. Эффект от тренировочной работы зачастую гасится последующей безграмотной тренировкой. Нашим ученым следовало бы полнее разобраться в вопросах сопряженности (здесь и выше выделено автором. - Ю.В.) нагрузок, средств и методов разного характера" [87].

Однако у "наших ученых" того времени не было особого желания заниматься столь непростым делом. В то же время наши энтузиасты-тренеры уже неоднократно излагали в печати положительный опыт использования блоковой системы и составляющих ее принципов в различных видах спорта (например, в публикациях [88-94]).

В западноевропейской литературе сообщения о блоковой системе сегодня встречаются все чаще [95-105].

 

Например, говоря о понятии "блок", лежащем в основе названия новой системы тренировки, G. Cometti отмечает в своей книге [95]: "Этим понятием мы обязаны Верхошанскому (1985). Согласно этому автору для развития определенного качества необходимо дать ему приоритет в течение достаточно длительного времени. Верхошанский изобрел, таким образом, понятие БЛОК... и предложил структуру тренировки для спортсменов высокого уровня, включающую три больших блока".

В одной из своих статей начала 80-х гг. [96] P. Tschiene писал, что "...блоковая структура Верхошанского, в настоящее время очень распространенная в литературе, представляет собой прогресс в теории и методологии спортивной тренировки... и может рассматриваться как дальнейшее развитие модели периодизации Матвеева". Позднее, неоднократно возвращаясь к этой проблеме, P. Tschiene подчеркивал [97]: "Важнейший принцип блоковой концепции Верхошанского указывает на необходимость постепенного повышения интенсивности стимулов в соответствии с развитием адаптационного процесса (выделено мною. - Ю.В.). Критики его концепции утверждают, что и другие авторы, например Харре, 1971, Матвеев, 1977, и Платонов, 1984, подчеркивали эту необходимость. Предположим, что это так. Однако никто из них не сделал это в такой радикальной форме, как это сделал Верхошанский".

"Когда планирование тренировки ведется под обычным девизом - "всего понемногу", - пишет доктор G. Frey [99] из научно-исследовательского института спорта в Тюбинге (Германия), - трудно добиться успеха. "Поэтому начиная с определенного уровня подготовленности используется так называемая блоковая система Верхошанского... и, как показано, такой вид тренировки функционирует с необыкновенно впечатляющим успехом в скоростно-силовых дисциплинах: легкой атлетике, плавании, гребле, лыжных гонках и также в теннисе. Такой вариант тренировки, функционирующий вне идеи Матвеева, уже предусмотрен в учебных планах Германской теннисной федерации (Deutscher Tennis Bund, 1996)". P. Tschiene сообщает, что в Германии "концентрация содержания нагрузок согласно блоковой структуре типична для современной подготовки в конькобежном спорте" [97].

В новом руководстве для тренеров, выпущенном недавно Федерацией легкой атлетики Италии [102], указывается, что "...в развитии методологии спортивной тренировки разработка блоковой структуры Верхошанского и ее дифференциация для различных дисциплин легкой атлетики представляет собой несомненный прогресс, никогда и никем еще не осуществленный прежде". Например, в статье F. Angius, старшего тренера в метаниях национальной сборной команды Италии, представлена "форма программирования тренировки блоками, теоретически обоснованная русским ученым Юрием Верхошанским и используемая сектором метаний в федеральной структуре" [105].

Нет необходимости продолжать бесконечный ряд таких примеров. Казалось бы, что целевая ориентация, смысл и содержание блоковой системы, а также ее значимость для практики подготовки спортсменов высокого класса достаточно ясны. Однако материалы, представленные несколько лет назад на страницах журнала "Теория и практика физической культуры" в рамках дискуссии о необходимости обновления теории и методологии спортивной тренировки, свидетельствуют, что это далеко не так [106]. Никакого внимания вынесенным на обсуждение идеям, касающимся принципиального обновления устаревшей теории спортивной тренировки, уделено не было. Большинство участников этой "дискуссии" писали о своем, мимоходом обвиняя автора во всех грехах, бездоказательно, но безапелляционно отрицая право на существование иных мнений и принципов , кроме концепции "периодизации" тренировки, "получившей признание практически во всех спортивно развитых и многих других странах мира". Отсюда у читателей и у нового поколения соискателей научных степеней может сложиться впечатление о блоковой системе как о некоем частном методическом приеме организации тренировочного процесса, а не о практическом выражении принципиально нового методологического подхода к научным основам всей системы тренировки. Такое прагматическое понимание фундаментальных проблем теории тренировки, к сожалению, дезориентирует научную молодежь и порождает обскурантизм у практических тренеров.

Популярность блоковой системы в спортивной практике и некоторые недостатки описательного характера в прежних публикациях автора (30-летней давности), равно как и некоторые не выдержавшие проверки временем гипотезы и "терминологические новации", а главное - искаженное до примитива толкование его идей негативно настроенными оппонентами, вызывают необходимость в возвращении к рассматриваемой проблеме. Но прежде чем это сделать, представляется целесообразным:

- обратить внимание на некоторые принципиальные вопросы, касающиеся современного состояния теории и методологии спортивной тренировки;

- вкратце изложить исходные посылки к разработке блоковой системы тренировки, ее теоретико-методологическую основу, принципиальные понятия и практическую технологию ее построения.

 

Теоретико-методологические основы концепции блоковой системы тренировки: закономерности, понятия, принципы. Методологический подход автора к исследовательской деятельности в области спортивной тренировки с самого ее начала в середине 50-х гг. базировался на главных принципах диалектики: принципе всеобщей связи и принципе развития.

 

Руководящие идеи этих принципов были созвучны интересам автора как практического тренера, ибо содержали указания к пониманию и решению таких фундаментальных проблем, как системная организация тренировочной нагрузки [8], биодинамическая структура сложного двигательного действия [9], функциональная структура спортивной работоспособности [35], связь динамики состояния спортсмена с выполняемой нагрузкой [28].

Идеи этих принципов определили в конечном итоге целевую направленность исследования путей решения проблем программирования тренировки и управления ее ходом, а также постановку его задач, практическую организацию и интерпретации результатов.

Основным и методами научного поиска явились системный подход и структурно-функциональный анализ содержания и динамики процессов, лежащих в основе становления спортивного мастерства, что отчетливо проявилось в тематике и выводах публикаций тех лет [1-11, 13, 14].

Естественно-научное содержание методологии исследования составили достижения дисциплин биологического профиля (физиологии, биохимии, эндокринологии, биомеханики, спортивной медицины). Объединение профессиональных достижений этих наук на общей теоретико -методологической платформе, в центре которой явственно обозначилась проблема адаптации человека к условиям напряженной мышечной деятельности, принципиально изменило традиционную парадигму, сформировавшуюся в теории и методике спортивной тренировки много лет назад в качестве образца для решения исследовательских задач и трактовки их результатов. Вместо традиционной "педагогической" ориентации был сформулирован и обоснован принцип "приоритета ее биологической составляющей", который качественно изменил роль теории в спортивной деятельности и сделал возможным поднять ее на уровень научной дисциплины, функцией которой является выработка и обобщение объективныхзнаний в этой области [46-51].

Методологически центральную роль в формировании и развитии теории играет, как известно, идеализированный объект, лежащий в ее основе, т.е. теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций [1, 2, 61, 64]. Построение идеализированного объекта, как известно, - необходимый этап создания теории, осуществляемый в специфических формах для разных областей знания. Но во всех случаях, в том числе и в области теории спортивной тренировки, он выступает как конструктивное средство развертывания всей системы теории. Вместе с тем он неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Рис. 1. Принципиальная модель процесса становления спортивного мастерства. W - моторный потенциал организма, T - умение спортсмена его эффективно использовать, i - интенсивность тренирующих воздействий на организм, t - время в годах [35]

На основе выявленных существенных, объективно необходимых и повторяющихся связей между отдельными составляющими многолетней и многогранной спортивной деятельности в качестве идеализированного объекта теории спортивной тренировки была разработана принципиальная модель процесса становления спортивного мастерства [15, 25, 35, 43, 66, 69, 80].

 

Модель выражает динамику и взаимообусловленность реально существующих связей между тремя главными составляющими этого процесса (рис. 1) относительно общего времени (t), затраченного на тренировку 3. Она наглядно иллюстрирует, что повышение моторного потенциала (W) за счет наращивания интенсивности тренирующих воздействий (i) и совершенствование умения спортсмена эффективно его использовать посредством конкретной системы движений (Т) представляется ведущим инвариантом тренировочного процесса , а степень полноты реализации моторных возможностей - главным критерием его эффективности [15, 18, 21, 26, 30, 35, 43].

На основе теоретического исследования идеализированного объекта по литературным источникам и собственным экспериментальным данным были сформулированы в первом приближении эмпирические (феноменологические) закономерности процесса становления спортивного мастерства [7, 11, 17, 18, 21). Впоследствии, будучи рассмотрены в свете известных биологических знаний и положений, в том числе теории адаптации, они приобрели значение теоретических законов, которые раскрывают глубокий механизм их формирования и функционирования, вводят теоретические (ненаблюдаемые) объекты и объясняют причинные условия прогрессивного развития спортивного мастерства [35, 37- 39, 43, 46, 50].

В результате традиционный аналитико-синтетический подход к изучению и пониманию организации тренировочного процесса уступил место программно-целевому [29, 30, 33, 35, 49-51], развивающемуся на основе количественных методов исследования.

С точки зрения программно-целевого подхода тренировочный процесс представляется не как аддитивное образование, составленное из цепочки микроциклов с разными названиями и комбинируемое на субъективно-умозрительной основе в том или ином линейном сочетании. Это монолитное образование, система тренирующих воздействий, дифференцирующаяся на микроциклы , содержание и организация которых определяются целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей адаптации организма к конкретному двигательному режиму [35, 43, 47, 49]. При этом целевая задача (задачи) подготовки спортсмена проецируется на все микроциклы тренировочного процесса и выражается в конкретных значениях содержания, формах организации и объемах тренирующих воздействий. Это, в свою очередь, изменяет и функцию микроциклов в системе тренировки. Вместо "основной структурной единицы построения тренировки" они приобретают функцию рабочей (организационно-временной) формы для упорядочения той доли тренировочной нагрузки, которая каждому из них отводится в соответствии с общей стратегией построения тренировочного процесса [35, 43, 47-50, 107].

 

Предпосылки создания блоковой системы тренировки. Чтобы вкратце изложить суть блоковой системы тренировки, имеет смысл обратиться к истории ее создания.

Разработка блоковой системы была инициирована в середине 70-х гг. проблемным заданием Госкомспорта СССР как поисковое исследование возможностей повышения эффективности подготовки советских спортсменов к Играм ХХII Олимпиады в Москве4. Исследования начались с изучения содержания и организации тренировочного процесса в различных видах спорта по дневниковым данным и доверительным беседам с тренерами спортсменов высокого класса.

В организации их подготовки был выявлен ряд негативных тенденций, обусловленных низким научно-теоретическим и методическим уровнем используемой тогда концепции "периодизации тренировки".

К ним, в частности, относились следующие:

- хаотичное использование и относительно равномерное распределение в рамках годичного цикла нагрузок с различной преимущественной направленностью тренирующего воздействия на организм в годичном цикле;

- неспециализированное и бессистемное применение упражнений с отягощениями (в том числе со штангой), использование их главным образом для развития силы и в качестве "добавки" к решению главных задач тренировки;

- неоправданное использование нагрузок чрезмерно большого объема в микроциклах, исключающее рациональную регуляцию энергетического обеспечения тренировочной работы, что нарушало синтез белковых ресурсов организма, являющийся одним из основных компонентов механизма общей адаптации 5;

- общая тенденция к повышению суммарного объема нагрузки, что, по существу, превратилось в самоцель.

Все эти тенденции были порождены одной причиной - комплексно -параллельной формой организации тренировочной нагрузки, считавшейся в то время (к сожалению, еще и сейчас) непогрешимым методическим принципом. В соответствии с этим принципом в одном тренировочном занятии и микроцикле рекомендовалось (как в 30-е гг.) одновременно развивать различные формы двигательных способностей (быстроты, силы, выносливости и др.) в том или ином их сочетании. Считалось, что такой прием способствует совершенствованию всех этих форм одновременно. При этом тренирующее воздействие на организм регулировалось главным образом тремя параметрами комплексной нагрузки: ее объемом, интенсивностью и волнообразным характером их сочетания.

Несмотря на то что в практике уже развивалась тенденция дифференцировать нагрузку по ее специфической направленности и энергообеспечению, сторонники комплексно-параллельной формы их упорно не замечали. И поскольку возможности этой формы давно себя исчерпали, выход из создавшегося положения стали связывать с повышением объема тренировочной нагрузки. Практика руководствовалась лозунгом: "Если хочешь победить соперника, - надо тренироваться больше, чем он". В результате теория спортивной тренировки угодила из одного тупика в другой.

Однако в таком лозунге была и определенная логика. Дело в том, что у спортсменов экстра-класса высоко развиты все составляющие спортивного мастерства (мощность и емкость энергоисточников, силовые способности, скорость движений и локомоций, техническое мастерство, специфическая выносливость и пр.). Чтобы еще повысить их уровни, необходимы высокоинтенсивные специфические воздействия на каждую из этих составляющих, что требует больших затрат энергии. И если решать эту задачу на основе комплексно -параллельной системы нагрузок, неизбежно возникают противоречия (несовместимость) между соответствующими адаптационными реакциями организма на эти нагрузки. В таких случаях организм нивелирует их специфический характер и превращает такую тренировку в примитивную "общую физическую подготовку" с весьма низкой эффективностью и большими несбалансированными затратами энергии.

Чтобы исключить эти противоречия или свести их к минимуму, при разработке блоковой системы были сформулированы следующие методические установки на организацию тренировочного процесса [24, 25, 30, 35, 43, 47, 49]:

- установка на опережающее использование нагрузок специальной физической подготовки по отношению к другим направлениям тренировки;

- установка на концентрацию нагрузок специальной физической подготовки в начале большого адаптационного цикла как на условие, обеспечивающе е создание функциональной и энергетической основы для интенсификации последующих нагрузок;

- установка на разведение во времени нагрузок различной преимущественной направленности и включение их в тренировку в соответствии с объективной логикой развития процесса долговременной адаптации;

- установка на использование долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированных нагрузок специальной физической подготовки, на фоне повышенного функционального уровня которого создаются благоприятные условия для выполнения последующих нагрузок с высокой интенсивностью.

С целью верификации исследовательских гипотез, рекомендаций и посылок, сформулированных выше, были организованы лабораторные и полевые (естественные) эксперименты с использованием количественных инструментальных методов объективной регистрации состояния спортсменов и оценки их моторных возможностей [9, 14, 15, 20, 23, 28, 31, 43]. Исследования проводились в двух направлениях совместно с тренерами спортсменов 6.

В первом из них (лонгитудинальный вариант) в естественных условиях тренировки спортсмена (группы спортсменов) осуществлялись многолетние (до 4-5 лет) наблюдения, направленные на выявление оптимальных вариантов построения тренировки в годичном цикле, изучение тенденций в динамике состояния спортсменов в зависимости от реально выполненной нагрузки и ее организации [35, 39, 43].

Во втором случае (контрольн ый вариант) проводились двухгодичные исследования. Регистрировались преимущественно динамика состояния спортсмена и выполняемая тренировочная нагрузка без вмешательства в ход тренировки. По окончании первого года вместе с тренером анализировались полученные результаты. На их основе и исходя из календаря соревнований и задач подготовки в следующем году разрабатывалась новая модель динамики состояния спортсмена и модель системы нагрузок для ее реализации.

В обоих вариантах оценка состояния спортсмена и учет выполненной нагрузки проводились ежемесячно [24, 28, 31, 35, 66]. На каждого спортсмена оформлялась индивидуальная карта, в которую вносились все результаты обследований, что в целом в наглядной графической форме отражало содержание и организацию тренировочного процесса и его результаты. Для оценки динамики состояния и моторного потенциала спортсмена обычно использовался "универсальный динамографический стенд" (УДС-3 и УДС-4) конструкции Ю. Верхошанского [14, 23, 34].

Учет и анализ тренировочной нагрузки осуществлялись следующим образом. Нагрузка, выполненная в каждом месяце годичного цикла в отдельном упражнении (или группе однонаправленных упражнений), например прыжковых или со штангой, суммировалась и принималась за 100%. Затем рассчитывалась ее относительная доля для каждого месяца (в процентах), что в графическом выражении давало наглядное представление о динамике объема этих упражнений в течение года.

 

Исследовательский материал. На основе новой парадигмы и исходя из принципа приоритета биологической составляющей были сформулированы закономерности, новые понятия, дефиниции, принципы и методические установки теории спортивной тренировки, и в частности блоковой системы ее построения. Естественно, что все они не могут быть исчерпывающе освещены в рамках одной журнальной статьи, поэтому ниже кратко перечисляются основные положения рассматриваемой проблемы, с тем чтобы заинтересованные читатели и критики могли с ними ознакомиться в более подробном изложении в соответствующих источниках.

В частности, были изучены и описаны:

- общие закономерности развития процесса долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности [35, 37, 39, 43, 46, 48, 51, 69, 70, 82);

- специфические закономерности процесса становления спортивного мастерства [10, 11, 17, 21, 30, 32, 33, 35, 38, 43, 50, 51, 69, 71, 78, 80];

- закономерности морфофункциональной специализации организма в ходе многолетней тренировки [15, 17, 18, 32, 36, 40, 41, 80] и структуры двигательных способностей спортсменов [4, 6, 12, 20, 22, 23, 27, 32, 34, 36, 41, 44];

- закономерности становления спортивно-технического мастерства, организации спортивного двигательного действия, его психомоторной и биодинамической структур [9, 14, 15, 19, 42 - 44, 46];

- феномен долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированных нагрузок специальной физической подготовки, условия его проявления и роль в организации тренировочного процесса [12, 15, 33, 41, 43 -45, 80];

- принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена на продолжител ьных этапах подготовки в зависимости от реально выполняемой тренировочной нагрузки [15, 18, 22, 28, 31, 41, 80].

Разработаны: программно-целевой принцип организации тренировки [35, 43, 47, 50, 51], научно-методические основы специальной физической подготовки в спорте [6, 8, 12, 14, 15, 22, 23, 32, 34, 36, 40, 41, 43, 44, 46], основы теории и технологии программирования тренировочного процесса [7, 3, 40, 43, 44, 49, 67, 70] и управления его ходом [10, 13, 21, 26, 28, 29, 47, 67], техника рабочего моделирования тренировочного процесса [16, 24, 25, 27, 28, 30, 40, 41, 43, 45], сформулированы принципы концентрации и суперпозиции тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности [35, 43, 44, 47, 50, 66], введены понятия текущего адаптационного резерва организма [35, 43, 47, 48, 51] и большого адаптационного цикла тренировочного процесса [43, 45, 47, 49, 50, 51]7. Показано, что адаптация к условиям спортивной деятельности - это циклический процесс кумуляции приспособительных морфофункциональных изменений, накапливаемых по мере многократной реализации текущего адаптационного резерва организма, процесс, внешне выражающийся в ступенчатом повышении уровня его специальной работоспособности [35, 39].

 

Основные понятия блоковой системы тренировки.

Преимущественная ориентация теории и методики спортивной тренировки на биологическую составляющую привела в качестве естественного следствия к появлению новых понятий.

Все они достаточно подробно изложены и объяснены в публикациях, приведенных в библиографическом списке. Однако целесообразно еще раз обратить внимание на те из них которые непосредственно связаны с блоковой системой.

Принцип концентрации нагрузок предусматривает сосредоточение средств одной тренирующей направленности на определенных этапах тренировки. Принципиальная новизна идеи этого принципа заключается в создании целенаправленного массированного тренирующего воздействия на конкретные функциональные системы организма с помощью высокого объема специфически х нагрузок оптимальной интенсивности. Это приводит к относительно продолжительному нарушению его гомеостаза и повышенному использованию энергоресурсов на обеспечение работы. После снижения концентрации нагрузки в энергообеспечении преобладаю т пластические процессы и развивается суперкомпенсация затраченной энергии, что приводит к феномену долговременного отставленного тренировочного эффекта.

Это явление, по мнению Ф. Меерсона [59], представляет собой постстрессорную активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков, или, иными словами, анаболическую фазу стресса, развивающуюся после завершения концентрированного воздействия нагрузки и играющую важную роль в формировании структурных преобразований в организме. Это выражается, в частности, в достаточно продолжительном периоде "готовности", в течение которого органы и функциональные системы организма могут ответить на физиологическую нагрузку более быстрой и значительной активацией биосинтеза и соответственно более быстрым структурным усовершенствованием, чем это могло бы произойти в условиях внезапной нагрузки при отсутствии повышенной активности всего белоксинтезирующего аппарата. Многочисленные примеры из спортивной практики и специально организованных экспериментов убедительно подтвердили реальность и роль постанаболической фазы стресса, развивающуюся в результате использования приема концентрации тренировочной нагрузки [15, 24, 25, 30, 31, 33, 41, 49, 50, 67 и обзоры 28, 33, 35, 43, 44, 69,76].

Прием концентрации можно применять для нагрузок любой направленности , но особенно эффективен он для спортсменов высокого класса при использовании средств специальной физической подготовки, ориентированных на повышение энергетического потенциала организма. Дело в том, что сейчас уже вряд ли можно придумать более эффективные естественные средства СФП по сравнению с уже существующими. Поэтому сегодня прием концентрации тренирующих воздействий является, пожалуй, единственной возможностью для существенного повышения уровня специальной физической подготовленности и энергетического потенциала спортсменов высокого класса.

Текущий адаптационный резерв организма - это запас адаптационной энергии, данный человеку Природой для того, чтобы обеспечить ему возможность временного, но достаточно устойчивого приспособления к экстремальным условиям, требующим от него предельного функционального напряжения. Емкость текущего адаптационного резерва обусловлена как генетическим фактором и функциональным резервом гормональных систем, так и тем абсолютным уровнем адаптационных перестроек, на котором организм уже находится.

Большой адаптационный цикл тренировки - это структурно-целостная и относительно самостоятельная часть многолетнего тренировочного процесса, содержание, организация и продолжительность которой направлены на реализацию текущего адаптационного резерва организма. Это основная организационно-временная форма построения тренировочного процесса, которая последовательно повторяется во времени, но каждый раз на более высоком уровне функционирования организма. При тех объемах и интенсивности нагрузок, которые сегодня освоены спортсменами высокого класса, продолжительность исчерпания текущего адаптационного резерва организма в зависимости от напряженности работы, целевых задач тренировки и календаря соревнований может практически происходить в течение 40-45 недель в видах спорта с одним продолжительным соревновательным сезоном, 18-24 недель при двух и в отдельных случаях в течение 14-16 недель при трех соревновательных этапах [35,43].

Техника графического моделирования тренировочного процесса - новый в практике спортивной тренировки способ исследования и конструктивного выражения генеральной стратегии построения тренировочного процесса и принципиальной тенденции его развития во времени. Этот прием обеспечивает возможность преодоления содержательной и организационной сложности, присущей реальному тренировочному процессу, а также для осуществления операционного контроля и прогностического исследования его эффективности на некотором вспомогательном объекте. Этот объект представят собой упрощенный графический аналог реального тренировочного процесса, опускающий его частные детали, но сохраняющий наиболее существенную информацию о его составе, структуре и функции (примеры см. ниже).

Разработаны две формы моделей - принципиальная и количественная . В первом случае модель является описательным (качественным) выражением наиболее существенных параметров тренировочного процесса и связей между ними, которые находятся в объективном соответствии с его построением в реальных условиях спортивной деятельности. Во втором случае модель представляет собой конечный продукт (результат) программирования и содержит количественные значения состава и организации предстоящего тренировочного процесса. Она разрабатывается на основе принципиальной модели, принятой за образец генеральной стратегии построения тренировки для конкретного спортсмена или группы спортсменов, и является рабочим документом для практического построения и объективного контроля хода тренировки.

Принцип суперпозиции нагрузок предусматривает последовательное наложение более интенсивных и специфически направленных тренирующих воздействий на адаптивные следы предшествующих нагрузок. При этом предыдущие нагрузки обеспечивают морфофункциональную основу для более эффективного воздействия на организм последующих нагрузок, которые, решая свои специфические задачи, продолжают дальнейшее развитие его адаптационных приобретений, но уже на более высоком уровне интенсивности режима его работы. Причем при использовании этого принципа необходимо руководствоваться двумя правилами: во-первых, последовательную смену нагрузок надо понимать не как простое разграничение их во времени, а как постепенный переход от преимущественного использования одних нагрузок к преимущественному использованию других [37, 77]; и, во-вторых, исходить из целесообразности преимущественного использования средств и методов на том этапе тренировки, на которых они объективно необходимы в соответствии с логикой развития адаптационного процесса [15,17,24,35,43].

Принципиальная модель блоковой системы спортивной тренировки. Как удалось установить из теоретических работ (cм. обзор [35]) и собственных исследований [11, 17,18, 21, 30, 35, 38, 39, 43, 50], процесс развития долговременной адаптации к напряженной мышечной деятельности проходит через три фазы.

Фаза активации специфических гомеостатических реакций (срочной адаптации). Эта фаза характеризуется мобилизацией и поддержанием рабочей активности морфофункциональной системы организма, сформированной в предыдущих адаптационных циклах тренировки в соответствующем двигательном режиме.

Заслуга в этом принадлежит главным образом средствам специальной физической подготовки оптимально большого объема и относительно невысокой интенсивности, активизирующей деятельность моторного аппарата, а также вегетативных и энергетических систем, потенцирующих его функцию.

Фаза активации неспецифического гомеостатического механизма адаптации и перехода к долговременной адаптации (с ярко выраженной стресс-реакцией). Гормональные изменения, происходя щие в состоянии стресса, индуцируют адаптивный синтез белков и снабжение его аминокислотами. Стрессовый синдром потенцирует формирование структурных преобразований, составляющих основу его специфической адаптации к данному режиму работы. Метаболиты действуют как индукторы протеиносинтеза, благодаря чему создается возможность согласования пластического обеспечения функции с ее действительной активностью, а также соответстви я между распадом устаревших клеточных элементов и их обновлением.

Фаза выраженного специфического морфофункционального усовершенствования организма , стабилизирующего его на новом, более высоком, уровне дееспособности и экономичности работы. Эта фаза характеризуется завершением текущего адаптационного цикла, предельным повышением специфической моторной функции, мощности (емкости) энергетического потенциала, стабильностью и высокой рабочей эффективностью биодинамической структуры спортивной техники.

На языке практической методики тренировки указанные выше фазы допустимо обозначить как:

- блок активизации моторной функции нервно-мышечного аппарата средствами специальной физической подготовки, повышения аэробной мощности организма и совершенствования основ спортивной техники на оптимальной скорости (мощности) усилий,

- блок повышения мощности (емкости) источников энергообеспечения специальной работоспособности и совершенствования технического мастерства спортсмена за счет возрастающей интенсивности выполнения соревновательного упражнения,

- блок предельного повышения энергетического потенциала организма и умения эффективно и экономично его использовать в условиях тренировки и соревнований 8.

Принципиальная модель блоковой системы тренировки представлена на рис. 2.

Графики А, В и С символизируют блоки тренировочных нагрузок, организованных на основе принципа суперпозиции и в соответствии с указанными выше фазами большого адаптационного цикла тренировки. Другие графики выражают динамику: внешней мощности работы, которую спортсмен способен развить в специфическом двигательном режиме (W), функционального состояния его организма (f ), интенсивности тренировочной нагрузки (i) ). Пунктирные стрелки указывают, что решение задач блоков А и В предусматривает включение специфической работы, подготавливающей организм к более интенсивному режиму, преимущественно используемому в следующем блоке. Тем самым обеспечивается структурная целостность блоковой системы на основе преемственности тренировочных нагрузок отдельных блоков и постепенности перехода от одной фазы текущего адаптационного цикла к другой. Постепенное повышение внешней механической мощности работы (W) в специфическом двигательном режиме (например, максимальной мощности, развиваемой в однократном концентрированном усилии, или средней мощности продолжительной работы интервально-переменного или непрерывного циклического характера) обеспечивается повышением функционального состояния организма (f) за счет нарастания интенсивности нагрузок (i).

Необходимо подчеркнуть, что планомерному повышению интенсивности работы организма в большом адаптационном цикле принадлежит заслуга системообразующего фактора, формирующего и стабилизирующего весь ансамбль адаптивных реакций организма (установление баланса между механизмами аэробного и анаэробного энергообеспечения работы, повышение сократительных и окислительных свойств мышц, формирование системы внешних и внутренних взаимодействий организма, оптимизации связи между гиперфункцией сердца, периферической гемодинамикой и буферными свойствами клеток и крови, активизации гормональных систем и роли метаболитов в специфической направленности морфофункциональной специализации организма и пр.)9.

Это, в свою очередь, создает оптимальные условия для дальнейшей интенсификации работы организма. Таким образом, в процессе тренировки функционирует замкнутый цикл причинно-следственных связей: тренирующие воздействия на организм повышают его энергетическую мощность, а достигаемый при этом адаптационный эффект создает возможность для дальнейше го повышения интенсивности тренирующих воздействий. Непрерывное функционирование этого цикла выступает в качестве условия прогрессивного развития процесса спортивного мастерства.

 

В большом адаптационном цикле используются следующие способы наращивания интенсивности режима работы организма.

В блоке А - специализированные средства физической подготовки, например упражнения с отягощениями, в том числе со штангой, прыжковые упражнения, различного рода тренажерные устройства, задающие дозированные сопротивления с целью развития как силы мышц, так и различных форм ее проявления, в том или ином режиме работы (например, взрывной силы мышц, реактивной способности нервно-мышечного аппарата, локальной мышечной выносливости, максимальной анаэробной мощности) [32, 35,41, 43-45, 49, 72, 80].

В блоке В - различные методы повышающейся интенсивности (повторный, переменный, интервальный, серийный, контрольный и др.) выполнения соревновательного упражнения или вспомогательных упражнений, адекватных ему по режиму работы, с целью развития мощности (емкости) энергетического потенциала организма.

В блоке С - участие в соревнованиях, а также моделирование в тренировке соревновательных условий (например, тактических вариантов, интервалов отдыха между попытками, количества попыток и моделирование соревновательных программ, в том числе с квалификационными и финальным забегами).

Рис. 2. Принципиальная модель блоковой системы тренировки. А, В и С - блоки тренировочных нагрузок, W - внешняя мощность работы организма, i - интенсивность тренировочной нагрузки, f - функциональное состояние организма, P - общий объем тренировочной нагрузки, t - время тренировки. Объяснение в тексте [24]

Следует добавить, что оптимальные условия для повышения интенсивности работы в блоке В создаются долговременным отставленным тренировочным эффектом концентрированных нагрузок СФП, выполняемых в блоке А, а в блоке С - повышенным уровнем мощности (емкости) механизмов энергообеспечения, создаваемым в блоке В.

Блок В - принципиально новый элемент по своей роли в программе тренировки. Именно в нем интенсифицируется дистанционная тренировочная работа и начинается переход организма от срочной адаптации к долговременной. Поэтому блок В не следует отождествлять с так называемым "предсоревновательным этапом", который в генеральной стратегии блоковой системы особого значения не имеет..

Как уже говорилось, принципиальная схема блоковой системы (рис. 2) является инвариантной моделью объективно обусловленного и принципиально не изменяемого порядка в организации тренировки, адекватного развитию процесса долговременной адаптации организма спортсмена. Эта модель должна сохранять свою конструктивную идею в любом виде спорта и при любых организационно-временных преобразованиях тренировочного процесса. Профессиональное мастерство тренера заключается в его умении адаптировать эту идею к любому режиму работы организма и календарю соревнований с учетом реального уровня подготовленности спортсмена . Если в годичном цикле два больших адаптационных цикла, они всегда должны четко выделяться во времени при обязательном наличии блока А. Круглогодичная соревновательная деятельность, игнорирующая наличие блока А, в коммерческих интересах не может обеспечить повышения и поддержания адаптационного и энергетического потенциал ов организма длительное время и рано или поздно приведет к истощению того и другого.

Примеры использования блоковой системы тренировки. Ниже в качестве примеров приводятся конкретные модели построения тренировки на основе блоковой системы: принципиальной (бег на средние дистанции) и количественной (бег на 100 м).