Состояние здоровья школьников России

Повышенный интерес к состоянию здоровья детей обусловлен не только тем, что они представляют по сути дела будущее страны и составляют 26% ее населения. Дело в том, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа. В этой связи представляет интерес рассмотреть состояние ее здоровья с позиций структурного анализа.

Анализ материалов ежегодных государственных докладов «О положении детей в Российской федерации», информации о ходе выполнения Федеральной программы развития образования [Доклад, 1997], материалов Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения, материалов Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья [Кузнецов В.Н., 1999] и многочисленные исследования отдельных авторов [Новичков В.Б., 1995, Зелинская Д.И., 1995, Рыбинский Е.М., 1994, 1996, Онищенко Г.Г., 1997, Баранов А.А., 1999, Уланова Л.Н., 2000, Мирская Н.Б., 2000 и др.] свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Доля нормальных родов за последние годы в России практически не меняется и составила в 2002 году только 31.7%. В ряде субъектов Российской Федерации этот показатель не превышает 25% [Государственный доклад, 2001, 2002]. Достаточно высокой остается и перинатальная смертность (12.8 на 1000 новорожденных в 2001 году).

Уже в дошкольном возрасте у 15-20% детей выявлены хронические заболевания, у 50% - нарушения опорно-двигательного аппарата, у 20-25 % - заболевания носоглотки, у 30-40% - невротические отклонения, у 10-23 % - аллергические реакции, у 10-25% - нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, серьезно осложняет их адаптацию к внутришкольной среде, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости. По данным многолетних наблюдений, проведенных сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние 10 лет уровень общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился в 1.5 раза и составил в 2001 году более 187 тыс. на 100 тыс. детей. На протяжении последних 40 лет возрастают показатели заболеваемости учащихся в динамике обучения в школе. Анализ результатов профилактических осмотров за 2002 год показал, что частота снижения остроты зрения с 1-го класса к окончанию школы выросла в 2.4 раза, сколиоза - в 3.7 раза [Государственный доклад, 2002].

По результатам Всероссийской диспансеризации 2002 года, в ходе которой было осмотрено 94.6% детей, признаны здоровыми 32.1%, имеют функциональные отклонения - 51.7%, хронически больны 16.2% обследованных. В структуре заболеваемости детей и подростков первое место занимают болезни костно-мышечной системы, далее следуют болезни органов пищеварения, эндокринной системы и нарушения обмена веществ [Баранов А.А., 2003].

Важнейшим критерием здоровья детей, соответствия условий его обучения и воспитания возрастным особенностям является физическое развитие [Антропова М.В., 1988, Бережков Л.Ф., 1991, Сердюковская Г.И., 1993 и др.]. В отличие от многочисленных исследований 60-70 годов двадцатого столетия, констатировавших почти повсеместное ускорение физического развития учащихся [Властовский В.Г., 1976, Сальникова Г.П., 1975, Смирнова Н.Г., 1962, Соловьева В.С., 1966 и др.], работы 80-х годов отмечают стабилизацию и даже затухание акселерационного процесса [Ямпольская Ю.А., 1980, Никитюк Б.А., 1990 и др.], а мониторинг, проведенный в 90-е годы свидетельствует уже о негативных тенденциях в физическом статусе детей [Ананьева Н.А., 1993, 1994, Зеленская Д.И., 1995, Бережков Л.Ф., 1993, Антропова М.В., 1995, 1999 и др.].

Замедление физического развития иногда рассматривается как безусловно отрицательное явление, хотя еще во времена активного обсуждения перспектив акселерации сложились представления о том, что «эпохальная тенденция» лишь эпизод в развитии человечества и такого рода циклы повторяются периодически [Властовский В.Г., 1976]. Тем более, что замедление физического развития выявляется как у детей из неблагополучных семей, так и в семьях с высоким материальным достатком [Ананьева Н.А., 1994].

Другое дело, когда децелерация носит негармоничный характер и сочетается с ростом хронических заболеваний, а именно с таким вариантом ее развития общество столкнулось в настоящее время [Ананьева Н.А., 1994, Антропова М.В., 1995, 1999, Кучма В.Р., 1998, Ямпольская Ю.А., 1999]. Так, дефицит массы тела у школьников 90-х годов возрос с 8% в 7 лет до 32-33% в 12-14 лет, причем он обнаруживается и у детей, проживающих в относительно хороших социальных и экологических условиях. Одновременно в популяции учащихся 7-14 лет участились случаи избыточного веса, что ранее встречалось крайне редко [Абрамова Т.Ф., 1996, Воробьев А.Т., 1996, Солонин Ю.Г., 1996, Сухарев А.Г., 1991, Трубникова Н. А., 1996 и др.]. Материалы пяти серий динамических опросов юных москвичек 12-16 лет позволил установить от 1960-х к 1070-м гг. акселерацию полового созревания, а от 1970-х а 1980-м и от 1980-х к 1990-м – ретардацию [Ямпольская Ю.А., 2004].

Важной составляющей здоровья подрастающего поколения является уровень его физической подготовленности. Чаще всего для ее оценки используют технические результаты в тех или иных видах упражнений [В.И. Лях, 1998]. Однако технический результат является итогом комплексного проявления техники, тактики, морально-волевых и физических качеств. Для здоровья же важнее всего последнее [Зайцева, 1995].

Существуют также функциональные показатели уровня физической подготовленности (PWC 170, МПК, ПАНО и др.), которые в силу объективности и универсальности получили широкое распространение в последние 20-25 лет [Аулик И.В., 1979, Карпман В.Л., 1988, Корниенко И.А., 1991, Afterheg J.H., 1979]. Однако в последние годы появились работы, подвергающие сомнению информативность этих критериев [Сонькин В.Д., 1990, 1993]. И.А. Корниенко и В.Д. Сонькин предлагают использовать для этих целей предельное время удержания заданной мощности и объем выполненной при этом работы, а также пульсовые характеристики напряженности гомеостатической регуляции [Корниенко И.А., Сонькин В.Д., 1991].

И все же, несмотря на большое разнообразие в подходах к оценке этой стороны здоровья, подавляющее большинство исследователей указывают на слабую физическую подготовленность школьников, молодежи призывного возраста и студентов [Виноградов Г.В., 1993, Воробьев А.Т., 1996, Егодина В.И., 1994, Кайгородова Н.З., 1996, Попова Л.А., 1996, Лапицкая Е.М., 1997 и др.]. Так, по показателям выносливости и мышечной силы подростки 90-х годов отстают на 10-12% от своих сверстников 60-х годов и на 18-21% слабее ровесников 70-х [Ямпольская Ю.А., 1996]. Лишь часть студентов и школьников (30-70%) выполняют нормативы государственной программы. При этом особую трудность вызывают испытания, требующие проявления такого важнейшего для здоровья качества как выносливость [Васильков Г.А., 1991, Фильченков Д.А., 1995]. В результате до 80% юношей призывного возраста не способны выполнить нормы БГТО 60-х годов и не могут быть призваны на воинскую службу по медицинским показаниям.

Последние 20-25 лет знаменуются широким распространением среди учащейся молодежи различных психических расстройств и отклонений в психическом развитии [Захаров А.И., 1988, Петраков Б.Д., 1976, Прохоров А.О., 1991, Громбах С.М., 1988 и др.]. В настоящее время нервно-психические отклонения диагносцируются в среднем у 15% школьников [Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А., 1994], причем эти отклонения чаще всего формируются в момент поступления в школу, при переходе в среднее звено и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки [Ананьева Н.А., 1994, Пасынкова Н.Б., 1996, Паутова В.В., 1997, Пилиповский В.Я., 1996, Тихомирова Л.Ф., 1996, Казин Э.М., 1997].

Государство «экономит» на школьных обедах, мебели, детских и молодежных клубах, кружках, спортивных секциях, оздоровительных лагерях и т.д. Более 70% учащихся 5-11 классов не имеют возможности посещать школьные столовые [Новичков В.Б., 1995]. Только треть образовательных учреждений имеет набор учебной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям [Онищенко Г.Г., 1997]. В постперестроечный период усилились деградационные процессы в семейных отношениях [Голод С.И., 1994, Подростковая, 1996]. В настоящее время на учете в милиции состоит более 110 тыс. родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей, в стране свыше 60 тыс. беспризорников [Новичков В.Б., 1995, Соколов В.А., 1994, Цедилина Г.Я., 1994]. На фоне социальной незащищенности, девальвации духовных ценностей, внутрисемейной дезадаптивности растет детская преступность [Новичков В.Б., 1995].

Таким образом, к старым болезням школы добавились новые: проблемы, относящиеся к бедности, насилие, рискованное сексуальное поведение, психологические и эмоциональные расстройства [Касаткин В.Н., 1998].