Введение
С момента издания наших последних монографий (В.А. Вишневский. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии). – Москва: Из-во «Теория и практика физической культуры», 2002. – 270 с.; Вишневский, В.А.. Системно-технологический подход к построению внутришкольной системы образования. – Ханты-Мансийск: Издательство……., 2007. – 230 с.; Вишневский В.А., Апокие В.В.. сердюков Д.В., Варин А.А.. Жеребцов Д.Г. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогееза. – Москва: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. – 368 с.) прошло несколько лет. За это время получены новые экспериментальные данные, позволившие по-иному взглянуть на многие аспекты данной проблемы:
- С учетом системообразующей функции конечного полезного результата, обоснована необходимость системно-технологического подхода для достижения необходимого и достаточного уровня эффективности любой оздоровительной системы;
- Разработан системно-информационный подход к оценке здоровья;
- В результате впервые проведенных комплексных маркетинговых исследований среды обитания, различных составляющих здоровья, физического развития и подготовленности, а также связанного со здоровьем поведения учащихся получен эколого-социо-физиологический портрет школьников региона, позволивший внести новые представления в понимание механизмов адаптации организма учащихся и педагогов к факторам учебно-воспитательного процесса в специфических условиях природной и экологически напряженной территории урбанизированного Среднего Приобья;
- Изучена эффективность летнего отдыха учащихся в лагере дневного пребывания. Показано, что она зависит от зрелости регуляторных механизмов и типа вегетативной регуляции;
- В результате лонгитюдинальных исследований получены данные, позволяющие, в условиях сложной демографической ситуации, вычленить вклад образовательных учреждений в дело сохранения, укрепления, формирования и саморазвития здоровья учащихся;
- Показано, что механизмы адаптации организма учащихся к факторам учебно-воспитательного процесса в специфических условиях природной и экологически напряженной территории урбанизированного Среднего Приобья принципиально отличаются при традиционной и здоровьесберегающей, природосообразной форме его организации. Повышение результативности в учебной деятельности, организованной на основе здоровьесберегающей педагогики достигается при более экономичном режиме сердечной деятельности, без чрезмерного усиления эрготропных влияний на сердце в начале занятий и последующего снижения уровня активности сердечно-сосудистой системы в связи с утомлением. Система здоровьесберегающей поддержки учащихся на различных этапах обучения обеспечивает снижение «цены» обучения, улучшение достижений в учебе, повышение уровня самооценки, снижение личностной тревожности, оптимизацию состояния систем вегетативной регуляции;
- Обнаружено, что различные по характеру физические упражнения оказывают избирательное воздействие на симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Характер изменений вегетативного баланса зависит от исходного вегетативного тонуса и определяется правилом исходного уровня. Это открывает перспективы целенаправленного использования физических упражнений для коррекции нарушений вегетативного баланса различного происхождения;
- Разработана и апробирована модель формирования и саморазвития культуры здоровья и спортивной культуры учащихся в процессе психолого-педагогического медико-социального сопровождения;
- В решение проблемы включились не только общеобразовательные школы, но и дошкольные учреждения, специальные коррекционные и детско-юношеские спортивные школы.
Вышеперечисленное позволяет, на наш взгляд, вынести на суд читателей, интересуспециальные коррекционные и детско-юношеские спортивные школы.
Вышеперечисленное позволяет, на наш взгляд, вынести на суд читателей, интересующихся оздоровлением учащихся в образовательных учреждения различного типа, данное учебно-методическое пособие. Его ведущая методологическая идея основана на предположении о том, что системный подход, включающий в себя биологически обоснованную теоретико-технологическую проработку основных направлений оздоровительной работы, учитывающий особенности и потребности региона и личности школьника и обеспечивающий повышение качества образования и воспитания личности обучающегося, позволит, за счет интеграции деятельности уже имеющихся специалистов и природосообразной педагогики, обеспечить эффективный оздоровительный процесс в массовой общеобразовательной школе.
Глава 1. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ, УКРЕПЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ (обзор литературы)