ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 11
1. Назовите известный подмосковный промысел по производству расписных подносов.
а) Богородское;
б) Холуй;
в) Жостово;
г) Мстера.
2. Что воспринял подмосковный промысел расписных подносов от аналогичного уральского?
а) декоративность цветовых решений;
б)гризайль;
в) натурализм изображения;
г) монохромную живопись.
3. С чем связано увлечение мастеров из Жостова сюжетной росписью?
а) с привлечением к работе мастеров-иконописцев
б) с копированием станковой живописи;
в) с конъюнктурой рынка;
г) с тем, что первые мастера были из Федоскина.
4. Назовите главную тему украшения подносов.
а) портреты;
б) орнаментальная роспись;
в) пейзажи родной местности;
г) жанровые картинки.
5. Что главенствует в росписях жостовских подносов?
а) букет;
б)птица;
в) человек;
г) насекомое.
6. Что является завершением росписи жостовских подносов?
а) чеканный орнамент;
б) рисунок, нанесенный штампиками;
в) золотой орнамент на бортах подноса;
г) роспись свободными мазками.
7. На каком фоне чаще всего делается роспись жостовских подносов?
а) на красном;
б) цвета металла;
в) на черном;
г) на многоцветном.
8. Какая живопись появляется на уральских подносах на рубеже XVIII—XIX вв.?
а) сюжетная;
б) анималистическая;
в) реалистическая;
г) религиозная.
9. Когда стали изготавливать уральские расписные подносы?
а) в первой половине XX в.;
б) в начале XIX в.;
в) в начале XVIII в.;
г) на рубеже XVIII—XIX вв.
10. В связи с чем развивается уральский промысел расписных подносов?
а) с развитием промыслов по обработке камня мягких пород;
б) с развитием металлургического производства;
в) с приездом мастеров;
г) с развитием городской инфраструктуры.
11. Что стало причиной появления лаковой миниатюры?
а) влияние восточных культур;
б) приезд иностранных мастеров;
в) банковский кризис;
г) подражание высшему обществу.
12. Что было предтечей появления изделий лаковой миниатюры?
а) лаковый козырек мужского головного убора;
б) японские лаки;
в) китайские лаковые изделия;
г) коробочка из папье-маше.
13. Из чего делается основа под лаковую миниатюру?
а) из металла;
б) из стекла;
в) из древесины;
г) из папье-маше.
14. На основе каких промыслов формируются лаковые?
а) иконописных;
б)косторезных;
в) эмалевых;
г) деревянных.
15. Для какого промысла характерен сюжет «Тройка»?
а) для Мстеры;
б) для Холуя;
в) для Федоскина;
г) для Жостова.
16. Укажите основной цвет, использующийся во внутренних частях лаковой миниатюры.
а) черный;
б) красный;
в) синий;
г) белый.
17. Какой промысел перенес в свое творчество манеру иконописи?
а) Холуй;
б) Федоскино;
в) Мстера;
г) Палех.
18. Для какого промысла характерен белый фон?
а) для мстерского;
б) для красносельского;
в) для палехского;
г) для полхов-майданского.
19. Какие сюжеты характерны для холуйского промысла?
а) жанровые картинки; б) сказки и былины;
в) исторические; г) религиозные.
20. Найдите лаковое изделие из Федоскина.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 12
1. Когда была организована первая Петербургская гранильная мастерская?
а) во второй половине XVIII в.;
б) в конце XVI в.;
в) в первой половине XVIII в;
г) в начале XIX в.
2. В связи с чем начинают разрабатываться новые месторождения поделочного и облицовочного камня в России?
а) в связи со строительством Петербурга;
б) в связи с расширением границ;
в) в связи со строительством Москвы;
г) в связи с развитием экспорта.
3. Что такое кабошон?
а) камень без огранки, скругленный;
б) ограненный камень;
в)тип крепления камня;
г) тип огранки.
4. Для каких камней характерно использование ажурного каста?
а) для неограненных;
б) для ограненных;
в) для искусственных;
г) для прозрачных.
5. Какое значение придавали камню в Древней Руси?
а) функциональное;
б)целесообразное;
в) символическое, охранное;
г) эстетическое.
6. Как древние греки иначе называли янтарь?
а) фианит;
б)электрон;
в) атом;
г) нейтрон.
7. Откуда, в основном, поступали драгоценные камни на Русь?
а) из Америки;
б) из Индии;
в) из Европы;
г) из Перу.
8. Какой камень стал популярен, начиная с XVIII в.?
а) изумруд;
б)циркон;
в) бриллиант;
г) аквамарин.
9. Какой камень в Древней Руси называли «яхонт»?
а) агат;
б)рубин;
в) гранат;
г) альмандин.
10. Какой композиционный прием характерен для расположения драгоценных камней на художественных изделиях в Древней Руси?
а) сложнопространственная композиция;
б)ярусная композиция;
в) ступенчатая композиция;
г) принцип декомпозиции, россыпь.
11. Какой тип камня добывался с XVIII в. в Уральских горах?
а) янтарь;
б) жемчуг;
в) самоцветы;
г) мрамор.
12. Какой цвет янтаря считался наилучшим?
а) темно-коричневый;
б) желтый, с замутнениями;
в) чистый, светло-желтый;
г) молочно-белый.
13. С каким металлом чаще всего сочетали янтарь?
а) с золотом;
б) с медью;
в) со сталью;
г) с серебром, мельхиором.
14. К какой группе камней относятся твердые прозрачные и полупрозрачные минералы, приобретающие блеск в ограненном виде?
а) полудрагоценные;
б) драгоценные;
в) поделочные;
г) декоративные.
15. Что больше всего ценилось с давних времен в камне?
а) цвет;
б) масса;
в) твердость;
г) блеск.
16. С чем связан переход уральских мастеров к обработке камня мягких пород?
а) с окончанием добычи камня твердых пород;
б) с расширением ассортимента;
в) с заказами на такой камень;
г) с изменением моды.
17. Что такое каст?
а) способ крепления камня;
б)тип камня;
г) вид огранки; г) оправа для камня.
18. Под какие камни изготавливается «серебристый» каст?
а) под бриллиант;
б) под опал;
в) под сапфир;
г) под агат.
19. Для какого типа закрепки характерна конструкция из ленты по форме камня?
а) для клеевой;
б) для крапановой;
в) для гризантной;
г) для ободковой.
20. Найдите изделие с яхонтом.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 13
1. По какому признаку вышивка названа счетной?
а) по счету коклюшек;
б) по счету ниток;
в) по счету иголок;
г) по счету мастериц.
2. Назовите особенности северных счетных вышивок.
а) ритмическое построение узора в виде бордюра;
б) асимметричные композиции;
в) ступенчатый орнамент;
г) отсутствие ритма, декомпозиция.
3. Назовите основной колорит северных счетных вышивок.
а) гризайль;
б) яркие;
в) сдержанные и мягкие;
г) насыщенные.
4. В чем состоит особенность колорита каргопольской вышивки
а) в родственных цветах;
б) в сдержанности цвета;
в) в одноцветности;
г) в яркости, многоцветности.
5. Что такое строчевая вышивка?
а) подобная кружевоплетению;
б) выполненная по сетке;
в) выполненная по мережкам;
г) гладевая вышивка.
6. Назовите особенность смоленской вышивки.
а) растительные мотивы;
б)криволинейность;
в) геометрический характер;
г) человеческие образы.
7. По какой сетке выполняют белую строчевую вышивку в Нижнем Новгороде?
а) по выборочной сетке;
б) по мелкой сетке;
в) по крупной сетке;
г) по сложной сетке.
8. Для чего изначально применяли золотое шитье?
а) для изготовления предметов культового значения;
б) для изготовления гобеленов;
в) для изготовления одежды знати;
г) для обивки мебели.
9. Какими нитями выполнялось золотое шитье?
а) желтыми нитями;
б) мулине;
в) шерстяными нитями;
г) разными металлическими нитями.
10. На что были заменены изделия золотого шитья в первой четверти XIX в.?
а) на золототканые изделия;
б) на шитье жемчугом;
в) на имитацию под золото;
г) на роспись золотом.
11. С помощью чего получают ручное кружево?
а) с помощью станка; б) с помощью спиц;
в) с помощью коклюшек; г) с помощью набора иголок.
12. В каком веке получило распространение кружевоплетение как вид художественного ремесла?
а) в XVII в.;
б) в XX в.;
в) в XVIII в.
г) в XIV в.
13. Как выполняются парные кружева?
а) двумя мастерицами;
б) одной коклюшкой;
в) несколькими парами коклюшек;
г) на станках.
14. Какую технику кружевоплетения, в основном, применяют для выполнения штучных изделий?
а) сцепную;
б) строчевую;
в) крест;
г) игольную.
15. Из каких орнаментированных мотивов строится вологодское кружево?
а) из скопированных природных форм;
б)из фантазийных мотивов;
в) из условных растительных мотивов;
г) из геометрических мотивов.
16. Назовите особенность орнаментирования кировского кружева.
а) нет четкого выделения узора на фоне решетки;
б)четкое выделение рисунка;
в) цветной узор;
г) сочетание объемных и плоскостных элементов.
17. Какой дополнительный цвет характерен для елецких кружевных изделий?
а) фиолетовый;
б) красный;
в) белый;
г) черный.
18. Для какого кружевного промысла характерно сочетание красных, зеленых, серых, черных тонов?
а) для кировского;
б)для Михайловского;
в) для елецкого;
г) для вологодского.
19. Назовите особенности Михайловского кружева.
а) включение металлизированных нитей;
б) выполняется без скола по счету нитей;
в) выполняется со сколом;
г) не считаются нити.
20. Найдите михайловское кружево.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 14
1. Чему отдавалось предпочтение в первые годы советской власти?
а) живописи;
б)скульптуре;
в) ткачеству;
г) золотому делу.
2. Как называется фарфор 20-х гг?
а) революционный;
б)светский;
в) царский;
г) агитационный.
3. Кто был основным героем советского фарфора, выпускавшегося на Государственном фарфоровом заводе?
а) цветочные букеты;
б)«парочки»;
в) красноармеец;
г) светские люди.
4. Что стало новым в текстиле от Поповой и Степановой?
а) фантастический орнамент;
б) цветочный орнамент;
в) конструктивистский орнамент; в) звериный орнамент.
5. Кто занимался поисками монументальных форм в стекле накануне Второй мировой войны?
а) М. Раков;
б) Д. Вишняков;
в) С. Чехонин;
г) В. Мухина.
6. Какое нововведение предложила В. Мухина в обработке хрусталя?
а) мелкую грань;
б) крупную грань;
в) золочение;
г) инкрустацию.
7. Назовите художника, украсившего интерьеры московского метрополитена в 1935-1938 гг.?
а) А. Петров-Водкин;
б) С. Ушаков;
в) А. Дейнека;
г) В. Мухина.
8. Что становится нормой в прикладном искусстве со второй половины 30-х гг?
а) проектирование загородных дач;
б) проектирование частных квартир;
в) проектирование общественных интерьеров;
г) проектирование царских палат.
9. Чему уделялось большое внимание в декорировании интерьеров в период Второй мировой войны?
а) скульптуре;
б) горельефу;
в) живописи;
г) орнаменту.
10. Что стало причиной активного развития текстильного производства в 50-е гг?
а) искусственные волокна, яркие красители;
б) возвращение к традиции;
в) натуральное сырье;
г) интерес к текстильной продукции.
11. Что стали производить в 50-е гг. в связи с размахом жилищного строительства?
а) ансамблевую мебель;
б)сборно-разборную мебель;
в) кухонную утварь;
г) декоративные панно.
12. Какие ковры стали использовать в интерьерах 50-х г.?
а) с длинным ворсом;
б) с коротким ворсом;
в) безворсовые;
г) узелковые.
13. Какой жанр искусства начинает развиваться во второй половине 60-х гг.?
а) фреска;
б)скульптура;
в) текстильное панно;
г) фарфор.
14. В какой технике выполнялись настенные декоративные панно в Грузии?
а) литье;
б)чеканка;
в) вышивка;
г) чернение.
15. Как можно охарактеризовать искусство конца 60 - начала 70-х гг?
а) романтическое;
б) футуристическое;
в) реалистическое;
г) декаденсное.