ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ

/ книга для героев /

 

Владимир Тарасов

 

 

 

 

Моим ученикам,хорошим и не

очень , посвящаю эту книгу

 

 

Предисловие автора.

 

Вы держите в руках книгу, которая, возможно, изменит ва-

шу жизнь. Подобно тому, как она изменила мою. Большинство мыс-

лей , которые вы здесь найдете, принадлежат мне.Это как раз то

новое, которое является хорошо забытым старым.Это основа чело-

веческой цивилизации. Что касается меня, то я думаю, что чело-

век мало изменился за последние две-три тысячи лет.

Эта книга не имеет никакого отношения к науке, а толь-

ко к жизни. К этой жизни, которая каждому из нас была когда-то

подарена. Поэтому здесь нет ссылок на авторов, чьи мысли я то

дословно использую,то переиначиваю на свой лад.Словом,пропускаю

через собственное сито, а уж что прошло, то прошло. И надеюсь,

что авторы не будут в судебном порядке заявлять свои авторские

претензии. Особенно, авторы древнекитайские.

И, последнее, что хотел бы сказать. Эта книга написана и

интересна для любого из нас,живущих в этом мире как сейчас, так

и через тысячу лет. Но есть и особая категория людей и немного.

Эта книга для героев. Для тех людей, которые хотят переделать

свою страну или весь мир. И хотя это сделать, как им кажется,

вполне бескорыстно.

 

Ваш друг и невольный учитель В.Тарасов

 

8 ноября 1990г. Повей, Калифорния

 

Глава первая. ПУТЬ.

 

Сначала мы выбираем путь,

Потом он выбирает нас.

 

Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов

_______________________________________________

Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.

Может быть он хотел пить.

Может быть, хотел попробовать воду на вкус.

Может быть, хотел заснуть и не проснуться, но ушибся.

Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем,что было

до этого глотка, и что было после. Чтобы понять смысл деятель-

ности, нужно выйти за ее пределы. Внутри нее мы можем понять

только смысл ее отдельных частей.

Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов.

И смысл жизни - вне ее пределов. Внутри самой жизни мы ее

смысл никак не обнаружим.Мы сможем понять смысл только наших

отдельных дел и житейских событий.

 

Выходите за пределы жизни

_________________________

Жили три брата.

Первый никогда не унывал. Если что-то и не получалось,

убеждал себя, что это только к лучшему. Любой свой промах мог

оправдать.Искренне верил в свое объяснение. И прожил жизнь не

так уж плохо.

Второй ничего не делал зря. Если надо, он кое в чем се-

бя и ограничивал: всегда думал о завтрашнем дне. Всегда ве-

рил, что завтра будет лучше, чем сегодня. И прожил жизнь не

так уж плохо.

Третий всегда делал то, что требовалось. Любил соблюдать

всякие правила и законы. Никогда ничего не нарушал. И прожил

жизнь не так уж плохо.

Нам не очень понравились три брата, хотя все они получи-

ли неплохой результат. Нам не очень хочется заниматься само-

обманом, или жить постоянно убегающим завтрашним днем, или ид-

ти на поводу у других. Нам хочется чего-то такого, чтобы на-

ша жизнь имела смысл сейчас , и в каждый момент.

Тогда надо выходить за пределы жизни.

 

Человек, который кормил обезьян

_______________________________

Человек, который кормил обезьян орехами, однажды сказал:

-Дорогие обезьяны! Орехов стало мало. Теперь я буду вам давать

утром только три килограмма, а вечером четыре!

Обезьяны пришли в ярость.

- Ну, хорошо, хорошо! - рассмеялся человек, - Я вам буду давать

утром четыре, а вечером три!

Обезьяны обрадовались.

Человек этот давно умер, но продолжает управлять нами.

Я не знаю его имени. Не знаю ничего, кроме этого поступка и не-

важно, как отношусь я к истории с обезьянами. задевает она мое

достоинство или нет. Но она управляет мной. Я уже не могу де-

лать вид, что никогда не слышал о поступке этого человека и

его чудесном результате. Он давно уже истлел, а еще продолжа-

ет управлять мной. А теперь - и вами. Потому что этим поступком

он вышел за пределы своей жизни. Мы чувствуем величие этого че-

ловека.

Хотите знать, какая у него была любимая песня или как

звали его жену? Я тоже хочу. Почему же мы не знаем о нем боль-

ше? Потому, что смысл его жизни свелся этому поступку. Нам

жаль этого человека.

Мы чувствуем собственное величие, и нам жаль себя.

Куски нашей жизни толпятся, мешая один другому. Мы сами

разрушаем то , что строили. Подобно человеку, потерявшему путь,

уходящему и возвращяющемуся.

 

Большую цель можно достигнуть.

_____________________________

Мальчик заблудился в лесу.

Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать.

Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на

большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево,

чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть. Это наша большая

цель, но она должна быть действительно большой, как это дерево.

А значит, лежать за пределами жизни.

Большая цель - это цель, которую можно достичь. Но только

после смерти. Маленькие цели можно достичь и при жизни.

Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его можем уз-

нать сразу. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!

Мы его узнаем сразу, если есть большая цель. Человек,

имеющий большую цель, знает свой путь.

Человек, не имеющий большой цели, не знает свой путь. Это

непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при

жизни.

 

Наметьте дату своей смерти

___________________________

Человек написал дату своей смерти, не скоро она - эта да-

та. Потому что он должен быть вполне уверен, что не проживет

дольше. Он боится ошибиться.

Это трагедия, когда большая цель достигается при жизни.Ког-

да большая цель оказывается мелкой, а жизнь теряет смысл.

Хотим ли мы того, чего мы хотим?

Мы все время вдвоем. Я и дата смерти.

Человек, увидевший путь, не хозяин своей судьбы.

Теперь путь выбирает его.

Теперь путь диктует ему, что делать и чего не делать. Путь

управляет им. Путь- великий менеджер.

Привести пример большой цели?

Тогда я должен взять за руку, повести с собой в лес и пока-

зать то большое дерево, на которое забрался мальчик.

Вы действительно хотите того, чего вы хотите?

 

Мы не знаем, кто стар и кто молод.

__________________________________

Князь решил дать коню отдых и напоить его. И спустился к

берегу реки, где старый рыбак ловил рыбу. Старику было восемь-

десят лет.

Князь разговорился с ним и проговорил четыре часа. Потому

что после каждого ответа рыбака хотелось спросить еще что-нибудь.

Князь сделал его первым министром. Тот управлял страной сорок

лет, а потом умер.

Один юноша, который жил в другой стране и в другое время,

был талантливым полководцем. Он стал полководцем, когда ему бы-

ло семнадцать лет. Но он был слаб здоровьем и в девятнадцать лет

умер.

Мы не знаем, кто стар и кто молод.

Старый рыбак был еще юношей во время той встречи на берегу

еще сорок лет ему предстояло управлять страной.

Юноша уже был глубоким стариком, когда он стал полковод-

цем : ему оставалось жить всего два года.

Мы не знаем, кто стар и кто молод, пока человек жив. Мы

можем наметить дату смерти очень нескоро и умереть молодым. А

можем наметить ее пораньше и всю жизнь жить стариками.

Тот, кто выбрал дату смерти и знает путь, меняют свою

предстоящую жизнь . Рядом стареют и уходят в прошлое друзья.По-

том стареют и новые, более молодые друзья. Люди стареют и про-

ходят и мимо. Это грустно. Но жизнь не может состоять только из

радостей и удач.

 

Радости неудачи

_______________

 

Эта история случается не так уж редко. Человек, возомнивший

себя равным богам, ими же и наказан. Они лишили его неудач.Все

у него стало получаться, все желания сбываться. Он сошел с ума и

покончил с собой. Не думайте, что у вас было бы иначе.

Неудачи связывают нас с реальностью, не позволяя сойти с

ума. Лишь у сумасшедшего их нет. И в каждой неудаче, в каждом

несчастье есть что-то хорошее и полезное, как говорил один из

братьев. Мы не знаем, что это на самом деле было, удача или не-

удача, пока не доживем до завтра, как говорил дугой брат. У то-

го, кто выполняет все законы и правила, ни удач, ни неудач , быть

не может, как говорил третий поскольку не он эти правила и за-

коны придумал. Даже если представить худшее из худших - все чело-

вечество вдруг погибнет - и то хорошо, что кому-то не придется на

следующий день идти к зубному врачу, кому-то - на неприятный эк-

замен, а какие-то ужасные злодеи будут хотя бы таким образом, но

наказаны.

И кто вообще знает, что для человека удача и что неудача?

только он сам. А мы можем узнать, только увидев его. Лишь по его

лицу, его поведению мы догадаемся, что за событие случилось.

Удачное для него, радостное, или неудачное, грустное. А о нас

узнают, лишь когда увидят нашу реакцию, нашу мимику, наше пове-

дение.А другие у них спросят: ну и как он? как держится ?

Но между моментом, когда мы получили известие, и моментом,

когда первый человек увидел нашу реакцию, есть промежуток. Про-

межуток времени, иногда очень небольшой. Это - наш звездный час.

За это время мы можем или поддаться неудаче, снизить свой

авторитет и ухудшить положение. Или увидеть и быстро развер-

нуть успех тех, может быть и немногих положительных следствий,

которые есть в любом событии. Словом, это наш звездных час.Это

миг, когда мы можем повернуть ход событий, а то и свою судьбу

в другую сторону.

Пока никто не увидел нашей первой реакции. Только до это-

го времени.

 

Крестьянин, у которого была лошадь.

_____________________________________

Крестьянин, у которого была лошадь, считался богатым чело-

веком в своей деревне. Ему завидовали. Но когда его лошадь уш-

ла в лес и не вернулась, ему перестали завидовать, а некоторые

даже жалели его. Но когда его лошадь вернулась и привела с со-

бой из леса ничейного коня, все снова стали ему завидовать,но

когда его сын упал с этого коня и сломал ногу, некоторые пере-

стали завидовать ему.Но когда началась война и всех парней

забрали в армию, а его сына не взяли, все снова стали завидо-

вать ему.

Только сам крестьянин не печалился и не радовался. Он

не умел этого делать, потому что не понимал, какой прок от

печали и радости. Каждый из нас чего-то не понимает, не толь-

ко этот крестьянин.

Каждый из нас иногда чувствует, что чувствует не то, что

надо чувствовать.

Чашка выскочила из рук. пытались ее подхватить. Почти

удалось, да не подхватили. Все-таки разбилась. И в этот мо-

мент мы почувствовали легкую радость. Не надо больше пытать-

ся подхватить. Все. От нас ничего больше уже не зависит. И

огорчение есть в уме, и легкая радость в чувствах. Подсказка

чувств о звездном часе. Эта легкая чувственная радостная под-

сказка сопровождает любую неудачу, любое горе.

 

Словно шарики в ящике, который трясут .

______________________________________

 

В ящик насыпали шариков - деревянных и медных - одного

размера. Закрыли крышку. Подождали , открыли. Как лежали они

там вперемежку, так и лежат. Снова закрыли.

Стали трясти ящик. Хорошо потрясли. Открыли крышку и по-

смотрели. Наверху оказались, в основном, деревянные. А медные

внизу. Шарики знают свой путь.Каждый шарик. Ужели мы их глу-

пее?

Старый человек ехал в старом переполненном автобусе.Сда-

вили его люди со всех сторон, а ему пора выходить. Никак не

протиснуться к выходу. Вздохнуть трудно, не то что продви-

нуться. К счастью автобус тряхнуло несколько раз на плохой

дороге. И человек смог подвинуться к выходу. Если жизнь тря-

сет нас, мы можем продвинуться в ней. Если знаем, где выход.

Того, кто имеет большую цель, жизненные невзгоды не со-

бьют с толку, а удачи и неудачи одинаково продвигают вперед.

Какая разница, как именно трясут ящик? Какая разница, как

именно тряхнет автобус?

Лишь бы что-то происходило.

 

Восемь ног паука

________________

 

Мало иметь цель, надо уметь ее держать.

Ребенок просит поиграть с ним. Ужели отложить до тех пор,

пока вырастет? Работу надо закончить, иначе материал придет в

негодность. Да долг надо вернуть сегодня, срок настал, значит

надо отправлять в путь. Мало ли дел у человека?! До цели ли

тут?!

Артист в цирке несет чашечку кофе. Спотыкается, падает,ку-

выркается. Что уж там осталось от хрупкой чашечки?! Но вот он

встал и показывает нам: и чашечка на блюдечке цела, и кофе не

расплескалось. Это еще профессия. Он умеет это делать.

Надо уметь держать цель, как чашечку кофе,много разных со-

бытий да неудач. Но вот он поднялся, и вот он поднялся, и вот

она цель. C ней все в порядке.

Восемь ног паука несут его маленькое тельце не в разные

стороны! Кто знает путь, умеет держать и цель.

 

Учитель боевых петухов

______________________

 

К одному князю пришел учитель боевых петухов и предложил

потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.

Прошло десять дней.

- Ну как, спросил князь, - мой петух готов к бою?!

- Нет,нет! Он слишком самонадеян и рвется драться. Его нельзя

выпускать!

Прошло еще десять дней.

- Ну а теперь?

- Нет еще рано. он очень нервный, на все реагирует. Его нельзя

выпускать.

Прошло еще десять дней.

- А теперь?

-Рано еще. Сила и ярость переполняет его, прорывается наружу, и

это заметно.

Прошло еще десять дней.

- Но а теперь-то готов?

- Теперь почти готов. Он подвижен и словно вырезан из дерева.На

чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драть-

ся и, едва завидев его, с криком убегают прочь.

Нет предела ступеням мастерства.

Кто видел подлинное мастерство, не будет восхищаться менее

совершенной работой. Промолчит.

Знающий не говорит, говорящий не знает.

Это, понятно, и к нам всем относится.

Понимание выше знания.

 

Горизонтальная карьера

______________________

Что за радость петуху первой ступени быть назначенным глав-

ным петухом страны, если он видел подлинное мастерство?! Если он

видел петуха четвертой ступени!

Но странно устроен человек. Карабкаясь по социальной лестнице

вертикальной карьеры, он забывает о карьере горизонтальной. Путь

к несчастью кажется привлекательным. Это звездочки на погонах,

дипломы и звания,должности и оклады. Это способ казаться успеш-

ным,значительным или счастливым.

Горизонтальная карьера - это ступени профессионального мас-

терства. Умение делать то, чего другие не умеют. Это знания и

умения, которые внутри человека, которые нельзя так быстро ото-

брать, как можно снять звездочки с погон. Кто кому завидует -

ясен ответ.

Но горизонтальная карьера видна только посвященным. Кто мас-

тер, а кто подмастерье? Не так просто бывает в этом разобрать-

ся. Но и мастер и подмастерье знают, кто из них кто.

Когда жизнь предоставляет выбор, какой шаг сделать? В гори-

зонтальной карьере или вертикальной? Конечно, в горизонтальной.

А понадобится вертикальная, надо брать ее просто, как яблоко с

ветки. Если не получается, значит мастерство еще недостаточно,

надо еще учиться, еще шагать по ступеням мастерства.

Лучше быть, чем казаться.

Лучше быть способным, чем быть.

 

Управляйте из лютой точки

___________________________

 

Каждый из нас управляет миром. Может быть делает это пло-

хо. Камень на дороге управляет повозкой.

Ребенок еще говорить не умеет, а уже управляет родителями.

Собака управляет хозяином, а кошка - собакой.

Все управляют всеми.

Не стыдно управлять миром, стыдно делать это плохо.

Тот, кто имеет путь постоянно учится управлять миром все

лучше и лучше.

Его путь - его учитель. Путь - это великий менеджер.

Конечно, легче управлять фабрикой или страной, если она

вам подчинена. И другие люди обязаны вас слушаться. Но это

- н6е обязательное условие для управления. Только - одно из

возможных. Управлять любым объектом можно из любой географи-

ческой или социальной позиции, из любой точки. Не получается -

значит надо учиться.

Кто имеет путь, имеет и учителя.

Нельзя успешно идти по пути , не управляя другими хорошо.

Нельзя хорошо управлять другими, не имея пути.

Когда зайца спросили :

-Ты просил себе подчиненного посильнее. Жаловался, что осталь-

ные твои помощники слишком слабые. Тут как раз медведь ищет

работу!

-Нет, нет - ответил быстро заяц, - мы уже стали справляться, у

нас все в порядке!

 

Без жалоб и просьб

_________________

 

Кто имеет путь, не жалуется и не просит.

Только предлагает.

Потому, что нет для него больше авторитета, нет больше за-

щитника, чем его путь.

Если сильный просит у слабого- это не просьба, а предложение.

Если сильный жалуется слабому - это не жалоба, а доверие.

Того, кто жалуется, могут расспросить, заставить ответить на

все вопросы. Как заставишь сильного ?

Того , кто просит,можно обязать что-то сделать. Как обяжешь

сильного?

Если и вам жалуется, а на ваши расспросы отвечают неохотно,

а то и вовсе от расспросов уходят, то и вам не жалуются,а лишь

предлагают. Если и вас просят, а ответного шага делать не хо-

тят, то и вас не просят, а лишь предлагают сделать.

Тот кто жалуется иди просит, не имеет пути.

Кто жалуется , или просит, всегда слаб.

Кто жалуется или просит, может стать еще слабее.

Если жалобу или просьбу не удовлетворят.Он не готов к отказу.

Кто предлагает, к отказу готов. А если имеет путь, то после

отказа становится еще сильнее. Как и при согласии. Подобно ша-

рикам в ящике, который трясут.

Можно быть, но не казаться. Можно казаться, но не быть. Можно

казаться жалобщиком или просителем.Но нельзя быть им.

 

Сила и слабость

______________

 

Сын спросил отца:

- В чем твоя сила, Отец? Целый день ты носишь на плечах огром-

ные стволы деревьев, и трудно заметить, чтобы ты устал?

-Это так. А сила- в безразличии. Мне все равно, какое дерево

я несу; толстое или тонкое, длинное или короткое, тяжелое или

легкое.

Да, это так. Сила - всегда всегда в безразличии. В безраз-

личии к любому препятствию, так как никакое из них не способно

остановить человека на его пути.

Доказывающий неправ, правый не доказывает.

Доказывающий слаб. Логикой силу не заменишь. Сила воли и

духа - субстанция, далекая от геометрии. Доказывающий - всег-

да проситель, он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись

небезразлично.

Правый силен. Он Знает, что он прав. И этого довольно. Его

правота заметна. Она наполняет все пространство вокруг него,

даже когда он молчит. Его взгляд убеждает больше всяких аргу-

ментов и останавливает поток слов.

Неважно, да или нет вы говорите, неважно, какие аргументы

приводите, важно говорите вы да или нет от силы, или от сла-

бости.

Можно сказать да от силы. Это значит, вы могли бы сказать

и нет, но решили дать согласие. Можно сказать да от слабости.

Это значит, что не в ваших силах отказать.

Можно сказать от силы. Это значит, что вы могли бы и дать со-

гласие, но считаете нужным отказать. Можно сказать нет от сла-

бости. Это значит, что не в ваших силах дать согласие.

Тот, кто имеет путь, всегда прав. Правота - признак пути.

Правота увеличивает и силу физическую. Не случайно раньше

правота определялась в поединке, с оружием в руках.

 

Пути не пересекаются

______________________

 

Пути не пересекаются. Люди имеющие путь, не могут помешать

друг другу. Есть место для всех. Потому что путь , не соору-

жение и не плод фантазии. Он существует пока существует человек.

Его увидеть и узнать. Его можно устрашиться, смутиться или обра-

доваться. Но для каждого он только один. Не выбрать его - не зна-

чит, выбрать другой. Это значит - жить без пути.

Сначала мы выбираем путь, потом путь выбирает нас. И шагу

не можем иначе, чем по нему.

И подобно тому как толпа интеллигентных людей способна неспеша

пройти через узкие двери без конфликтов и напряжений, лишь испы-

тывая удовольствие от взаимной изысканной вежливость, так и люди

имеющие путь не могут помешать друг другу.

У того, кто имеет путь, времени всегда достаточно.Невежлив и

3неэтичен лишь раб момента, не имеющий в запасе вечности.

 

Взгляд из будущего всегда спокоен.

__________________________________

 

Когда в Вэйском царстве освободилось место первого министра,

он был сильно уязвлен, узнав о назначении другого сановника. Он при-

шел к более удачливому сановнику и сказал:

- Давай поговорим о наших заслугах, хорошо?!

- Давайте.

- У кого из полководцев в его армии солдаты и офицеры с радостью

идут на смерть, у вас или у меня?

- У вас.

-Кто умеет управлять чиновниками, быть близким народу, наполнять

сокровищницу государства, я или вы ?

- Вы.

-Кто защищает страну так, что сильная вражеская армия и голову по

вернуть не смеет в нашу сторону, вы или я?

- Вы.

- В таком случае, если во всех отношениях я выше вас, почему же

по положению вы выше меня.

- Могу и я задать вопрос? Когда государь малолетний, а государ-

ство неустойчиво, когда сановники не поддерживают его, а народ еще

не доверяет ему, кому в таком случае доверить государство - вам

или мне?

Он некоторое время молчал, а потом ответил:

-Вам.

- Вот поэтому-то я и нахожусь выше вас.

Возможно, другой человек из показной скромности и воздержал-

ся бы от последней реплики, ног новый первый министр заботился не

о минутном впечатлении, а определял простые и ясные отношения с

бывшим соперником в будущем. Ведь взгляд из будущего всегда споко-

ен и ясен.

Любой перечень заслуг в прошлом не перевесит целесообразности

в будущем.

Имеющий путь никогда не поступает, потому что. Он всегда пос-

тупает, для того что. Самое слабое для того что сильнее самого силь-

ного потому что.

 

Путь сильнее человека.

______________________

 

- А что ты можешь, - спросил человек.

- Все, ответил джин.

- Вот гуляет собак. Разогни собачий хвост!

Джин6 легко разогнул хвост, но тот сновав загнулся крючком. Он

снова разогнул его, и тот снова загнулся. И джин понял, что он мо-

жет не все.

Тогда мы и понимаем, что мы, собственно, можем, когда понимаем,

чего мы именно не можем.

Собачий хвост имеет скромный путь и знает, каким ему следует

быть.Поэтому он оказался сильнее джина. Хотя джин сильнее человека.

а человек сильнее собаки.

Мы знаем, что легче просить за другого, чем за себя.

Легче заснуть спокойно, если кто-то обещал разбудить вовремя.

Легче настаивать на выполнении приказа другого, более автори-

тетного. Легче6 отказать ссылаясь на какого другого. Много легче,

если за нашей спиной кто-то другой, более сильный и авто-

ритетный. Этот кто-то - наш путь.

Мы исполняем его волю и действуем от его имени.

Мы сильны, потому что он сильнее нас.

Мы умны, потому что он умнее нас.

Мы добры, потому что он щедрее нас.

Мы спокойны и решительны , потому что он всегда знает, что

нам следует делать.

Наши слова полны правды и убедительности, потому что он да-

ет нам свои слова.

Мы любимы другими, потому что он любит нас, осеняя своим

теплом и силой.

Он- наш путь. Для каждого свой, единственный.

Нужны ли еще слова?

 

Глава вторая. ВЕЛИКИЙ МЕНЕДЖЕР.

______________________________

 

О великом менеджере известно

только одно: что он есть.

 

Он придет и скажет.

___________________

Предложение всем показалось заманчивым. Но он пришел и ска-

зал:

- Ничего не получится.

И всем сразу стало ясно, что , конечно же, ничего не полу-

чится. Что и не могло получиться ни при каких обстоятельствах.

и почему именно не получится. И что именно произойдет, если по-

пытаться это все же осуществить.

Идея всем показалась нереальной. Но он пришел и сказал:

А почему нет?!

И всем сразу стало ясно, что, конечно же, все может пре-

красно получиться. и посыпались предложения, что и когда кон-

кретно нужно сделать. Дело пошло.

Потом и эти немногое слова он стал экономить. Только по-

смотрит иронически или в согласии полуприкроет глаза, и всем

все становилось ясно: и в целом и в подробностях.

Его спросили:

- Почему так получается? Ведь в конце концов оказывается, что

мы и так все знали сами. Почему же мы так беспомощны?

- Не вы беспомощны, а я не совсем еще бесполезен. Вам нужна

монархия, а не монарх.

Потом он тяжело заболел. И только изредка мог в течении

нескольких лет что-то показывать глазами.

Когда он умер, дела разладились.

 

Идеальный руководитель

________________________

 

Это как тяжело больной в доме. Любое его желание выпол-

няется.лишь бы не ошибиться, лишь бы правильно понять жела-

ние! Вот что движет всеми. О неисполнении желания безнравст-

венно и думать!

Неопытный водитель тормозит автомобиль и пассажиры чув-

ствуют неудобство. Потому что в момент остановки он давит на

педаль тормоза до конца. Опытный водитель тормозит так, что

и чашки кофе не расплескает. Потому что в момент остановки

он вообще не давит на тормоз. У этих водителей прямо проти-

воположное положение ноги в момент остановки.

Ступени мастерства образуются сменой привычного на про-

тивоположное. Как горизонталь ступени сменяется вертикалью.

Неопытный руководитель сначала много думает над тем, ка-

кой приказ отдать. А уж после того,как отдаст, развивает ки-

пучую деятельность, чтобы обеспечить его выполнение. Опытный -

сперва создаст условия для выполнения всякого своего приказа.

А уж потом и не отдаст его вовсе, а лишь выскажет пожелание.

И не заботится о его выполнении. Ни его это дело, а других

людей . Ему не о чем беспокоиться.

Идеальный руководитель - вообще бездействующий. Зачем от-

давать приказы, если люди и сами должны догадываться, что им

делать. Зачем спрашивать, сделано ли, если не было землетрясе-

ния или новой мировой войны, которая возможно, и могла бы поме-

шать выполнению?!

Потому что он непредсказуем. Трудно сказать, что произой-

дет, если нарушить его слово. Но что-нибудь совершенно ужасное.

И мысль о невыполнении не додумать до конца, потому что сты-

нет кровь от ужаса на середине мысли.

Он как мрак. Ничего в его планах разглядеть невозможно.

Он как гром. Никогда не угадать, куда ударит и кого по-

разит.

Он как огонь. Невозможно приблизиться. Тепло рядом, но

невыносимо горячо, если пытаться стать еще ближе.

Он бездействующий. Как бездействует плывущий под стре-

мительным парусом по сравнению с гребущим веслами.

Его любят и его боятся. Эти два самые сильные чувства

идут за ним рука об руку.

 

Яблоко в траве

________________

 

В траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пят-

нышко.

Учитель поднял яблоко и сказал:

-Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть.

А можно достать ножик. Вырезать все сомнительные места, а по-

том уже есть. Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удаст-

ся больше. Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько -

то хорошего вокруг плохого. Правда, в первом случае мы можем

начать есть сразу, а во втором - лишь после предварительной ра-

боты. Эти две разные стратегии. Во всех делах. Во всех без ис-

ключения. Ничто на свете так не важно, как эта разница.

Он достал ножик, очистил яблоко и начал неторопливо есть.

- А нас угостите? - пошутили мы.

- Нет. - пошутил он, - Чтобы вы лучше запомнили!

И доел яблоко.

Он очень редко говорил нет, хотя хорошо умел это делать.

 

Твердое и пустое

_________________

 

Твердое - то, на что можно опереться, не провалишься. Это

слова или цифры, которым можно верить. Человек, на которого

можно положиться - не подведет. Автомобиль, который полностью

исправен и заправлен бензином: в нужный момент и заведется, и

поедет. Твердое - это и есть твердое.

Пустое - то, на что нельзя опереться - провалишься. Инфор-

мация, которая может оказаться ложной или неполной, неточной.

Солдат, который испугается и убежит. Друг, который пообещает и

не сделает.Фабрика, которая портит материалы, не производя ни-

чего пригодного. Пустое - это и есть пустое.

Надо отличать твердое от пустого.

Это самое важное из всех искусств.

Комбинация твердого и пустого дает пустое. А что она еще

может дать?! Многие дела человеческие производятся впустую,

потому что содержат что-нибудь пустое.

Маленького мальчика дедушка отдал чужим людям учить реме-

слу . Но не делали они этого и еще очень плохо к нему отно-

сились. Когда мальчику стало совсем невмоготу, написал он

дедушке письмо. Подробно и убедительно обрисовал свои беды,да

вот адрес на конверте написал очень уж неконкретный: На дерев-

ню дедушке. Не дойдет письмо с таким адресом, напрасно будет

ждать мальчик своего дедушку.

Содержание письма - это твердое. А вот адрес - пустое. В

результате - пустое.

Мы бываем в положении этого мальчика чаще, чем наше са-

молюбие может в это поверить. Ведь если среди двадцати твер-

дых элементов - действий - хоть одно оказалось пустым - все

усилия пропали зря.

Отделение твердого от пустого подобно действию ножа,очи-

щающего яблоко.

Запах яблок каждый раз напоминает об этом высшем из ис-

кусств - отделении пустого от твердого.

 

Обучение гарема.

_________________

 

- Я прочитал все четырнадцать глав твоего трактата. Хороший

трактат. Но теория - одно, а практика - другое! Не мог ли бы

ты показать свое искусство на практике?!

- Могу.

- А какое тебе нужно для этого войско?

- Любое.

- Тогда возьми мой гарем.

- Полководец построил женщин во дворе дворца, разбив их на два

отряда по девяносто человек в каждом. Объяснил, где право,где ле-

во и что такое кругом. Выбрал двух любимых наложниц князя и поста-

вил их офицерами над отрядами:

- Я буду давать команду офицерам, а офицеры - солдатам, - и ско-

мандовал налево!

Офицеры, смеясь, повторили команду, а солдаты ее не исполни-

ли : rкто повернулся налево, кто направо, а кто и вовсе сел на

траву.

- Не получилось, - сказал полководец, и повторил свое объяс-

нение.

Но и снова получилось то же самое.

- Снова не получилось,- сказал полководец,- Кто виноват? Я не виноват,

я даже повторил свое объяснение. Солдаты виноваты? Нет, не виноваты.

Потому что офицеры отдавали команды таким образом, как будто имелось

ввиду ее невыполнять. Виноваты офицеры. Отрубить им головы.

- Нет, нет, - сказал князь,- Достаточно. Я вижу, что ты хоро-

ший полководец!

- Нет, князь,- возразил полководец,- Если мы не отрубим им

головы,про тебя будут говорить, что у тебя полководец,чьи

приказы не выполняются.

Головы отрубили, полководец поставил других офицеров,и ста-

ло получаться.

-Вот князь. Это еще не очень хорошее войско, но я готов идти с

ним и сражаться!

Но князь в досаде махнул рукой и ушел.

Теория - это , действительно, одно, а практика - другое.

 

Страх и бесстрашие

___________________

 

Страх- весьма важное чувство. Его нельзя игнорировать, им

нельзя не пользоваться. Ведь его поместили в человека, для

блага человека. Это хорошее полезное чувство, которое не только

может унизить человека, низведя его до животного, но может и воз-

высить. Из страха бросить тень на друга, могут и собственной

жизнью пожертвовать.Не то главное, сто человек боится, а то,чего

именно он боится, за что именно он боится.

Почему у женщин начали получаться боевые упражнения? Мо-

жет быть из страха? А почему полководец готов идти с этим войс-

ком и сражаться? Ведь с запуганным войском едва ли хорошо иметь

дело. Здесь уже причина в бесстрашии. Солдаты не боятся, что пол-

ководец накажет их за чужую вину. Если виноват не солдат, а офи-

цер, накажут офицера. Солдату нечего бояться, если он не виноват.

Это - бесстрашие. Ну, а если виноват? Конечно накажут. Раз уж и

офицера не пощадили. Сочетание страха и бесстрашия - основа ар-

мии.

Не страшен противник. Не страшен начальник, если выполняешь

свой долг. Но страшно не выполнит долг. Тут уж прощения не жди.

Переход от страха к бесстрашию - граница резкая. Этой резкой

границей очерчиваем долг, обязанности, приказ. Чтобы твердое от-

делить от пустого. Казнь офицеров произвела такое отделение.

Нельзя размазывать границу страха.

Нельзя размазывать и границы бесстрашия.

Всему свое место, имеющее точные границы.

 

Последний приказ полководца.

____________________________

 

Последний приказ полководца должен быть выполнен. Это ста-

рое, верное правило, которое спасло не одного князя от самого

себя.

Какое искушение снять полководца с должности, чтобы отме-

нить его неприятный приказ! Но какой смысл его снимать, если все

равно все уже отданные им приказы придется выполнять! Снять-то

можно, а не выполнить уже отданный приказ нельзя. Таково прави-

ло.

Нет правил более ценных, чем те, что защищают человека от

самого себя.

Закон обратной силы не имеет. Так общество защищает себя

от самого себя.

Изменение любых правил задним числом - визитная карточка

коварства и слабости. Даже дети отказываются играть в такие игры.

Нет более верного способа потерять честь и доверие, как из-

менить договоренность задним числом к своей выгоде. Но нет и

более быстрого и верного способа проверить порядочность парт-

нера, как позволить ему сделать это. Такая проверка отделяет

пустое от твердого и уберегает от большой беды.

 

Князь ее выдержал.

 

Полководец медлит

_________________

 

Полководец медлит, потому что не видит победы. Победа -

важная передышка на пути .Ее надо разглядеть. Ее можно увидеть,

разглядывая весь путь. Увидеть и узнать. Тут нужна неподвижность

и разглядывание, а не суетливость и предприимчивость.

Принц оставался в столице, ожидая возвращение императора из

похода. Друзья и даже малозначительные люди настойчиво советовали

ему бежать, не дожидаясь возвращения императора. Бежать вместе с

семьей, спасая свою жизнь. И предлагали помощь в бегстве. Но

принц не понимал, чем он заслужил немилость. Совесть его была

чиста, и до сих пор он был верной опорой императору. Он был в

смятении и сама жизнь стала для него невыносима от непонимания

происходящего. Сигналы множились, подтверждая грозящую ему опас-

ность, но никак не прояснили происходящее. Ему сообщили, что

путь морем для него уже отрезан, что медлить более нельзя. Гу-

ляя с женой по парку они лихорадочно перебирали все возможные

причины и поводы случившегося и ничего не могли найти. И принц

почувствовал, что он сходит с ума,привычная и понятная связь со-

бытий рушилась с тихим шелестом, превращаясь в кучу обломков по-

ступков и связей.

Принц заперся в своем кабинете, сел в глубокое кресло и

задумался на много часов. Простая мысль шевельнулась и стала

расти, обретая силу и подтверждения. Все известные события лег-

ко и точно сложились в один рисунок, не оставляя никаких сомне-

ний. Подобно сложенному из осколков блюду. Император здесь во-

обще не причем. Принца отнюдь не спасали, а хотели вынудить бе-

жать. Он сразу успокоился и даже рассмеялся простоте решения.

Затем бросился к жене поделиться радостью. Они вместе, смеясь,

собирали еще раз разбитое блюдо, наслаждаясь тем как хорошо и

точно факты-осколки подходили друг к другу. Принц не бежал, бе-

жали другие.

Нельзя разглядеть победу, не разглядывая ее. Не теряя на

это разглядывание времени. Только на него и ни на что другое.

Время бежит, ответственность растет. Ответственность давит все

больше и больше, не оставляя другого, как только увидеть по-

беду.

Понимание важнее знания.

 

Искушение алиби

_______________

 

Искушения и соблазны подстерегают всякого человека. Это

не новость. каждый имеет свой опт противостояния. Искушение мо-

жет войти в наш дом через двери - это страх, страсти и деньги.

Может войти через окна. Это честь, национальные и родительские

чувства. Но может родиться прямо в нашем доме. Это алиби для

самого себя.

Я сделал все, что мог. Вот его формула. Формула яда,которо-

му так трудно найти противоядие.

Ничто так не мешает разглядыванию победы, как желание не

бездействовать в критический момент. Когда все вопиет: дейст-

вуй! Но действовать в такую минуту - значит поддаться слабости

перед искушением алиби. Алиби: я действовал, я сделал все, что

от меня зависело. Вот я сделал то-то и то-то, не моя вина,что

победы не случилось.

Что важнее: чтобы была победа или чтобы я не был виновен

в поражении? Хорошо, когда эти тропинки не в разные стороны.

Когда именно действуя и обретаешь победу. Подобно тому, как

таская по полену, перетащишь всю кучу дров. А не таская - не

перетащишь. А если эти тропинки - в разные стороны? А кто это

знает? Кто это видит лучше вас? Сделаем вид, что они не расхо-

дятся и будем таскать по бревнышку?!

Жестокий князь ввел новый вид казни: пытку медным шестом.

Медный шест клали на высоте метра три над пылающими углями.Шест

смазывали салом, чтобы был скользкий. Если жертва пройдет по

шесту и не упадет в огонь - значит жива. Но все падали. И сго-

рали. Но они как бы сами были виноваты в своей неловкости.

Много было различных казней. Но молодой князь соседнего госу-

дарства прислал богатые дары с тем, чтобы эта казнь была бы все

же отменена. Хотя она его народа не касалась, но оскорбляла сво-

им существованием как человека.

Не проведя пустого и твердого разделения внутри себя, не

отделив того, что от меня зависит, от того, что от меня не за-

висит нельзя быть искренним со своим путем.

Не зависит от меня лишь одно. Я не могу не идти по пути. Не

ищите алиби. Не изображайте управление, не развивайте кипучую

деятельность по достижению победы. А управляйте и побеждайте.

Только путь вам судья.

 

Приблизиться к оленю и не ошибешься.

____________________________________

 

Хорошо стрелять в оленя из лука с далекой дистанции. Ни о

чем не подозревает олень. Да вот беда: легко промахнется. Кто

опасается промаха, старается подойти ближе.

Приблизься к оленю и не промахнешься.

Если говорят: у меня в сумке нечто,поэтому я прошу вас. То

приблизиться к оленю - значит попросить показать это нечто. Если

говорят: он уехал. То приблизиться к оленю - значит спросить: в

котором часу и на чем. И дело не в недоверии. Многое проясняется

и для самого отвечающего.

Люди обычно не умеют отличать пустое от твердого. Они нена-

меренно могут вводить себя и вас в заблуждение. Вы спрашиваете:

нет ли такого-то. Отвечают: нет, они все давно уже ушли. Вы под-

ходите, трогаете ручку двери - не заперта. Заглядываете внутрь:

вот он тот, кто вам нужен. Извините, а мы и не заметили, что он

остался. А извиняться надо за другое. За неумение отличать пустое

от твердого.

Если что-то сломалось, откройте крышку, загляните внутрь.

Если кого-то не нашли, поищите сами.

Если говорят, что что-то написано, прочитайте сами.

Если говорят, что вкусно, попробуйте.

Если пишут, что им не сделали, проверьте, может быть, сде-

лали.

Не начинайте действовать по сигналу, чья достоверность

не проверена. Все, что можете проверять сами, проверяйте сами.

Заходите. Открывайте. Заглядывайте. Приезжайте. Лично осматри-

вайте. Сами пробуйте нажать. Трогайте рукой. Поднимайтесь на

чердак. Заглядывайте под колеса. Убеждайтесь лично. Встречай-

тесь лично.

И вот тогда появится умение отличать пустое от твердого.

Отличать уже не трогая руками, а задавая точные вопросы.

Сколько весило? Какой толщины? А за шкаф заглядывали? Чья под-

пись там была ? Сколько экземпляров? Вопросы, на которые не-

возможно ответить, не приблизившись к оленю.

Сокращайте дистанцию всеми способами.

До тех пор, пока промах не станет невозможным.

Вы хотите посмотреть сами? Да, хочу!

Вас не интересует быть невиновным в ошибке, вам нужно,

чтобы ее просто не было.

Милый олень, прости!

 

Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет

________________________________________

 

Выбирая путь, думай, кто по нему пойдет.

Не посылай на проверку того, кто не умеет приблизиться к оленю.

Не указывай короткую дорогу старушке, если там надо прыгать через

канаву.

Не направляйте робкого на переговоры к наглому.

Не сковывай подробными инструкциями человека сообразительного.

Действия искусного приносят выгоду, неискусного - опас-

ность.

Лучший путь для рыбы и для птицы разный.

Нет размера обуви, наиболее подходящего для всех людей сра-

зу. Для каждого свой путь.

Если человек не уверен, сомневается, не согласен или про-

тестует - значит вы ему указали не его путь. Как быстро и удо-

влетворенно он успокаивается - стоит только указать ему на путь.

Приблизиться к человеку - значит знать его путь. Даже

если он сам его не знает. Нет благодарные, великодушные и

благороднее дела, чем дать увидеть человеку его путь!

Умение объяснить дорогу просто и незабываемо.

Умение разглядеть в глазах понимание и непонимание.

По глазам определять твердое от пустого.

Каждому встречному указывать его путь - величайшее из ис-

кусств!

Пути не пересекаются.

Как ребенка поднимают на руки, что бы он увидел.

Пути не пересекаются.

 

Управляй многими.

__________________

 

Управляй многими как управляешь немногими.

Искусство управления большим - армией , городом или страной

- это искусство управлять большим как управляешь малым. Не сму-

щаться , не теряться, не идти на поводу у событий и мнений. А уви-

деть в большом то малое, чем стоит управлять.

Голодными управлять легче, чем сытыми. Потому что голодные

хотят хлеба. А что хотят сытые - сразу не скажешь.

Бедными управлять легче, чем богатыми. Бедным нужны деньги.

А что нужно богатым - сразу не скажешь.

Одинаковыми людьми управлять легче, чем разными.

Людьми , имеющими общего врага, управлять легче, чем имеющи-

ми разных врагов.

Разделение большого на малое число частей его превращают в

малое.

Соединением многих малых частей в немногие большие их пре-

вращают в немногие.

Проведением границ пустым и твердым превращают в большое

управляемое немногое. Над каждым немногим ставят наместника. Вас-

сала или помощника.

Пустым и твердым проводят границу, где вассал может обойтись

без сюзерена, и где никак не может.

Плохо если он не в одном вопросе не может.

Плохо, если во всех вопросах может.

Плохо, если вассал не знает, где он может и не может.

Плохо, если сюзерен не знает , где вассал может и где не мо-

жет.

Плохо, если оба знают , но по-разному.

Хорошо, если эти пять плохо отсутствуют.

Тот, кто колет дрова неумело, бьет топором куда попадя, а то

и вовсе поперек сучка. Тот, кто умеет, разбивает полено одним

точным ударом.

Большое делят на малые части не как удобнее, а как оно лучше

само делится. А если нет необходимости,то и не разделяют вовсе.

Разделенное без нужды соединить бывает труднее,чем разделенное

от нужды,когда нужда проходит.

Когда боятся,чтобы не порвалось,пробуют порвать.Когда боятся,

чтобы не провалилось, пробуют надавить. Когда боятся, не пог-

нется ли,пробуют согнуть.

Искусство делать людей одинаковыми расцветает на умении видеть

их различными.

Простоту в многообразие вносит ясность пути, ясность этапов,

ясность законов, ясность контроля, ясность наказаний и наград,

ясность образцов для подражания.

 

 

Храбрый не наступает один.

_________________________

 

Храбрый не наступает один, трус не отступает один.

Один воин,не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к

вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но

полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя.

Поскольку приказа о наступлении не было.

Эти три головы в ряд - символ запрета на наступление без

приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дис-

циплину, если храбрый будет наступать без приказа.

Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сра-

жения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в

наступление. За ним другой, третий, и вся рота . Остался в окопе

только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа

нет, поскольку все уже и так ушли.

Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и

наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он

все сидит и ждет приказа?

Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где

должен быть, и делает то, что должен делать - это порядок.

Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель

и что нарушил - это беспорядок.

Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват

и что именно он нарушил - это дезорганизация.

Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бес-

страшие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно

его нарушать. Вот что такое дезорганизация.

Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда

храбрый наступает один, он производит дезорганизацию.

Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок.

Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать

виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда

страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать.

Войско панически мечется во внезапном окружении. Никто не

слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит:

- Вот он - провокатор! Стой, не уйдешь!

И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются.

Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгно-

венно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение.

Подобно тому, как нашел для себя и быстро успокоился

принц. Только он нашел истинное объяснение, а генерал - правдо-

подобное на момент.

Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперед, слиш-

ком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация.

Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной

должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную

работу, требующую больше ума.

 

 

С первым ударом барабана.

_________________________

 

С первым ударом барабана боевой дух войск поднимается,

со вторым ударом падает, а с третьим - и совсем исчезает.

Удары барабана зовут в атаку. Все поднимаются. Но если

атака будет отменена, то дух войск упадет. Во второй раз они

поднимутся в атаку без энтузиазма. А если будет снова отменена,

то в третий раз могут и вовсе не подняться.

Готовясь к атаке надо проверять до того, как поднять в нее

войско а не после.

Однажды полководец предупредил свое войско о ложном сиг-

нале атаки. Услышав сигнал, и враг дал сигнал к атаке. Но войско

нашего героя не двинулось с места. Отступил и противник, не желая

боя на невыгодной местности. Снова дали ложный сигнал, и все пов-

торилось сначала. При действительном наступлении противник был

разбит, так как потерял боевой дух.

Отдача приказа - как пистолетный выстрел на старте. Все

готовы начать. Все ждут. Ну! Ну! Выстрел! Должно быть немножко

времени для этих ну,ну. За это время можно убедиться, что дей-

ствительно ничего не упущено.

Этот маленький промежуток времени между полной готовностью

и отдачей приказа, когда никто не понимает, почему вы еще медлите,

когда все готовы, ваш звездный античас. Когда все можно загубить.

Нужно уметь держать паузу.

Когда все ясно и надо дать согласие, все ждут. Когда все

ясно и можно вешать телефонную трубку. Когда все закончено, мож-

но вставать и идти.

Всегда нужно держать контрольную паузу.

В течение этой паузы может случиться нечто важное. И уж ко-

нечно, проверена готовность к следующему шагу.

что бы быть уверенным, что не помнется шляпа между двумя че-

моданами на полке, вы предпочитаете иметь пустое пространство

между нею и чемоданами.

Пустое пространство и пустое время - важное средство кон-

троля.

 

Запрещай говорить правду.

_________________________

 

Запрещай говорить правду по вопросам, о которых не спрашивал.

Требуй говорить правду по вопросам, о которых спрашивают.

Когда говорят правду, о которой не просил- подобно тому на-

ступлению без приказа.

Даже молчание может быть истолковано, как поощрение. Сегодня

он говорит правду о которой не спрашивают, завтра он дает советы

по вопросу, которые его не касаются. А послезавтра оспаривает

ваше мнение по любым вопросам.

Но иногда эта правда может быть полезной. как быть?

Нужно изучить ее цену. Если вассал заботится об общем деле, а

не переходит в наступление по расширению своих прав, он оставля-

ет пустое пространство. То есть, сказав нештатную правду,тут же

отступает, отчитываясь по порученным ему вопросам. Показывает:

я помню свое место и преклоняю голову. Это отступление и образует

пустое пространство. Он продвинулся в области ваших прав, но тут

же отступил на свое место. Значит мотив - не расширение прав,а

интересы дела.Если отступил не точно,оставив меньше пространства

чем должен был, значит - это борьба за расширение прав. Такую

цену нельзя платить даже за полезную правду.

Требуйте говорить правду по вопросам, о которых спрашивают.

Иначе вы получите вместо твердого - мину замедленного действия,

то есть особый сорт твердого, как бы твердое.

Чтобы говорили правду, стимулирование должно быть отделе-

но от нее. Нельзя хвалить, опираясь на слова того, кого хвалите.

Нельзя ругать, опираясь на слова того кого хвалите.Нельзя врать,

опираясь на слова того, кого ругаете. Можно лишь дружелюбно

присоединиться к самопохвале или к самокритике человека.

Подлинное санкционирование опирается на более прочную и более

широкую основу: на дела человека, а не на его слова.

Отделение собственной реакции на правду и неправду,отделе-

ние во времени.

Сила в безразличии. В готовности без эмоций выслушать любую

правду. Принять решение не тогда,когда оно возможно,а тогда когда

оно уже потребуется. Принять из будущего, а не из прошлого. Не

потому что, а для того что.

 

Cначала говорят, а потом делают

. ________________________________

 

Человек прокладывает путь в новое, неизведанное сперва

мыслью, потом словом, потом делом.

Он замыслил что-то хорошее, чего раньше не делал. Обдумы-

вает замысел. На каком-то этапе ему хочется поделиться своим

замыслом с кем-нибудь. Обсудить. Обсудить в целом, ну а также

- и первый шаг.

Если к этому делу приступить, то с чего можно было бы на-

чать? А уж если этот первый шаг выглядит реальным, то поче-

му и не попробовать?! От слов к делу.

Он замыслил что-то плохое. Но воплощается это плохое в де-

ло как и хорошее - не минуя стадию говорения, обсуждения. Вот

здесь-то и легче всего человека остановить.

Если попустительствовать словам - перейдет и к дело. Это

непременно случиться, можно сказать, что от него уже и не за-

висит. Как если слегка начал скользить по льду под гору. Сам

остановиться уже не может, но еще любой,стоящий прочно, может

его придержать и удержать. А наберет скорость - попробуй, ос-

танови!

Обращаем внимание на слова. Особенно на шутки. Шуткой

пробивает себе неправое дело дорогу. Ищет сопротивления. А

если нет - идет дальше. Шутку останавливают шуткой.

Не хотите, чтобы делали, не позволяйте и говорить об этом.

План опаснее дела. Замысел опаснее плана. Обсуждение опас-

нее замысла. Слово опаснее обсуждения. Шутка опаснее слова.

Взгляд опаснее шутки. Мимолетное отсутствие поддержки - опаснее

взгляда.

Чем глубже дело запрятано - тем оно опаснее.

 

Два друга работали в саду.

_________________________

 

Два друга мотыжили землю. Вдруг мотыга одного из них уда-

рилась о что-то твердое. Он поднял кусок золота и отбросил его

как простую черепицу. Они продолжали работать дальше.

Два друга сидели в саду на циновках и читали книги. Вдруг

мимо проехала повозка знатного вельможи. Один из них поднялся и

посмотрел ей в след. Тогда другой отодвинул свою циновку в сто-

рону и сказал:

Вы мне больше не друг!

У них не было расхождения во взгляде на золото,на богатство.

Он знают более высокие ценности. А вот что касается испытание сла-

вой и уважением в обществе - они оказались по разные стороны.

Тот, кто отодвинул циновку, не стал дожидаться того года, дня и

часа, когда его друг, не выдержав этого испытания,его предаст.

Лучше разойтись сейчас.

Как если пища уже начала портиться, есть ее уже не хочется,

а выбрасывать еще жалко. Подождем, когда окончательно испортится

и не жалко будет выбрасывать? Это ли самая лучшая стратегия?

Вот почему не взгляд, не улыбка, не шутка, не слово не мо-

гут проходить бесследно. Можно сказать, что это черезмерно

высокие требования друг к другу. А можно сказать, что велика ра-

дость соответствия этим высоким требованиям. Радость, даваемая

не каждому.

Радость сильных чувств, рожденных чистыми красками.

И я рад за тебя читатель, если жизнь твоя подарила понимание

этих чистых цветов. Если же нет - не твоя вина.

Вообще же эта книга много добрее, чем кажется на первый

взгляд.

 

Говори о том, что есть.

_______________________

 

Если я вас правильно понимаю, вы мне сейчас пытаетесь пред-

ложить взятку ?

Простите, вы что - пытаетесь за мной ухаживать?

Похоже, между нами возникла легкая конфронтация и соотно-

шение двое против троих, причем как раз третий не тверд в сво-

ей позиции?

Люди, которые произносят такие слова резко поворачивают

течение разговора в другую сторону, иногда поражая и известную

неловкость.Умение сказать,что происходит на самом деле в этот мо-

мент и между этими людьми, сказать неотвратимо и обезоруживающе -

сильный ход.

Надо уметь это делать. Но этого не достаточно.

Надо уметь задавать такие вопросы не только другим,но и самому

себе . Но и этого не достаточно.

Надо в любой момент времени пребывать в таком состоянии, что

не один вопрос такого рода не может быть уместен, поскольку не

откроет ничего нового.

Это и есть прямота.

Прямота проникает через многослойную оболочку другого челове-

ка не нанося ему вреда, а делая его чище, честнее, откровеннее

и великодушнее.

 

Не все приказы императора

-------------------------

 

Не все приказы императора надо выполнять.

Отправляя полководца в поход император опустился нам колено

и поцеловал колесо колесницы полководца.Это означало,что теперь

полководец сам будет решать, какие из приказов императора ему

надлежит выполнять, а какие нет.

Далеко уйдет войско. Если полководец увидит, что выполнение

приказа во вред армии или безопасности страны, он имеет право не

выполнить приказ императора. Не может император все знать и все

предусмотреть из столицы.

Один из вассалов опоздал со своим войском на поле боя, и пол-

ководец отдал приказ о казни. Провинившийся был хорошо знаком им-

ператору и решил просить его об отмене казни.Император внял прось-

бе и послал гонца в лагерь полководца с приказом отменить казнь.

Но пока гонец скакал, провинившийся был уже казнен.

Полководец стоял возле своей палатки вместе с одним из офи-

церов, когда подскакал гонец и,остановив лошадь перед полководцем,

протянул ему приказ. Полководец развернул, прочитал, свернул,

протянул обратно гонцу и произнес:

- Не все приказы императора надо выполнять!

Затем обернулся к офицеру:

- А что у нас полагается тому, кто скачет на лошади по лаге-

рю во весь опор?!

- Смертная казнь! - ответил офицер,- По лагерю на лошади мож-

но передвигаться только шагом. Во избежание паники.

Гонец обеспокоился и стал объяснять, что он очень торопился,

что император просил его поспешить, что речь идет о жизни челове-

ка.

- Хорошо. - сказал полководец, - мы тебя не казним. Не все

приказы императора надо выполнять, но уважать императора надо! Мы

вместо тебя казним ребенка!

И ребенок был казнен.

Мы не знаем, какой именно ребенок был казнен. Но это и не

важно. Именно потому неважно, что ребенок. То есть невиновный.

За вину гонца можно было казнить только невиновного.

Если бы казнили гонца, полководец был бы прав. Но это