Задание: решите кроссворд.
По вертикали:
1.Наука о строе языка, о его законах.
4.Один из ведущих приемов обучения грамматическим навыкам.
6.Назовите период предложений, состоящих из аморфных слов-корней в формировании грамматического строя русского языка по А.Н.Гвоздеву.
8.Образование детьми новых слов - это …….
9.Возраст, где основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов ( в, на, за, под, около) и глаголов.
По горизонтали:
2.Деятельность, в которой происходит усвоение грамматических форм.
3.Какое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии.
5.Метод направленный на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.
7.Одно из условий грамотной речи детей создание благоприятной ……..
«Методика воспитания звуковой культуры речи»
Темы:
«Понятие звуковой культуры речи, значение»
«Особенности усвоения ЗКР дошкольниками»
«Этапы обучения правильному звукопроизношению»
«Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР»
«Методы и приемы обучения ЗКР»
«Диагностика по ЗКР в разных возрастных возрастах»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие ЗКР
· Должен выделять разделы по ЗКР
· Определять значение ЗКР
· Знать особенности ЗКР в разных возрастных группах
· Определять причины речевых нарушений
· Определять этапы обучения ЗКР
· Выделять методы и приемы по обучению ЗКР
· Должен составлять диагностику по ЗКР
Литература основная:
1. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. //Развитие речи и речевого общения дошкольников. –М., 1995.
2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка //Вопросы изучения детской речи. –М.. 1961.
3. Максаков А.И. Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи //Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984.
4. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. –М., 1968.
5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М., 1994г.
8. Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте //Психология детей дошкольного возраста. –М., 1964.
Литература дополнительная :
1. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка// вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. –М., 1987.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006.
4. Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М., 1983
«Понятие звуковой культуры речи, значение».
6.1 Продолжите определение:
ЗКР - это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Почему воспитание ЗКР является одной из важнейших задач развития речи в ДОУ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3 Заполните схему:
6.4 Составьте схему в которой будут отражены разделы по ЗКР?
6.5 Как вы считаете, что в первую очередь важно усвоить детям, линейные звуковые единицы или просодемы? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.6 Раскройте задачи по ЗКР.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности усвоения ЗКР дошкольниками».
6.7 Выберите правильный вариант ответа:
«В педагогической и психологической литературе процесс овладения со звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста описан достаточно полно в работах…»
1 Д.Б. Эльконина 3. Ф. Фребеля
2 А.Н. Гвоздева 4. Я.А. Коменского
6.8 Составьте схему в которой будут отражены особенности ЗКР у детей разного возраста.
6.9 Каковы причины неправильности звукопроизношения у детей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.10 Перечислите предпосылки для успешного формирования звуковой стороны речи детей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.11.Почему речедвигательный аппарат имеет большое значение в произношении ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Этапы обучения правильному звукопроизношению».
6.12 Воспользовавшись дополнительной литературой заполните таблицу:
Этап | Название | Характеристика этапа, работа на данном этапе |
I | ||
II | ||
III | ||
IV |
«Методы и приемы обучения ЗКР».
6.13 Назовите основные методы и приемы формирования правильного звукопроизношения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.14.Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа. Назовите их.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.15.Опишите структуру занятия по изучению одного звука:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.16.Заполните таблицу. Покажите отличие построения занятий в средней и старшей группах.
Возраст | Структура занятия, приемы работы |
Средний дошкольный возраст (5 лет) | |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
Составьте картотеку упражнений на артикуляцию губ, щек, челюсти, языка.
«Диагностика по ЗКР в разных возрастных группах».
6.17 Составьте диагностику по ЗКР для своей возрастной группы.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: решите кроссворд.
По горизонтали:
1.Этап предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.
5.Понятие ЗКР включает в себя фонематическую и … правильность речи. 7.Определенная последовательность сочетания звуков, при котором оно становится словом и приобретает определенный смысл.
9.Под контролем чего формируется речь?
10.Выделение паузами, повышение голоса, большая напряженность и долгота произношения группы слов или отдельных слов.
13.Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, придающий речи различные оттенки.
14.Сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи.
По вертикали:
2.Надлинейные звуковые единицы (ударение, элементы интонации).
3. Причины речевых нарушений: прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией.
4.Сколько этапов включает в себя обучение звукопроизношению.
6.Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
8.Деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
11.Внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
12.Равномерное чередование ударных и безударных слогов.
«Методика ознакомления детей с художественной литературой»
Темы:
«Роль детской художественной литературы»
«Особенности восприятия детьми литературных произведений»
«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной
литературой»
«Методика художественного чтения и рассказывания,
заучивание стихотворений»
«Использование художественной литературы вне занятий»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
· Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
· Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям.
· Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
· Формы работы с книгой в детском саду.
· Методику художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
· Особенности восприятия содержания и формы поэтического произведения.
· Требования к отбору поэтических произведений, методику заучивания наизусть стихотворений, приемы обучения выразительному чтению стихов.
· Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений, возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации.
Литература основная:
1. Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы //Д/в 1981г. № 3
2. Аникин В.П., Круглова Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. –Л., 1983г.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. –М., 1992г.
4. Еникеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге. //Система эстетического воспитания в детском саду. -М., 1962г.
5. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения //Избр.психолог.труды:В 2т. –М., 1986г.-Т.1
6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки., -М., 1976г.
7. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. –М., 1960г.
8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. –М., 1972г.
9. Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми //Д/в № 1, 1974г.
10. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4-7 лет // Эстетическое воспитание в детском саду. –М., 1985г.
11. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений //Д/в № 7, 1970г.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М., 2006г.
13. Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста //Во Вопросы эстетического воспитания в детском саду. –М., 1960г.
14. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду //В Вопросы эстетического воспитания в детском саду. –М., 1960г.
15. Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. –М., 1972г.
16. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой //Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г.
17. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Творческий Центр «Сфера», -М., 2007г.
18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. –М., 1961г.
Литература дополнительная:
1. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.
2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду //Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. – М., 1978г.
3. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. – М., 1955.
4. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951.
5. Ладыженская Т. Загадки как средство развития, обучения и воспитания //Дошкольное воспитание . – 1976. - № 11.
6. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
7. Панкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие выразительности и образности речи // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
8. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинев, 1986.
«Роль детской художественной литературы».
7.1 «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - В.А. Сухомлинский. Как вы понимаете эту цитату?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
72.Раскройте значение художественной литературы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Назовите функции художественной литературы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности восприятия детьми литературных произведений».
7.4 Какие три стадии выделила О.И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.5 Когда появляется у ребенка интерес книге, как он проявляется?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.6.Заполните таблицу:
Возрастная группа | Возрастные особенности восприятия |
Младшая | |
Средняя | |
Старшая |
«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной литературой».
7.7 Какую цель ставит перед собой художественная литература?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.8 Раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.9 Перечислите критерии отбора литературы для чтения и рассказывания.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Методика художественного чтения и рассказывания, заучивание стихотворений».
7.10 Перечислите и раскройте основные методы и формы ознакомления детей с художественной литературой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.11Какие существуют типы занятий по ознакомлению детей с художественной литературой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.12 Перечислите и раскройте сущность занятия по ознакомлению детей с художественной литературой (Сколько частей? Какие выдвигаются требования?). Методы и приемы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.13.Какова роль предварительной работы в ознакомлении детей с художественной литературой?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.14 Заполните таблицу:
Возрастная группа | Воспитательные | Образовательные | Навыки |
младшая | |||
средняя | |||
старшая |
7.15 Составьте конспект занятия по ознакомлению детей с русской народной сказкой. Возрастная группа на выбор студента.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.16 Как вы считаете, что важно в дошкольном возрасте при заучивании стихотворений, точно передавать содержание произведения или учить воспринимать и оценивать и воспитывать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус? Свой ответ обоснуйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.17. Какие задачи ставятся при работе с заучиванием стихотворений?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.18. Какие методические требования предъявляются к заучиванию стихов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.19. Заполните таблицу:
Возрастная группа | Особенности заучивания стихотворений | Подбор произведений | Методы и приемы |
Младшая | |||
Средняя | |||
Старшая |
7.20.Составьте конспект занятия по заучиванию стихотворения. Возрастная группа на выбор студента.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Использование художественной литературы вне занятий».
7.21 Какие задачи ставятся при использовании литературных произведений вне занятий?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.22 Каким образом должен быть организован уголок самостоятельной художественно- речевой деятельности детей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.23 Как устроен уголок в вашей возрастной группе? Какие «+» вы можете выделить, укажите «-».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.24 Составьте диагностику по ознакомлению детей с художественной литературой.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Темы:
«Сущность подготовки к обучению грамоте»
«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте»
«Ознакомление детей со словом»
«Ознакомление детей с предложением»
«Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова»
«Подготовка к обучению письму»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Чем определяется сущность, задачи и содержание подготовки к обучению чтению и письму.
· Знать психологическую характеристику процессов чтения и письма.
· Знать основные направления работы по подготовке к обучению детей грамоте в детском саду.
· какие методические приемы применяются для ознакомления детей с линейностью и дискретностью речи
· Последовательность работы при ознакомлении детей со звуковым строением слова
Литература основная:
1. М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997г.
2. Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Подякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984г. – с.181-192
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. –М., 1978г., с.10-16, 21-52, 86-113
4. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990г.
5. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте //Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г. – с.161-173
6. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста. –М., 1984г. – с.12-16
7. Типовая программа воспитания и обучения детей в детском саду. –М, 2006г.
8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. –М., 1991г.
9. Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова //. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Подякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984г. – с.192-202
10. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под редакцией А.В.Запорожца, А.П.Усовой. –М., 1963г. – с.213-227
11. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М. 1976г.
Литература дополнительная:
1. Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду //Подготовка детей в детском саду к школе. –М., 1955г.
2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. –М., 1983г.
«Сущность подготовки к обучению грамоте».
8.1 Продолжите определение:
Чтение – это ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.2 Что является основой для обучения грамоте детей? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.3 Перечислите и раскройте какие показатели определяют уровень осознания речи и готовности к обучению грамоте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.4 «Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны единого процесса». Обоснуйте ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.5 Как называется метод обучения грамоте разработанный К.Д.Ушинским? В какой форме проходило обучение? В чем заслуга его методики?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.6. В конце XIX и начале XX века последователи К.Д.Ушинского внесли усовершенствования в аналитико-синтетическийметод обучения грамоте. Какому варианту обучения они отдали предпочтение?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.7 Кто создал оригинальный метод обучения чтению в первом классе, способствующий формированию правильного отношения к звуковой основе языка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.8 Раскройте сущность аналитико-синтетического метода в обучении грамоте, какой принцип лежит в его основе. (приведите примеры)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.9 Перечислите задачи обучения грамоте. С какой группы мы даем эти знания?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.10 Каково значение развития фонемного слуха и фонемного восприятия для овладения чтением и письмом, какие трудности могут возникнуть при отсутствии данных элементов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.11 Перечислите периоды обучения грамоте. Сколько дней длится каждый период? Назовите основные задачи, которые ставятся в каждом периоде.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте».
8.12 С помощью предложенных дат, напишите становление обучения грамоте в России (до 1944, после 1944, 1950, 1962, 1970, 1984).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________