Задание: решите кроссворд.
По вертикали:
1. Какой словарь усваивают дети при ознакомлении с названиями частей тела, лица; названиями игрушек, посуды, мебели, одежды.
4. Подберите синоним к слову «Дети» для младшей и средней групп.
5. Наиболее благотворный возраст для обогащения словаря детей.
6. Как называется развитие значений слов, представляющее по словам Л. С. Выготского «грандиозную сложность».
9. Содержание слова в речи, в определенном контексте.
10. Подберите синоним к слову «убегать» для старшей группы.
По горизонтали:
2. Метод, к которому Е. И. Тихеева сформулировала ряд требований.
3. Названия явлений неживой природы, растений, животных – какой словарь усваивают дети.
7. Сколько основных задач выделяют в словарной работе.
8. На владение каким запасом опирается свободная устная и письменная речь.
11. Что происходит в содержании детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром и обогащением словаря.
12. Что обеспечивает содержание общения.
«Формирование грамматического строя речи»
Темы:
«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития
детей»
«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка»
«Пути формирования ГСР у детей»
«Диагностика уровня речевого развития детей»
Студент при прохождении темы должен усвоить:
· Понятие «грамота», и ее значение
· Особенности усвоения ГСР детьми
· Определять периоды формирования ГСР
· Должен знать причины и устранение грамматических ошибок
· Знать методы и приемы по формированию ГСР
· Должен составлять диагностику по ГСР
Литература основная:
1. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Д/в № 9, 1993г.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981г.
3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // вопросы изучения детской речи. –М., 1961. – Ч.II . –Гл.XII. -.459-467
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006г.
5. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. –М., 1976.
6. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984. –С.105-123
7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений (средний дошкольный возраст) //Д/в №2, 1987г.
8. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Д/в № 2, № 3, 1988г.
9. Ядэшко В.И. развитие речи детей от трех до пяти лет. –М., 1966г
Литература дополнительная:
1. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Д/в « 1, 1982.
2. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Д/в № 8, 1968г.
3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. _М., 1986г. –С.93-95
4. Федоренко Д.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
5. Эльконин Д.Б. Развитие речи //Психология детей дошкольного возраста. –М., 1974г.
«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития детей».
5.1 Продолжите определения:
Грамматика – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Морфология – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словообразование - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синтаксис - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2 В чем состоит значение ГСР?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3 Овладение грамматическим строем, оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, почему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.4 Формирование грамматического строя происходит успешно при условии «правильной организации предметной деятельности» - докажите это высказывание. Приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка».
5.5 Почему процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.6 Отметьте возрастные особенности овладения синтаксической стороной речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.7 Отметьте и раскройте основные периоды формирования грамматического строя русского языка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пути формирования ГСР у детей».
5.8 Чем определяются пути формирования ГСР? Перечислите их.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.9 Какими факторами определяются грамматические ошибки школьников?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.10 Охарактеризуйте пути формирования ГСР.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.11 Перечислите этапы усвоения грамматических средств.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.12 Раскройте содержание занятий, направленные на обучение детей грамматическим навыкам.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.13 Перечислите и раскройте методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.14 Как вы считаете, почему формирования ориентировки в звуковой форме слова является важным условием усвоения ребёнком грамматического строя языка?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Диагностика уровня речевого развития детей».
5.15 Составьте диагностику по уровню речевого развития детей по вашей возрастной группе.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________