Задание: решите кроссворд.

По вертикали:

1. Какой словарь усваивают дети при ознакомлении с названиями частей тела, лица; названиями игрушек, посуды, мебели, одежды.

4. Подберите синоним к слову «Дети» для младшей и средней групп.

5. Наиболее благотворный возраст для обогащения словаря детей.

6. Как называется развитие значений слов, представляющее по словам Л. С. Выготского «грандиозную сложность».

9. Содержание слова в речи, в определенном контексте.

10. Подберите синоним к слову «убегать» для старшей группы.

 

По горизонтали:

2. Метод, к которому Е. И. Тихеева сформулировала ряд требований.

3. Названия явлений неживой природы, растений, животных – какой словарь усваивают дети.

7. Сколько основных задач выделяют в словарной работе.

8. На владение каким запасом опирается свободная устная и письменная речь.

11. Что происходит в содержании детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром и обогащением словаря.

12. Что обеспечивает содержание общения.

 

 

«Формирование грамматического строя речи»

 

Темы:

«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития

детей»

«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка»

«Пути формирования ГСР у детей»

«Диагностика уровня речевого развития детей»

 

Студент при прохождении темы должен усвоить:

· Понятие «грамота», и ее значение

· Особенности усвоения ГСР детьми

· Определять периоды формирования ГСР

· Должен знать причины и устранение грамматических ошибок

· Знать методы и приемы по формированию ГСР

· Должен составлять диагностику по ГСР

 

Литература основная:

1. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Д/в № 9, 1993г.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981г.

3. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // вопросы изучения детской речи. –М., 1961. – Ч.II . –Гл.XII. -.459-467

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М., 2006г.

5. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. –М., 1976.

6. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. –М., 1984. –С.105-123

7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений (средний дошкольный возраст) //Д/в №2, 1987г.

8. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей // Д/в № 2, № 3, 1988г.

9. Ядэшко В.И. развитие речи детей от трех до пяти лет. –М., 1966г

 

Литература дополнительная:

1. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Д/в « 1, 1982.

2. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Д/в № 8, 1968г.

3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. _М., 1986г. –С.93-95

4. Федоренко Д.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

5. Эльконин Д.Б. Развитие речи //Психология детей дошкольного возраста. –М., 1974г.

 

 

«Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития детей».

5.1 Продолжите определения:

Грамматика – это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Морфология – это

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Словообразование - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Синтаксис - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.2 В чем состоит значение ГСР?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.3 Овладение грамматическим строем, оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.4 Формирование грамматического строя происходит успешно при условии «правильной организации предметной деятельности» - докажите это высказывание. Приведите примеры.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка».

 

5.5 Почему процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный и связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.6 Отметьте возрастные особенности овладения синтаксической стороной речи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.7 Отметьте и раскройте основные периоды формирования грамматического строя русского языка.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Пути формирования ГСР у детей».

 

5.8 Чем определяются пути формирования ГСР? Перечислите их.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.9 Какими факторами определяются грамматические ошибки школьников?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.10 Охарактеризуйте пути формирования ГСР.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.11 Перечислите этапы усвоения грамматических средств.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.12 Раскройте содержание занятий, направленные на обучение детей грамматическим навыкам.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.13 Перечислите и раскройте методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.14 Как вы считаете, почему формирования ориентировки в звуковой форме слова является важным условием усвоения ребёнком грамматического строя языка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Диагностика уровня речевого развития детей».

5.15 Составьте диагностику по уровню речевого развития детей по вашей возрастной группе.

Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________