ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КЕЙСА И ИМТАЦИОННОЙ ИГРЫ НА ТРЕНИНГЕ НАВЫКОВ
Основополагающими методами тренинга навыков являются анализ конкретных ситуаций и игровые технологии. Сущность метода анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) заключается в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Педагогическое применение кейс-метода направлено на обеспечение доступа учащихся к давно известной истине. По сути дела, метод обеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производству известного в науке знания.
Обучение посредством анализа представляет собой сложный и творческий процесс, который не поддается полной алгоритмизации. Поэтому представленные ниже этапы описывают лишь те операции, которые формально представимы:
I. Ознакомление учащихся с текстом кейса (принципиально важным является то, чтобы теоретический курс, на котором базируется кейс, был учащимися прочитан и проработан).
II. Организация обсуждения кейса (формулирование перед учащимися вопросов, акцентирование их внимания на обсуждении кейса, включение их в дискуссию).
III. Управление дискуссией (личностный аспект - активизация участников, которые не включаются в дискуссию, и сдерживание чрезмерно активных; проблемный аспект - выделение тех или иных вопросов, концентрация на них внимания участников; психологический аспект - поддержание эмоционального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов).
IV. Оценивание участников дискуссии (осуществляется двумя способами: подсчет активных проявлений участников и их фиксирование на специальном бланке, а также оценка содержания выступлений отдельных участников).
V. Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии).
|
Рис. 1
Огромное значение в рамках разработки интерактивного тренинга имеет то, что метод анализа конкретных ситуаций является родственным по отношению к методу деловой игры. Сравнительная характеристика этих методов приводится в работе Э. А. Михайловой (1999):
Таблица 5