Дайсэцу Тэйтаро Судзуки – Очерки о дзен-буддизме (часть 2)
www.e-puzzle.ru
Daisetz Teitaro Suzuki
Essays
IN ZEN BUDDHISM
(SECOND SERIES)
Дайсэыу Тэйтаро Судзуки
Очерки
ОДЗЭН- БУДДИЗМЕ
(ВТОРАЯ ЧАСТЬ)
Перевод с английского О. В.Стрельченко
под редакцией С. В. Пахомова
Санкт-Петербург
«Наука»
УДК 1/14 + 29 ББК 86.35 С 89
Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. Часть вторая. — СПб.: Наука, 2004. — 396 с.
ISBN 5-02-026865-8
Во второй части своих «Очерков о дзэн-буддизме» Д. Т. Судэуки вновь обращается к популярной дальневосточной школе буддизма. На этот раз объектом рассмотрения известного японского ученого становится феномен коана. Исследуя этот важный элемент дээнской практики, который мастера дзэн вот уже на протяжении столетий применяют для того, чтобы помочь своим ученикам достичь пробужденного состояния, автор разбирает историю зарождения и развития коана, сопоставляет коан с дисциплиной повторения имени Будды Амиды, развитой в японской школе дзёдо (Чистая Земля). Кроме этого он приводит оригинальную классификацию дзэнских ответов на ключевой вопрос-коан о смысле прихода Бодхидхармы с Запада, а также размышляет о психологии пассивности в буддийской жизни.
Для широкого круга читателей.
© Издание на русском языке. Распространение на территории Российской Федерации, Издательство «Наука», 2004
© О. В. Стрельченко, перевод на русский язык, 2004
ISBN 5-02-026865-8 © П. Палей, оформление, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие издателя 7
Предисловие автора к первому изданию 10
Очерк первый. ПРАКТИКА КОАНОВ КАК ПУТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ САТОРИ, ИЛИ
ДОСТИЖЕНИЮ ПРОСВЕТЛЕНИЯ 12
Часть I 12
1. Опыт за пределами знания. —
2. Значение сатори в дзэн. —
3. Главные особенности сатори.
4. Психологические условия достижения сатори до введения системы коанов. Конкретные примеры.
5. Факторы, определяющие опыт дзэн. —
6. Психологические предпосылки и содержание опыта дзэн. —
7. Техника дисциплины дзэн на раннем этапе его истории. —
8. Развитие системы коанов и ее значение. —
9. Практические советы для решения коанов. —
10. Общие выводы о практике коанов. —
11. Личные свидетельства об опыте дзэн. —
12. Важность духа вопрошания и действие этого духа 151
Часть II . 151
1. Практика коанов и нэмбуцу. —
2. Нэмбуцу (нянь-фо) и сёмё (чэн-мин). —
3. Значение сёмё («произнесение имени») в школе дзёдо. —
4. Психология сёмё и отношение его к практике коанов. —
5. Цель практики нэмбуцу. —
6. Мистицизм нэмбуцу и произнесение имени. —
7. Опыт и теоретизация. —
8. Воззрения Хакуина на коан и нэмбуцу 212
Приложения 213
Очерк второй. ТАЙНОЕ ПОСЛАНИЕ БОДХИ- ДХАРМЫ, ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА ДЗЭН 241
Очерк третий. ДВА УЧЕБНИКА ДЗЭН: БИ-ЯНЬ-ЦЗИ И У-МЭНЬ-ГУАНЬ 271
I. Би ЯНЬ цзи 271
II. Случай № 55. Дао-у и Цзянь-юань посещают семью для оплакивания умершего 273
III. У-мэнь-гуань 283
Очерк четвертый. ПАССИВНОСТЬ В БУДДИИСКОЙ ЖИЗНИ 288
Предварительные замечания 288
I. Учение о карме. —
Понятие «самости». —
Теория кармы в буддизме махаяны 301
II. Развитие идеи греха в буддизме. —
Реальность, лежащая за пределами «самости». —
Новая ступень развития буддизма 307
III. Психология пассивности. —
Абсолютная пассивность и либертиниэм. —
Описание пассивной жизни. —
Пассивность и буддизм Чистой Земли.
Пассивность есть приятие жизни как она есть.
Неведение и пассивность. —
Бессамостность и пустота 337
IV. Пассивность и терпение, или смирение. —
История Садапрарудиты 349
V. Молитва и нэмбуцу. —
Практика дзадзэн и пассивность. —
Роль коана в дзэн 363
VI. Совершенство пассивности в буддийской жизни. —
Пустота и жизнь в дзэн 377
Приложения 378
Указатель 385
Посвящается Якити Атака
В связи с тем, что ему исполнился шестьдесят один год, с признательностью за многолетнюю дружбу и неизменную сердечную поддержку всех литературных начинаний автора, исполненного пранид- ханы} что его плодотворная жизнь бодхи- саттвы продлится еще многие годы, способствуя духовному продвижению всего мира к полному просветлению.
1 Пранидхана (санскр.) — искреннее желание. — Прим. отв. ред.