Лекция12.Древнерусский орнамент.

Живопись способна при определенных обстоятельствах стать окном в иной мир — мир высших духовных ценностей. Православная икона и стала таким окном в Горний мир, посредником между земным и небесным, потому что чувственная, материальная ее ипостась минимальна по своей сути. Она существует ровно настолько, насколько это необходимо для передачи выражаемых ею идей. Другое дело, что в западном мире икона, не игравшая существенной роли в церковном действе, развивалась по «скульптурному», чувственному принципу, с самого начала являясь не иконой в нашем, православном понимании, а именно картиной на христианскую тему.

Поэтому и связь орнамента с изобразительным искусством в контексте западноевропейского готического собора и древнерусского храма совер­шенно различна. Орнамент и икона соприкасаются между собой лишь на самом поверхностном уровне. Орнамент в интерьере храма или декоре потира, окладе иконы или Священного Писания есть лишь внешняя, чувственная одежда, играющая специфическую роль.

Древнерусский же храм вырастает из родной земли просто и естествен­но, его слегка наклоненные стены создают впечатление прочно вросшего в землю основания.

Искусство Древняя Русь наследовала у Византии, но при этом на рус­ской почве происходит очищение от помпезной восточной торжественно­сти, напряженности, пестроты, как и от примитивизации, отринувшей до­стижения античности. В русском искусстве происходит возврат к лучшим классическим традициям, но на качественно ином, духовном уровне, не­ведомом языческой античности. Отсюда некая близость античного и древнерусского храма; отсюда музыкальная гармоничность и певучесть линий и ритмов в иконах преподобного Андрея Рублева, Дионисия и дру­гих гениальных русских иконописцев; отсюда же и ритмы русской орнаментики с ее свободными, спокойными, уравновешенными композициями.

В интерьерных росписях, построенных по принципу Древа, мы часто видим изображения Ангелов, святых, райских птиц, дивные цветы и плоды. В них отражается реальная красота русской природы, ее ритмы и краски. В таком же духе русские художники-декораторы перерабатывали и элементы геометрического орнамента, привнося в него все то же ощущение гармонии, умеренности, спокойствия, тихой радости.

И в поздний период отдавалось предпочтение неярким, светлым эмалям, плотному жемчужному декору, создающему непрерывный, равномерный узор. Композиции орнаментальных мотивов русские мастера очищают от византийской замысловатости, придавая им ясность и спокойствие. Весьма заметна тенденция к абстрагированию, но это происходит не от рационального.

Напротив, русский орнамент, даже самый абстрактный, всегда сохраняет свою рукотворность. Упрощение мотивов здесь происходит от того, что для русского мировосприятия орнамент — узорочье, украшающее предметный мир, создающее необходимый душевный настрой для серьезной духовной работы. Поэтому не случайно оклад назывался «одеждой» иконы или книги, подобно тому, как нарядный костюм назывался одеждой человека.

Абстрагированные мотивы особенно характерны для окладов, декора утвари, в которых широко использовались цветные драгоценные камни, эмали (пелен, покровцов, воздухов, плащаниц, священнических облачений и проч.), где также громадную роль играл жемчуг (существует даже специальный термин: жемчужное шитье). Красота материала делала как бы лишней образную канву самого орнамента. Весь декор служил обрамлением главного — лика, изображенного на иконе, содержимого священного сосуда или же содержания

Соответствующие трансформации в русском орнаменте претерпевает и наследие кельтской орнаментики, проникшее сюда через искусство ма­нускриптов и широко распространившееся как в книжном деле, так и в художественной обработке металла. В русском обличье из этого орнамента уходит его «дикий», необузданный характер, он как бы успокаивается, уравновешивается.

Чрезвычайно интересная и важная страница древнерусской культуры, в которой существенную роль играет декоративное искусство, — само письмо, во многом сохранившее свои семантические изобразительные корни. Стилистический облик, столь отличный от эпатирующей резкости готического, несет в себе характерные черты национального своеобразия. И в то же время древнерусское письмо, главным образом, конечно, заглавные буквы, наглядно демонстрирует сам тип мировоззрения, его символико-ассоциативный характер.

В XVI-XVII вв. древнерусское декоративное искусство развивалось уже, как отмечалось выше, под все усиливающимся воздействием европейских стилей Ренессанса и барокко. Своим красочным, нарядным, мажорным строем эти стили весьма импонировали русской культуре. Но при этом художники относились к ним очень осторожно, с большим выбором, не допуская никаких чувственных излишеств, перерабатывая иноземные идеи в духе общего настроя гармоничного спокойствия и уравновешенности.

В XVIII в., когда русское искусство во многом ассимилировалось с за­падноевропейским, в декоре как светского, так и богослужебного характера стал широко применяться стиль рококо. Но в то же время народная культура, положительно относившаяся к традиции барокко, как и позже — к классицизму, к рококо осталась совершенно равнодушной. Его манерный, капризный, декадансный дух был чужд здоровому мироощущению русских мастеров.