Лекция 11. Готика.

 

 

Стиль готики возник как результат художественного завершения длительного пути существования средневековой западноевропейской культуры. Эпицентром его формирования является готический собор — грандиозное сооружение, потрясающее своей выразительностью. В основе его — конструкция со стрельчатыми арками, гораздо менее давящими на опоры, чем полукруглые, опирающимися не на саму стену, а на тонкие пучки колонн у основания. Значительная часть тяжести передается при этом на внешнюю конструкцию — систему аркбутанов и контрфорсов. Тем самым значительно развитая под влиянием арабов инженерная мысль позднего Средневековья как бы выявила в толще стены истинно несущие части и, отказавшись от инертной массы, оставила один только каркас.

Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю тайну строящего народа — это искание Бога в небесах. Готика — это устремление ввысь, тоска, это крик души, взыскующей внутреннего.

Искусство — честный и бескомпромиссный свидетель и выразитель идеалов своего времени, в данном случае оно ярко отобразило суть того не­разрешимого противоречия между земным и небесным, которое особенно остро почувствовала культура европейского Средневековья в этот поздний период своего существования.

Готика — время формирования в недрах Средневековья новой светской культуры, материалистической науки.

Готика и стала таким декадансом художественной культуры европейского Средневековья, в эпицентре которого находился образ католического храма.

Потрясающая воображение выразительность готических соборов основана на мистически-ирреальном мироощущении, а сам храм способствует совершаемому в нем действу, развивая эти чувства до степени крайней экзальтации, которую католическая традиция принимает за духовное пе­реживание. Этим целям служит и органная музыка, как звуковое воплощение идей, заложенных в образе храма.

Если тяжелые, массивные циркульные арки романского собора создавали ощущение «пригвожденности» к земле, то готический собор ничуть не снимает с человека это ощущение роковой тяжести земного существования, а еще более усугубляет его глубокой тоской по недостижимому Горнему миру.

Громадную роль в решении художественного образа готического храма играет его декор. Во всем убранстве храма, как внешнем, так и внутреннем, господствует орнаментально-декоративный принцип. Главная особенность готической художественной системы — острый внутренний конфликт между внешней ее организацией по орнаментальному принципу и рвущейся наружу самостоятельностью «элементов» этой орнаментальной системы, которые все более и более обнаруживают стремление к непосредственному контакту между собой. Изображенные у колонн храма святые символически трактова­лись как «столпы церкви», хотя в то же время они воспринимались как личности, взаимодействующие друг с другом и зрителем.

Скульптура была неким чувственным, почти «живым» элементом декора храма. И вместе с тем декоративное убранство храма служило еще одной, органично связанной с предыдущей, чрезвычайно важной цели — оно было проводником религиозных идей, заложенных в образе самого храма Наряду со скульптурой громадную роль в декоре готического храма играл витраж — подлинное чудо средневекового западноевропейского ис кусства. Своим расцветом искусство витража целиком обязано конструкции готического храма

Напомним, что витражу исторически предшествует мозаика, которая в отличие от него украшала реальную стену, символизирующую незыблемость связи земного и небесного, а ее светящаяся изнутри фактура служила символическим отображением красоты и святости этой связи.

. Витраж породил новую, невиданную цветовую культуру резких локальных тонов.

Витраж в корне изменил всю колористическую гамму европейского искусства: вместо тускловатых, приглушенных тонов возникли яркие, резко-контрастные цвета гобеленов, тканей, костюмов, произведений де­коративного искусства.

Наряду с изобразительным искусством, в котором важное значение имел орнаментальный принцип композиции, огромную роль в художественном образе готического храма играл и сам орнамент, в изобилии украшавший каменные стены

Органичная сращенность архитектурно-конструктивного и де­коративного начал в арабо-мусульманском искусстве проявила себя в том, что теперь, в готике, возникает целый мир орнаментальных мотивов, навеянных архитектурными элементами. К ним относится прежде всего заимствованная из арабской архитектуры стрельчатая арка, которая при­обрела здесь не только важнейшее конструктивное, но и основополага­ющее декоративное значение, став нейтральным стилеобразующим орна­ментальным мотивом. С ней органично связана башенка-пинакль, являющаяся своеобразной малой моделью самого готического храма, ост­рый шпиль которой, как бы парящий в воздухе, опирается лишь на тонкие колонны.

Давно уже отмечена, образная близость готического храма, не только его композиции, но и процесса создания, растительному миру. Храм строился десятилетиями, иногда столетиями, не имея заранее определенного окончательного плана, рос, как некое гигантское растение. Вторя этому росту, краббы так же судорожно вылезают на поверхность устремленного ввысь пинакля, словно стремясь опередить этот рост.

Причем знаменательно, что мотив пинакля пережил сам готический стиль — достаточно посмотреть на многие архитектурные сооружения и вторящие им по стилистике вещи Ренессанса, в которых плоские крыши, горизонтальные поверхности как бы обросли рядами пинаклей, уже не имеющих никакого конструктивного смысла.

Мотив стрельчатой арки с ажурным декором породил совершенно новый, типично готический орнамент деревянной резьбы, так называемый масверк (от нем.: работать по нанесенным размерам), обильно использовавшийся в украшении мебели.

Но странность, неустойчивость, неопределенность — типичные качества всей стилистики готики.

Существует в готике и иной тип рельефного орнамента, связанный не­посредственно с византийско-романской традицией. В отличие от плос­костного масверка, он гораздо глубже, объемнее, отличается густотой и на­сыщенностью композиции.

Декадансная природа готики особенно отчетливо дает о себе знать в последний период существования это­го стиля, получившего название пла­менеющей готики. Его можно было бы назвать декадансом декаданса средневековой западноевропейской художественной культуры. Само название его связано прежде всего с орнаментальным декором, стилистика которого уподобилась как бы рвущимся к небу нервным языкам пламени.

Ритмам орнаментики «пламенеющей готики» был чрезвычайно созвучен внешний облик людей того времени: в Европе процветала так называемая бургундская мода с ее резко удлиненными пропорциями, конусообразными формами, неустойчивыми, словно балансирующими фигурами, многомет­ровыми шлейфами и немыслимыми в своем бесстыдстве декольте у дам, ка­рикатурно длинными и острыми носками башмаков и плотно обтянутыми, словно голыми бедрами у мужчин.

В связи с этим необходимо отметить и другую характерную черту трак­товки изображений, отразившуюся в орнаменте готики. Существа, населя­ющие декор готического собора, облепляющие пинакли, имеют зачастую подчеркнуто уродливый, даже отталкивающий вид. Их тела порой неесте­ственно вывернуты, перевиты, в чем ощущается отголосок кельтской традиции, но переиначенной на совершенно готический лад. Здесь имеет место характерная болезненность воображения, свойственная психоло­гическому состоянию позднего западноевропейского средневековья.

Чрезвычайно яркое и своеобразное явление готической культуры — декор шелковых тканей, так как текстильное искусство этого времени в Европе, и прежде всего во Франции, впервые получает высокое развитие. На стилистику его огромное влияние оказали китайские ткани, обильно завозимые в Европу. Для характеристики текстильного орнамента готики в литературе существует специальный термин: китаизирующий стиль. Из Китая проникли мотивы фантастических животных: драконов, тигров, диковинных птиц и проч. Готика добавила от себя целый арсенал всевозможных фантастических идей, воплощая их в самых невероятных решениях.

Сама стилистика этих изображений несет на себе яркий отпечаток ха­рактерного для позднего Средневековья душевного состояния — отсюда нервные, словно вибрирующие силуэты.

Последующей культурой Ренессанса, стремившейся возродить до-средневековые, античные традиции, эстетика готики была полностью от­вергнута. «Готика», т.е. стиль варваров, — это название дали гуманисты Возрождения. В свое время этот стиль именовался «французским». Его реабилитация наступает лишь в XIX в., в момент, когда художественная культура Западной Европы переживает стадию окончательного упадка. И это очень знаменательное явление, свидетельствующее об общности процессов, происходящих в культуре. Заметим, что именно готика стала точкой отсчета в возникновении стиля модерн – классического декаданса всей европейской художественной культуры.