Возникновение художественного образа

Таким образом, по мере забвения, потери буквальной семантической значимости те или иные элементы и композиции декоративизируются, обретают иной, уже собственно художественный смысл

Все это в полной мере относится и к орнаменту. В момент перехода изображения из смыслового в деко­ративное в нем происходит преобразование гораздо более глубокого порядка, вовсе не сводящееся к про­стому выхолащиванию семантического содержания. Накопленный мировоззренческий багаж, в течение длительного времени многими и многими поколениями воспринимавшийся как нечто жизненно важное, теперь перевоплощается в новое образование — художественный образ, обобщающий, аккумулирующий весь этот багаж в лаконичной, емкой, гениально простой орнаментальной формуле, в диалектически «снятом» виде увековечивающей и сохраняющей это содержание. В этом, по нашему глубокому убеждению, и состоит разгадка красоты орнаментального образа, его способности восприниматься как нечто ценное и значимое эстетически, как прекрасное, способное доставить зрительную радость переживания гар­монии мира. То есть мы воспринимаем орнамент как целостную систему, в которой ритм, как бы он ни был сложен или, напротив, примитивен, органично связан с мотивом.

Кричевский отмечает, что декоративность проявляется в орнаменте в тот момент, когда ритм начинает выс­тупать как организующее начало смыс­лового рисунка.

Таким образом, ритмы и мотивы орнамента — нерасторжимое диалектическое единство формы и содержания, которое определяет целостность любого явления бытия — художественного и нехудожественного, живого или неорганического.