Основные функции оперативного управления эксплуатационной работой на полигоне железной дороги

 

К основным функциям оперативного управления эксплуатационной работой на железной дороге относятся:

- составление сменно-суточных и текущих планов поездной и грузовой работы, организация и контроль их выполнения;

- организация пропуска поездов по участкам и узлам;

- регулирование локомотивного парка электровозов и тепловозов и локомотивных бригад;

- обеспечение подвода локомотивов на ТО и ТР и контроль за соблюдением сроков между осмотрами и ремонтами;

- развоз и передача местного груза, контроль за организацией работы станций по выгрузке вагонов;

- обеспечение станций погрузочными ресурсами, контроль за организацией погрузки;

- обеспечение пунктов подготовки вагонов под погрузку объектами для ремонта;

- контроль за организацией вагонопотоков в поезда на сортировочных и других станциях формирования;

- выполнение регулировочных заданий по передаче подвижного состава инвентарного парка на полигоне дороги;

- участие в организации текущего содержания и ремонта устройств пути, СЦБ и связи, электроснабжения с предоставлением «окон»;

- текущий учет, контроль и анализ выполнения планов перевозок в целом и по номенклатуре грузов, показателей эксплуатационной работы и использования подвижного состава;

- обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности работников, связанных с движением поездов.

Длительное время эти функции были распределены между оперативно-диспетчерским персоналом управлений дорог и их отделений (НОД) в соответствии с нормативными документами МПС, которые регламентировали основные положения их деятельности.

На укрупненных отделениях дорог функционировали отделы перевозок. Оперативно-диспетчерский персонал входил в их состав.

На полигонах дорог контроль и оперативное управление процессом перевозок обеспечивал оперативно-распорядительный отдел службы перевозок.

При создании ДЦУП диспетчерский персонал из отделов перевозок отделений переведен в ДЦУП.

В настоящее время диспетчерский центр управления перевозками на железной дороге – это организационно-технологическая структура в составе службы движения, предназначенная для автоматизированного диспетчерского управления эксплуатационной работой.

Цель создания ДЦУП – концентрация управляющей деятельности диспетчерского персонала на полигоне железной дороги, совершенствование управления перевозочным процессом на базе достоверной, актуальной, целенаправленно агрегированной, идентичной на всех уровнях управления, информации.

Служба движения входит в состав Дорожной (Региональной) дирекции управления движением, которая, в частности, на Октябрьской железной дороге, участвующей в пилотном проекте по созданию вертикальных отраслевых структур управления, является структурным подразделением ОАО «Центральная дирекция управления движением» холдинга ОАО «РЖД».

В 2010 году упразднены центры управления местной работой (ЦУМР) на полигонах отделений железных дорог; ведется работа по ликвидации отделений, являвшихся структурными подразделениями железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».

В результате структурных преобразований в системе оперативного управления эксплуатационной работой железных дорог ОАО «РЖД», диспетчерский персонал ДЦУП непосредственно взаимодействует с оперативным персоналом других дирекций (тяги, сбыта, инфраструктуры) и линейных подразделений, в первую очередь станций, локомотивных депо и др.