Основные функции оперативного управления эксплуатационной работой на полигоне железной дороги
К основным функциям оперативного управления эксплуатационной работой на железной дороге относятся:
- составление сменно-суточных и текущих планов поездной и грузовой работы, организация и контроль их выполнения;
- организация пропуска поездов по участкам и узлам;
- регулирование локомотивного парка электровозов и тепловозов и локомотивных бригад;
- обеспечение подвода локомотивов на ТО и ТР и контроль за соблюдением сроков между осмотрами и ремонтами;
- развоз и передача местного груза, контроль за организацией работы станций по выгрузке вагонов;
- обеспечение станций погрузочными ресурсами, контроль за организацией погрузки;
- обеспечение пунктов подготовки вагонов под погрузку объектами для ремонта;
- контроль за организацией вагонопотоков в поезда на сортировочных и других станциях формирования;
- выполнение регулировочных заданий по передаче подвижного состава инвентарного парка на полигоне дороги;
- участие в организации текущего содержания и ремонта устройств пути, СЦБ и связи, электроснабжения с предоставлением «окон»;
- текущий учет, контроль и анализ выполнения планов перевозок в целом и по номенклатуре грузов, показателей эксплуатационной работы и использования подвижного состава;
- обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности работников, связанных с движением поездов.
Длительное время эти функции были распределены между оперативно-диспетчерским персоналом управлений дорог и их отделений (НОД) в соответствии с нормативными документами МПС, которые регламентировали основные положения их деятельности.
На укрупненных отделениях дорог функционировали отделы перевозок. Оперативно-диспетчерский персонал входил в их состав.
На полигонах дорог контроль и оперативное управление процессом перевозок обеспечивал оперативно-распорядительный отдел службы перевозок.
При создании ДЦУП диспетчерский персонал из отделов перевозок отделений переведен в ДЦУП.
В настоящее время диспетчерский центр управления перевозками на железной дороге – это организационно-технологическая структура в составе службы движения, предназначенная для автоматизированного диспетчерского управления эксплуатационной работой.
Цель создания ДЦУП – концентрация управляющей деятельности диспетчерского персонала на полигоне железной дороги, совершенствование управления перевозочным процессом на базе достоверной, актуальной, целенаправленно агрегированной, идентичной на всех уровнях управления, информации.
Служба движения входит в состав Дорожной (Региональной) дирекции управления движением, которая, в частности, на Октябрьской железной дороге, участвующей в пилотном проекте по созданию вертикальных отраслевых структур управления, является структурным подразделением ОАО «Центральная дирекция управления движением» холдинга ОАО «РЖД».
В 2010 году упразднены центры управления местной работой (ЦУМР) на полигонах отделений железных дорог; ведется работа по ликвидации отделений, являвшихся структурными подразделениями железных дорог – филиалов ОАО «РЖД».
В результате структурных преобразований в системе оперативного управления эксплуатационной работой железных дорог ОАО «РЖД», диспетчерский персонал ДЦУП непосредственно взаимодействует с оперативным персоналом других дирекций (тяги, сбыта, инфраструктуры) и линейных подразделений, в первую очередь станций, локомотивных депо и др.