В поисках выхода
В поисках выхода из сложившейся ситуации с упадком духовности общества, мы вновь обpащаемся к pелигии, к общечеловеческим ценностям жизни, возвpащаем людям веpу с ее непpоходящими догмами добpоты и всепрощения, хpамы (рис.14.1), являвшиеся некогда источниками милосеpдия, духовности, культуpы в самом шиpоком понимании этих категоpий, опpеделявших наши нpавственные начала. Hаpяду с буддизмом, исламом и пpавославием - тpадиционными pелигиями многонационального наpода России, в последние годы шиpокое pаспpостpанение получил католицизм, pелигии востока, молодая совpеменная объеденяющая человечество pелигия бахаи.
Вновь печатаются и находят своего читателя забытые, запpещенные и не до конца уничтоженные пpоизведения литеpатуpы, нpавственной филосовской и pелигиозной мысли, музыки, живописи и гpафики. В подобных условиях чpезвычайно важно суметь, пpеодолевая все объективные тpудности нашего вpемени, воспитать новое поколение, обладающее достаточно высоким интеллектом, твеpдыми нpавственными устоями, четкими пpедставлениями о чести, совести, обязательности выполнить данное в чем-то слово, ответственности пеpед окpужающими людьми, вне зависимости от их служебного положения или pодственных отношений и ответственности пеpед человечеством в целом и пеpед состоянием окpужающей сpеды. Ибо на pазpушенной пpиpоде, это становится все более очевидным, никакого счастливого и здоpового общества постpоить не удастся. Правомерно ли в этой связи уповать на церковь, как на безальтернативную возможность возрождения духовности и нравственности россиян?
Это вопрос не новый, он уже неоднократно обсуждался религиозными наставниками. В частности, Святитель и ученый Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, просветитель Аляски, Дальнего Востока и Якутии (рис. 14.2) в феврале 1869 года составил Записку с изложением его взглядов на этот вопрос. К составлению записки его побудили "Небрежность, неумълость, шаткость и ошибочность въ воспитанiи дътей, и даже вредное направленiе въ дътскомъ образованiи..." [Барсуков. 1997, с.623]/
"Нътъ надобности говорить,- писал в ней Святитель,- что всякiй православный обязанъ учиться закону Божiю или знанiю своихъ обязанностей въ отношенiи къ Богу, ближнему и самому себъ; но мы хотимъ обратить вниманiе во первыхъ на то, на комъ лежитъ обязанность учить народъ? Обязанность эта лежитъ, во первыхъ на родителяхъ, потомъ на воссприемнiкахъ и, наконецъ, на пастырях Церкви... Изъ родителей очень, немногiе исполняютъ эту обязанность...
Нынъшнiя училища, не исключая и самыхъ высшихъ, просвъщаютъ и образуютъ только умъ, а не умъ и сердце вмъсте, какъ это извъстно и всъмъ... Послъднему, повидимому, противоръчит то, что есть немало личностей, кончившихъ курсъ въ училищахъ, которыя, по своим, нравственно-христiанскимъ качествамъ, составляютъ наше украшенiе, yашу надежду, нашу славу. На вопросъ: въ училищахъ ли онъ прiобръли таковыя качества? ... Если разсмотръть внимательнъе, то окажется что самая большая часть из таковыхъ личностей, если не всецълое, то начало образованiя сердца своего получили в дътствъ отъ своихъ родителей, или кого-либо своихъ, родныхъ и близкихъ..
И наконецъ надобно вспомнить, что въ училища могут поступать дъти не моложе 7-6 лет... Что же дълать с дътьми меньшаго возраста? Ужели онъ, до поступленiя въ школу, должны оставаться въ томъ же положънiи, как онъ находились и находятся нынъ (мы разумъемъ дътей простаго народа), т.е. безъ всякого ученiя и образованiя, тогда какъ этотъ-то возрастъ и есть самое золотое время для съянiя и укорененiя въ нихъ всего добраго, а также и всего худаго? Само сабою разумъется, что сердце человъка, как и поле не можетъ оставаться навсегда безъ растенiй. Если въ нем не будутъ съять добрыхъ растенiй, въ немъ непремънно выростутъ худыя..."[Барсуков. 1997, с.627 ].
Говорят: забота объ этомъ есть дъло собственно родителей... а родители не хотятъ или тоже не могутъ."
Цитированные мысли Святителя Иннокентия настолько современны и глубоки, что заслуживают дополнительного обсуждения. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что им объединяется обучение своим обязанностям в отношении к Богу, своему ближнему и самому себе. Второе, решающее обстоятельство состоит в том, что училища просвещают и образуют только ум, а не ум и сердце вместе. Вдумайтесь еще раз в смысл сказанного "образуют ум и сердце"! Могут ли сегодня образовывать сердца наши школы, наши училища, унаследовавшие духовно-нравственные основания школ тоталитарного режима, помноженные на экономическую стогнацию и экологический беспредел. Стоит привести одно сравнение. Символом предательства всех веков и народов стал Иуда, заложивший римским воинам за мизерную плату своего учителя Учителя, Иисуса Христа. Имя Иуды стало нарицательным словом, отражающим предел человеческого падения. Еще большее предательство, предательство своего родного отца совершенное пионером Павликом Морозовым во времена раскулачивания богатых крестьян десятилетия преподносилось, как подвиг.
Кто же может воспитать духовно-нравственное поколение? Святитель Иннокентий полагает, что может церковь. Что воспитание духовности и нравственности - ее прямая обязанность. Наверное тогда, когда он писал свою "Записку" оно так и было. Однако прошедшее столетие многое изменило и уповать на церковь представляется неправомерным. Ее значение можно рассматривать лишь как одну из возможностей, приемлемую для какой-то части населения. Хотя бы потому, что помимо церквей православных христиан, в России существуют католически костелы, исламские мечети, буддийские храмы, еврейские синагоги, центры общин бахаи, без культовых сооружений и офисов обходятся представители древних языческих верований, включая шаманизм. Кроме того, все традиционные мировые религии ограничены жесткими рамками религиозного догматизма, практически не воспринимают параллельно функционирующие конфессии и, расчленяя мировое сообщество по религиозным признакам, объективно не способствуют единению людей и, соответственно, воспитанию в них единства, как важнейшего качества духовности. Уильям С.Хетчер отмечает, что "...большинство систем традиционных верований ныне превратились в застывшие социальные модели и догматические стереотипы мышления и веры, которые абсолютно не соответствуют духу нашего времени с его быстротечными изменениями в социальной и интеллектуальной сферах."[Хетчер, 1994, с.4].
С другой стороны, само воспитание ребенка, а главное, формирование его актуальных способностей, важнейших для последующих нравственных подходов в жизни, должно происходить в самые ранние месяцы и годы жизни, а это как раз то время, когда до школы еще далеко. Но близко семья, мать, отец, представители старшего поколения. Вот почему говоря о воспитании нравственного человека главный упор приходится делать на семью. В первую очередь - на мать.
"Да осознают матери - что бы ни было связано с воспитанием детей, все имеет важнейшее значение. Пусть они не жалеют трудов своих, ибо пока ветвь зелена и нежна, ее рост можно направить в нужную сторону. Потому надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль. Пусть денно и нощно радеют они о том, чтобы во противоположностей <== предыдущая
Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 62; Опубликованный материал нарушает авторские права?.