ВВЕДЕНИЕ
Русская философия представляет собой сложное и малоизученное явление мировой философской мысли. Подход к ней требует достаточно широкого взгляда на саму философию как составную часть культуры, сочетающуюся со знанием всей духовной жизни России. Только так можно установить специфические черты русской философии и понять их смысл в свете общечеловеческого содержания решаемых ею проблем, оценить ее положительные моменты, не забывая и не замалчивая и те слабые стороны, которые она имела.
Прежде всего русской философии свойствено разнообразие. Все сколько-нибудь заметные течения мировой философской мысли нашли в ней свой отклик, своих последователей, внесших в разделяемые ими идеи коррективы в соответствии со своеобразием духовной культуры России. Более того, именно в России начали формироваться истоки некоторых философских течений, получившие в ХХ в. мировую известность.
Далее. Русская философская мысль неразрывно, на всем протяжении ее формирования имела тесную связь с религией, с религиозной почвой. Здесь был и остается главный корень своеобразия и многих осложнений в развитии русской философии. При этом одни авторы, исследующие ее сущность, считают, что эта черта уже сама по себе является свидетельством ее неполноценности, другие видят в этой связи единственный источник глубины русской философии. На деле эту связь необходимо принять как данность, как факт. Впрочем и мировая история философии свидетельствует об этой связи, которая то усиливалась, то ослабевала, но была всегда.
Характерной чертой русской философии является ее связь с искусством и литературой, причем связь эта двусторонняя. Можно проследить явное методологическое влияние религиозно-философских идей на русское искусство, особенно художественную литературу. Думается, что почти целомудренный, глубоко нравственный характер русской классической литературы не в последнюю очередь обусловлен этим влиянием. С другой стороны, русские писатели своим творчеством явили образцы высокой философии, решения философских, мировоззренческих проблем.
Важной особенностью русской философии является то, что она прямо связана с нравственностью. Отсюда ее непосредственная практическая направленность, выраженная в постановке и решении проблем взаимоотношения добра и зла; сущности человека и смысла человеческого существования (смысла жизни, путей личного и общественного спасения).
Наконец, большое влияние на содержание русской философии оказало то особое положение, которое Россия занимала среди других стран. Она стоит на перепутье различных цивилизаций – Европы и Азии, – сама являя собой и ту, и другую. Уже поэтому она не может не обладать неповторимым своеобразием, не иметь особых черт в своей духовной жизни. Более того, Россия попала и на перекресток времен: с одной стороны, на нее огромное влияние оказало европейское индустриальное общество со своим линейным временем, устремленным в будущее, с другой – традиционное общество, сложившееся на Востоке, где время имеет другой ритм, а прошлое имеет другую ценность, чем на Западе. В силу этих причин, нигде так остро, как в России, не вставал вопрос о соотношении чужеземных влияний и собственной самобытности. Проблема исторической судьбы России постоянно находится в центре духовной жизни страны. Но путь выработки национального, в том числе философского самосознания оказался мучительно трудным. Думается, что он далек от совершенства и в наши дни. Знакомство с русской философской культурой показывает, что разные мыслители дали различный ответ на вопрос о путях развития страны. Это особенно касается культуры и идейной борьбы в России в ХIХ в. и первой четверти ХХ в. Знакомство с ней многому может научить и нас.