Зарождение жизни и происхождение человека
Наивность воззрений древнегреческих философов наиболее наглядно проявилась в учениях о происхождении жизни и человека. Уже Анаксимандр полагал, что от апейрона обособляется теплое и холодное, в результате чего образуется некая сфера, облекший окружающую землю воздух. Когда она разорвалась, то образовались три кольца: звезды, Солнце и Луна. Земля занимает середину мира. Она неподвижна. Все живое рождается из влаги, испаряемой солнцем. Первые живые существа, согласно Анаксимандру, возникли во влажном месте, скорее всего, это отложения морского дна. Затем они, изменив свою форму, вышли на сушу. Первые живые существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя лопнула, и вскоре они изменили свой образ жизни.
Человек произошел от других живых существ. Первые люди зародились в рыбах и, вскормленные, как это делают пятнистые акулы, до такого состояния, когда они стали способны приходить на помощь самим себе, были изрыгнуты ими и вышли на землю.
Механистическую картину природы рисует Эмпедокл. Он изложил смелую, но и фантастическую гипотезу на проблему происхождения жизни, предположив, что первоначально животные и растения были сочетаниями отдельных, самостоятельно существующих частей:
"... Море – пот земли...
Выросло много голов, затылка лишенных и шеи,
Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко
Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих.
... Блуждали одночленные органы...
Но как скоро тесней божество с божеством сочетались,
Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало,
Множество также других прирождалося к ним беспрерывно.
Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,
Твари бычачьей породы с лицом человека являлись,
Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов:
Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари" (4. Т.1, ч.1. С.306).
Второе поколение живых существ состояло из сросшихся частей, но лишенных своей цельности; третье поколение – это уже цельные живые существа; четвертое поколение – это живые существа, рожденные от своих родителей того же вида. Почему сейчас нет, скажем, кентавров? Потому что они вымерли, ибо соединяли в себе неоднородные члены: туловище лошади и голову человека.
Образование различных видов животных зависит от преобладания в них того или иного основания. Одни стремились жить в воде, другие – дышать воздухом, а третьи – как наиболее тяжелые – остались на земле (на суше).
Конечно, воззрения Эмпедокла на происхождение жизни наивны и фантастичны. Но не следует забывать уровень развития научного знания в то время.
Демокрит достаточно много говорит о происхождении человека и других живых существ. Уже у Анаксагора появилась идея о значении руки в умственном развитии человека. Об этом имеется свидетельство Аристотеля. Демокрит считает, что человек есть микрокосм (малый мир). Он представлен тремя частями: одна из них управляет (разум), другая – повинуется и управляет. Это сердце. Третья – только повинуется. Это вожделение. Все живые существа, а не только человек, имеют душу. Животное – это тоже некоторый малый мир, а растения имеют ум и знание.
Возникновение жизни рассматривается Демокритом в связи со структурной организацией космоса. Первоначально небо и земля имели единую форму. Затем они отделились друг от друга. Воздух находится в постоянном движении, в результате чего огневидная часть его собралась к верхним местам. Вследствие этого солнце и другие светила были охвачены всеобщим вихрем. "Грязеподобное же и иловидное вещество, соединенное с влагою, оставалось пребывать в том же самом месте вследствие своей тяжести" (4. Т.1, ч.1. С.338).
Постепенно сжимаясь и скапливаясь, это иловидное вещество из своих жидких частей образовало море, а из более твердых – землю, которая первоначально была влажной и рыхлой. С появлением огня (солнца) земля сперва затвердела, и в ней началось на поверхности брожение. Появились гниющие образования, покрытые тонкими оболочками. Нечто подобное, по мнению Демокрита, можно наблюдать еще и сейчас в болотных местах и в стоячих водах, когда после холода наступает жара, происходит выделение воздуха.
Вследствие согревания гниющих образований появилась жизнь. "Когда эти образования, носившие плод во чреве, вполне созрели, и их оболочки прожглись насквозь и разорвались, тогда из них возникли разнообразные формы животных" (4. Т.1, ч.1. С.339).
Из таким образом возникших первых животных те, которые имели в себе больше теплоты, составили птиц; из тех, которые заключали в себе смесь земли, образовались пресмыкающиеся и сухопутные; те же, которые несли в себе больше влаги, стали водными животными. "Земля же, все более отвердевая под действием солнечного огня и ветров, наконец, более стала не в состоянии рождать ничего из более крупных животных, но каждый вид живых существ стал рождаться от их взаимного совокупления" (4. Т.1, ч.1. С.339).
Появившиеся люди, согласно Демокриту, для поддержания своей жизни нуждались в питании. Они "вели беспорядочный и звероподобный образ жизни. Действуя каждый сам по себе, в одиночку, они выходили на поиски пищи и добывали себе наиболее годную траву и дикорастущие плоды деревьев" (4. Т.1, ч.1. С.343).
Первым людям пришлось вести тяжелую и опасную жизнь. Но постепенно они научились "помогать друг другу благодаря пользе, приносимой совместными действиями. Собираясь же вместе вследствие страха, они мало-помалу стали познавать знаки, подаваемые ими друг другу" (4. Т.1, ч.1. С.344).
Человеческий язык возник в результате совместной жизни и борьбы за существование. Вначале он был бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно в общении друг с другом люди стали устанавливать словесные символы относительно каждой вещи, и таким образом они создали самим себе привычную речь обо всем существующем. Многообразие языков, по Демокриту, связано с тем, что первоначальные сообщества людей возникли не в одном каком-то месте, а "по всей обитаемой земле", и каждая людская группа "составляла слова как ей пришлось" (4. Т.1, ч.1. С.344).
Первые люди не были защищены одеждой от холода. Они голодали, мерзли без теплых жилищ, погибали от животных и т.п. По этой причине многие из них погибали зимой от холода и недостатка пищи. Но опыт научил их искать убежища в пещерах и откладывать про запас те из плодов, которые могут сохраниться. Потом они научились употреблять огонь и другим полезным вещам. Ими были освоены искусства и все, могущее быть полезным для общественной жизни, ибо "сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познавании каждой вещи. Так нужда научила всему богато одаренное от природы живое существо, обладающее годными на все руками, разумом и сметливостью души" (4. Т.1, ч.1. С.345).
Различным видам деятельности, по Демокриту, люди научились от других животных, подражая им. Так возникло искусство. "От животных, – говорит Демокрит, – мы путем подражания научились важнейшим делам: а именно мы – ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточки в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедя и соловья, в пении" (4. Т.1, ч.1. С.346).
Таким образом, в древнегреческой философии появились идеи происхождения жизни и человека, исключающие вмешательство бога или каких-то иных сверхъестественных сил. Они наивны и метафоричны, но тем не менее давали пищу ищущему уму,предлагали искать основания жизни в самой природе.