Автомобильный холодильный транспорт

Автотранспорт участвует в доставке всего объема скоропортящихся грузов на предприятия торговли и общественного питания, выполняя междугородные, межобластные и внутригородские перевозки. Автотранс­порт широко используют для доставки овощей и фруктов, особенно ран­них, из сельскохозяйственных районов в крупные промышленные центры. Такие перевозки должны осуществляться лишь специальным автотранс­портом. Для сохранения высокого качества плоды и овощи сразу же после сбора должны подвергаться быстрому охлаждению в стационарных (заго­товительных) холодильниках до температуры перевозки. Только после этого их следует загружать в автотранспорт, так как холодильные уста­новки авторефрижераторов рассчитаны лишь на погашение внешних теплопритоков и не рассчитаны на охлаждение грузов.

Холодильный автотранспорт осуществляет два вида основных пе­ревозок.

Междугородные перевозки выполняют на расстояние до несколь­ких тысяч километров транспортом большой грузоподъемности. Это преимущественно перевозки продуктов с крупных предприятий пище­вой промышленности (мясокомбинатов, молокоперерабатывающих за­водов и др.) в крупные промышленные центры на распределительные холодильники, склады и базы. Из сельскохозяйственных районов осу­ществляют межобластные перевозки ранних овощей и фруктов. Такие перевозки занимают продолжительное время – несколько суток.

Различают два типа автотранспортных средств, предназначенных для перевозок скоропортящихся грузов: изотермические автомобили и авторефрижераторы.

Изотермические автомобили имеют теплоизолированный кузов, пре­пятствующий недопустимому повышению температуры перевозимых про­дуктов летом или понижению температуры зимой.

В ряде случаев для замедления процессов повышения температуры воздуха, внутри кузова помещают сосуды с водным или сухим льдом или с замороженным эвтектическим раствором (зероторное охлаждение).

Отсутствие возможности поддержания и регулирования темпера­туры воздуха внутри кузова изотермического автомобиля, позволяет их использовать лишь для ближних краткосрочных перевозок.

Авторефрижераторы наряду с изотермическим кузовом имеют холодильную установку, которая обеспечивает поддержание необходи­мой температуры воздуха внутри кузова с колебаниями, не выходящими за заданные пределы.

Наиболее распространены следующие системы охлаждения реф­рижераторов:

• с помощью автономных агрегатированных холодильных машин;

• с помощью сжиженных природных газов – азота, воздуха, пропан-бутана, углекислого газа, а также с помощью сухого льда (твердая двуокись углерода СО2).

Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки, а выбор за­висит от ряда факторов, представляющих особую инженерную задачу.

Конструктивное исполнение авторефрижератора в основном опре­деляется его грузоподъемностью. Автомобили малой (до 1 т включи­тельно) и средней грузоподъемности (2-5 т) обычно представляют со­бой единую конструкцию, состоящую из изотермического кузова, расположенного на общем шасси с кабиной водителя.

Агрегатированная холодильная установка авторефрижератора средней грузоподъемности располагается над кабиной на передней стенке кузова, и компрессор может иметь привод от основного двигателя автомобиля или от автономного двигателя внутреннего сгорания, кото­рый располагается вместе с компрессором на одной раме.

Изотермические кузова автомобилей большой грузоподъемности располагаются на самостоятельном шасси полуприцепа. Хо­лодильная установка помещается спереди, в виде автономного навесно­го агрегата.