Автомобильный холодильный транспорт
Автотранспорт участвует в доставке всего объема скоропортящихся грузов на предприятия торговли и общественного питания, выполняя междугородные, межобластные и внутригородские перевозки. Автотранспорт широко используют для доставки овощей и фруктов, особенно ранних, из сельскохозяйственных районов в крупные промышленные центры. Такие перевозки должны осуществляться лишь специальным автотранспортом. Для сохранения высокого качества плоды и овощи сразу же после сбора должны подвергаться быстрому охлаждению в стационарных (заготовительных) холодильниках до температуры перевозки. Только после этого их следует загружать в автотранспорт, так как холодильные установки авторефрижераторов рассчитаны лишь на погашение внешних теплопритоков и не рассчитаны на охлаждение грузов.
Холодильный автотранспорт осуществляет два вида основных перевозок.
Междугородные перевозки выполняют на расстояние до нескольких тысяч километров транспортом большой грузоподъемности. Это преимущественно перевозки продуктов с крупных предприятий пищевой промышленности (мясокомбинатов, молокоперерабатывающих заводов и др.) в крупные промышленные центры на распределительные холодильники, склады и базы. Из сельскохозяйственных районов осуществляют межобластные перевозки ранних овощей и фруктов. Такие перевозки занимают продолжительное время – несколько суток.
Различают два типа автотранспортных средств, предназначенных для перевозок скоропортящихся грузов: изотермические автомобили и авторефрижераторы.
Изотермические автомобили имеют теплоизолированный кузов, препятствующий недопустимому повышению температуры перевозимых продуктов летом или понижению температуры зимой.
В ряде случаев для замедления процессов повышения температуры воздуха, внутри кузова помещают сосуды с водным или сухим льдом или с замороженным эвтектическим раствором (зероторное охлаждение).
Отсутствие возможности поддержания и регулирования температуры воздуха внутри кузова изотермического автомобиля, позволяет их использовать лишь для ближних краткосрочных перевозок.
Авторефрижераторы наряду с изотермическим кузовом имеют холодильную установку, которая обеспечивает поддержание необходимой температуры воздуха внутри кузова с колебаниями, не выходящими за заданные пределы.
Наиболее распространены следующие системы охлаждения рефрижераторов:
• с помощью автономных агрегатированных холодильных машин;
• с помощью сжиженных природных газов – азота, воздуха, пропан-бутана, углекислого газа, а также с помощью сухого льда (твердая двуокись углерода СО2).
Каждая из систем имеет свои преимущества и недостатки, а выбор зависит от ряда факторов, представляющих особую инженерную задачу.
Конструктивное исполнение авторефрижератора в основном определяется его грузоподъемностью. Автомобили малой (до 1 т включительно) и средней грузоподъемности (2-5 т) обычно представляют собой единую конструкцию, состоящую из изотермического кузова, расположенного на общем шасси с кабиной водителя.
Агрегатированная холодильная установка авторефрижератора средней грузоподъемности располагается над кабиной на передней стенке кузова, и компрессор может иметь привод от основного двигателя автомобиля или от автономного двигателя внутреннего сгорания, который располагается вместе с компрессором на одной раме.
Изотермические кузова автомобилей большой грузоподъемности располагаются на самостоятельном шасси полуприцепа. Холодильная установка помещается спереди, в виде автономного навесного агрегата.