Тема 4. Гносеология – философия познания
1. Заполните схему
Дайте определение и приведите примеры каждой из указанных форм
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Охарактеризуйте основные виды познавательной деятельности человека и приведите примеры к каждому из них.
Вид познавательной деятельности | Характеристика вида | Пример познавательной деятельности |
Обыденное познание | _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
Мифологическое познание | _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
Игра | _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
Религиозное познание | _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
Художественное познание | _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
Научное познание | _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ _______________________ | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
3. Немецкий мыслитель, поэт Иоганн Вольфганг Гёте писал:
«Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней»
«Фауст» (Ч. I. Ночь)
Как бы Вы ответили на этот вопрос? Что значит знать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прокомментируйте фразу древнегреческого философа, представителя милетской школы античной философии Анаксимандра «Знание увеличивает незнание»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу
Понятие | Характеристика | Примеры (или ассоциации) |
Объективная истина | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
Абсолютная истина | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
Относительная истина | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
Конкретная истина | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
Заблуждение | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
Ложь | _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
6. Установите соответствие между критериями истины и именами философов, их выдвинувших. Выберите имя философа из предложенного списка и напишите рядом с критерием.
Всеобщность и необходимость________________________________________
Простота и ясность, отчётливость и самоочевидность_____________________
Общезначимость____________________________________________________
Соответствие мысли и предмета, знания и действительности_______________
Противоречивость__________________________________________________
Практика__________________________________________________________Тождество мышления и бытия________________________________________
1. Аристотель
2. И. Кант
3. Р. Декарт
4. Парменид
5. К.Маркс
6. Г. Гегель
7. А. Богданов
Напишите эссе на тему: «Правда и истина».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Американский философ Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» утверждает, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы мировоззрения. Прочитайте выдержки из работы философа и ответьте на вопросы.
«...термин «нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений – достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. В наши дни такие достижения излагаются, хотя и редко в их первоначальной форме, учебниками – элементарными или повышенного типа. Эти учебники разъясняют сущность принятой теории, иллюстрируют многие или все ее удачные применения и сравнивают эти применения с типичными наблюдениями и экспериментами. До того как подобные учебники стали общераспространенными, что произошло в начале ХIХ столетия (а для вновь формирующихся наук даже позднее), аналогичную функцию выполняли знаменитые классические труды ученых: «Физика» Аристотеля, «Альмагест» Птолемея, «Начала» и «Оптика» Ньютона, «Электричество» Франклина, «Химия» Лавуазье, «Геология» Лайеля и многие другие. Долгое время они неявно определяли правомерность проблем и методов исследования каждой области науки для последующих поколений ученых. Это было возможно благодаря двум существенным особенностям этих трудов. Их создание было в достаточной мере беспрецедентным, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников из конкурирующих направлений научных исследований. В то же время они были достаточно открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.
Достижения, обладающие двумя этими характеристиками, я буду называть далее «парадигмами», термином, тесно связанным с понятием «нормальной науки». Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» | Томас Самюэл Кун (1922 – 1996) |
и так далее. Изучение парадигм, в том числе парадигм гораздо более специализированных, чем названные мною здесь в целях иллюстрации, является тем, что главным образом и подготавливает студента к членству в том или ином научном сообществе. Поскольку он присоединяется таким образом к людям, которые изучали основы их научной области на тех же самых конкретных моделях, его последующая практика в научном исследовании не часто будет обнаруживать резкое расхождение с фундаментальными принципами. Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования.
...Формирование парадигмы и появление на ее основе более эзотерического типа исследования является признаком зрелости развития любой научной дисциплины».
«...научные революции рассматриваются здесь как такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой. Однако этим сказано не все, и существенный момент того, что еще следует сказать, содержится в следующем вопросе. Почему изменение парадигмы должно быть названо революцией? Если учитывать широкое, существенное различие между политическим и научным развитием, какой параллелизм может оправдать метафору, которая находит революцию и в том и в другом? Один аспект аналогии должен быть уже очевиден. Политические революции начинаются с роста сознания (часто ограничиваемого некоторой частью политического сообщества), что существующие институты перестали адекватно реагировать на проблемы, поставленные средой, которую они же отчасти создали. Научные революции во многом точно так же начинаются с возрастания сознания, опять-таки часто ограниченного узким подразделением научного сообщества, что существующая парадигма перестала адекватно функционировать при исследовании того аспекта природы, к которому сама эта парадигма раньше проложила путь. И в политическом и в научном развитии осознание нарушения функции, которое может привести к кризису, составляет предпосылку революции. Кроме того, хотя это, видимо, уже будет злоупотреблением метафорой, аналогия существует не только для крупных изменений парадигмы, подобных изменениям, осуществленным Лавуазье и Коперником, но также для намного менее значительных изменений, связанных с усвоением нового вида явления, будь то кислород или рентгеновские лучи. ...
...Этот генетический аспект аналогии между политическим и научным развитием не подлежит никакому сомнению. Однако аналогия имеет второй, более глубокий аспект, от которого зависит значение первого. Политические революции направлены на изменение политических институтов способами, которые эти институты сами по себе запрещают. Поэтому успех революций вынуждает частично отказаться от ряда институтов в пользу других, а в промежутке общество вообще управляется институтами не полностью. Первоначально именно кризис ослабляет роль политических институтов, так же, как мы уже видели, он ослабляет роль парадигмы.
Возрастает число личностей, которые во все большей степени отстраняются от политической жизни, или же если не отстраняются, то в ее рамках поведение их становится более и более странным. Затем, когда кризис усиливается, многие из этих личностей объединяются между собой для создания некоторого конкретного плана преобразования общества в новую институциональную структуру. В этом пункте общество разделяется на враждующие лагери или партии; одна партия пытается отстоять старые социальные институты, другие пытаются установить некоторые новые. Когда такая поляризация произошла, политический выход из создавшегося положения оказывается невозможным. Поскольку различные лагери расходятся по вопросу о форме, в которой политическое изменение будет успешно осуществляться и развиваться, и поскольку они не признают никакой надынституциональной структуры для примирения разногласий, приведших к революции, то вступающие в революционный конфликт партии должны в конце концов обратиться к средствам массового убеждения, часто включая и силу. Хотя революции играли жизненно важную роль в преобразовании политических институтов, эта роль зависит частично от внеполитических и внеинституциональных событий.
Остальная часть настоящего очерка нацелена на то, чтобы показать, что историческое изучение парадигмального изменения раскрывает в эволюции наук характеристики, весьма сходные с отмеченными. Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества. Вследствие того что выбор носит такой характер, он не детерминирован и не может быть детерминирован просто ценностными характеристиками процедур нормальной науки. Последние зависят частично от отдельно взятой парадигмы, а эта парадигма и является как раз объектом разногласий. Когда парадигмы, как это и должно быть, попадают в русло споров о выборе парадигмы, вопрос об их значении по необходимости попадает в замкнутый круг: каждая группа использует свою собственную парадигму для аргументации в защиту этой же парадигмы.
Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. – С. 28 – 29, 128 – 130
Что такое «нормальная наука»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое парадигма?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое научная революция? И почему Т. Кун употребляет термин «революция» для характеристики смены научных парадигм?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите в дополнительной литературе и опишите механизм перехода от одной парадигмы к другой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Заполните схему
9. Объясните понятия
Эмпиризм – _______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рационализм – _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Агностицизм – _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите принадлежность высказывания к эмпиризму или рационализму. Ответ аргументируйте.
1. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и, по мере того как разум постепенно осваивается c некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его c каждым днем становится все более и более заметным. (Д. Локк).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный. (Ф. Бэкон).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания [и его предмета]. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль. В качестве науки истина есть чистое развивающееся самопознание и имеет образ самости, [что выражается в том], что в себе и для себя сущее есть осознанное (gewusster) понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее. (Г.В.Ф. Гегель).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Все, что мы достоверно знаем, состоит или в доказательствах, или в опытах. И в том и в другом правит разум. Ведь самое искусство постановки эксперимента и пользования опытами покоится на точных основаниях, разумеется в той мере, в какой оно не зависит от случая, или фортуны. <…> Даже имея уже поставленные опыты, которые, бесспорно, и при благоприятной фортуне требуют затрат, оборудования и времени, говорить об усовершенствовании наук можно, лишь поскольку они обосновываются разумом. (Г.В. Лейбниц).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Когда вследствие течения моих представлений или благодаря колебаниям, возбужденным определенными звуками в органе моего слуха, я припоминаю образ дуба, тогда состояние моих внутренних органов должно по необходимости быть приблизительно таким, каким оно было, когда я видел этот дуб. Но это состояние должно неоспоримо производить ощущение: отсюда ясно, что вспомнить – значит ощущать. (К. Гельвеций).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Все перцепции [восприятия] человеческого ума сводятся к двум отличным друг от друга родам, которые я буду называть впечатлениями (impressions) и идеями. Различие между последними состоит в той степени силы и живости, c которой они поражают наш ум и прокладывают свой путь в наше мышление или сознание. Те восприятия [перцепции], которые входят (в сознание] c наибольшей силой и неудержимостью, мы назовем впечатлениями, причем я буду подразумевать под этим именем все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе (soul). Под идеями же я буду подразумевать слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении… (Д. Юм).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Далее, ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотя они и дают важнейшие знания о единичном, но они ни относительно чего не указывают «почему», например почему огонь горяч, а указывают лишь, что он горяч. (Аристотель).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт... (Ф. Бэкон).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Но хотя всякое наше познание и начинается c опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его. (И. Кант).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. То обстоятельство, что одно имя может быть общим многим вещам, привело к тому, что некоторые люди полагают, будто сами вещи универсальны. Эти люди серьезно уверяют, что сверх Петра, Ивана и всех остальных людей, которые существуют, существовали или будут существовать в мире, есть еще нечто другое, что мы называем человек или человек вообще. Ошибка этих людей состоит в том, что они принимают универсальные, или всеобщие, имена за вещи, которые этими именами обозначают. И в самом деле, если кто-либо предлагает художнику нарисовать человека или человека вообще, то он имеет в виду лишь то, что художник волен выбрать того человека, которого он будет рисовать, причем, однако, художник вынужден будет рисовать одного из тех людей, которые существуют, существовали или будут существовать и из которых никто не яв
ляется человеком вообще. (Т. Гоббс).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Ответьте на вопросы теста.
1. Выражением позиций учёных какого направления является фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»?
А. | Рационалистов | В. | Идеалистов |
Б. | Агностиков | Г. | Эмпириков |
2. Сторонники какого течения выдвигают в качестве критерия истины полезность?
А. | Марксизм | В. | Прагматизм |
Б. | Позитивизм | Г. | Феноменология |
3. Как называется учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе?
А. | Конвенционализм | В. | Пирронизм |
Б. | Релятивизм | Г. | Эмпиризм |
4. Кто из нижеперечисленных философов является представителем агностицизма?
А. | Д. Юм | Б. | К. Маркс | В. | Т. Гоббс | Г. | Б. Спиноза |
5. Примером какого знания является утверждение: «Знак зодиака, под которым рождён человек, влияет на его судьбу»?
А. | Научного | В. | Паранаучного |
Б. | Обыденного | Г. | Религиозного |
6. В каком веке проблемы познания и поиска научного метода становятся центральными в европейской философии?
А. | XV в. | Б. | XVI в. | В. | XVII в. | Г. | XVIII в. |
7. Выберите термин, для которого характерно следующее определение: «Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть...»
А. | Знание | Б. | Концепция | В. | Истина | Г. | Наука |
8. Как называется способность человека решать проблемы без осознания путей и условий своего решения?
А. | Мышление | Б. | Интуиция | В. | Эрудиция | Г. | Интеллект |
9. Кто из философов нового времени разработал индуктивный метод познания?
А. | Ф. Бэкон | Б. | Р. Декарт | В. | Б. Спиноза | Г. | Б. Паскаль |
10. Понятия «ноумен» и «вещь в себе», разработанные И. Кантом, характеризуют его как...