Закон противоречия

 

Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность) диалектики как учения о развитии, раскрывает источник развития. И таким ис­точником, согласно диалектике, является противоречие. Во-вторых, место и значение закона противоречия обус­ловлено тем отношением, в котором он находится к дру­гим законам диалектики. Закон взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений и закон отрицания могут быть правильно поняты как проявление действия этого основного закона.

Основное содержание закона противоречия может быть резюмировано следующим образом: этот закон характе­ризует развитие как движение путем взаимного превращения противоположностей, источником которого выступа­ет противоречие.

Движение путем противоположностей, согласно диа­лектике, есть процесс, проходящий ряд последователь­ных ступеней:

1 ступень: возникновение противоречия;

2 ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;

3 ступень: разрешение противоречия.

На первой ступени происходит раздвоение единого на противоположные стороны. Многообразное содержание предмета, благодаря углублению и заострению какого-либо внутреннего различия (в рамках уже существующего его тождества самому себе), разделяется на две стороны, взаимоотношение и развитие которых пре­вращает возникшее различие в противоположность. Таким образом, тождественное через свое же имманентно возника­ющее различие, изменение в самом себе, при определенных условиях с необходимостью развивается в противополож­ность, порождая противоречие. При этом тождество пони­мается как такое отношение, сторонами которого выступа­ют моменты совпадения, общности или непосредственного единства (нераздельности) присущей вещам, явлениям, процессам качественной или количественной определенно­сти. Различие понимается как отношение, сторонами кото­рого выступают моменты несовпадения, отсутствия общно­сти или единства присущей вещам, явлениям, процессам качественной или количественной определенности. Соглас­но диалектике, нет различия без тождества и тождества без различия. Нет двух вещей, которые бы были либо абсолют­но различны, либо абсолютно тождественны. Именно по­этому всякая вещь, явление и процесс заключают в себе возможность противоречия. Эта возможность становится действительностью, когда различие превращается в противоположность.

Всякая противоположность есть различие, но не вся­кое различие — противоположность. Противополож­ность — это различие в одном и том же отношении, стороны которого: 1) взаимно исключают (отрицают) и 2) взаимно обусловливают (полагают) друг друга. В этом смысле говорят, что действительная противо­положность сама себе противоречит, поскольку содер­жит оба указанных момента в единстве.

Противоречие есть взаимодействие противополож­ностей. Именно это взаимодействие противоположнос­тей движет и изменяет предмет. Таким образом, только то, что содержит в себе противоречие, живет и развива­ется. В этом суть закона противоречия.